Музейно-образовательный комплекс «Родник» База Детского музейного центра с 1994 года Вклад в построение новой гуманистической образовательной стратегии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 ИМ. Ф.Н. КРАСОВСКОГО ГОРОДА ГАЛИЧА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 6 декабря.
Advertisements

МБОУ – Берёзовская средняя общеобразовательная школа 12.
Пояснительная записка В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И.
Региональный компонент – как инновационная практика в современном ДОУ. Воспитатель МДОУ 92 Костюченко М.Н. Костюченко М.Н.
Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
Реализация деятельностного подхода в ДОО посредством самостоятельного создания мультипликационных фильмов по произведениями поэтов города Ишима Лобода.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД 588.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Представление педагогической деятельности учителя начальных классов Хомутниковой Ирины Сергеевны Наш адрес: РФ, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
Левитина Ольга Александровна Педагог дополнительного образования по английскому языку.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
Формирование представлений о родном крае в игровой и познавательной деятельности детей 6-7 лет Выполнила: Копылова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ.
Транксрипт:

Музейно-образовательный комплекс «Родник» База Детского музейного центра с 1994 года Вклад в построение новой гуманистической образовательной стратегии школы, которая формулируется как образование культурой Инновационная структура внутренней среды школы, которая способствует наращиванию культурного потенциала образовательного учреждения,созданию стиля духовных отношений Поиск и обретение механизма реализации национального, регионального и муниципального компонента в образовании Социокультурный и музейно- образовательный центр полисистемного округа Древлянка Музей, в котором хранятся, изучаются и представляются музейные предметы и предметы музейного значения Ресурсный центр музейной педагогики городской системы образования Детский музей Клуб по интересам

Особенности методики в основе уроков с использованием приемов и методов музейной педагогики лежит музейный предмет - «вещь» смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд» урока, темы, раздела программы, т.е. «вещный ряд» - в основе обучения в методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона, однако ЗУН являются не целью, а средством развития ребенка реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности расширение культурного кругозора учащихся, формирование художественно-эстетического вкуса, выбор и осознание личных пристрастий происходит в системе внеурочной деятельности (использование возможностей учреждений образования и культуры города и республики)

информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Музейный предмет (вещь) становится источником: Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? Когда? Какой весною? И долго ль цвел? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

Развитие личности ребенка I ступень (1-4 кл.) - развитие ЗУН посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба»; II ступень (5-9кл.) - развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия произведений искусства с собственной творческой практикой; III ступень (10-11 кл.) - формирование эмоционально- нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие художественно-эстетических потребностей, ценностных ориентаций личности.

Позиция ученика в музейно-образовательной деятельности позиция созидания; не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; личная ответственность в отношении к культурному прошлому, настоящему и будущему; бережное и уважительное отношение к культурному наследию; от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка

Позиция учителя (музейного педагога, классного руководителя) при организации музейно-образовательной деятельности Создает условия для культуротворческой деятельности; Организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях); Содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей; Высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.

Музейно – педагогические методы: Погружение в среду Диалогические формы Методы театрализации и инсценировки Элементы практического исследования, связанного с изучением предмета Метод репродуцирования (восстановление праздничных обрядов, фрагментов народных праздников)

непосредственный контакт с предметом (можно брать в руки, рассматривать, манипулировать) работа по вопроснику (поиск и получение информации от самого предмета) наблюдение, сравнение, анализ копирование формы поиск аналогов имитация действия овеществление деталей художественного текста историческая реконструкция ролевые игры (театрализация) организационно-коммуникативные игровые ситуации Приемы работы с предметным миром культуры:

Вопросы для работы с вещественным источником для младшего школьного возраста Из чего сделан предмет? Кто и как сделал предмет? Зачем, для чего служил в свое время? А сейчас он как воспринимается? В какой обстановке его делали? Что его создатель мог видеть, слышать, о чем думать? Кому он принадлежал? (пофантазировать, но с учетом реальных данных); Красив ли он? Его цвет, силуэт, на что он похож? Что пили и ели в то время? Кто? Из чего? Что бы ты сделал с предметом, если бы жил тогда? А ты можешь сделать копию этого предмета? (разница между копией и подлинником) Если бы ты нашел старинную вещь, как бы ты с ней поступил?

Приемы и методы музейной технологии используются в преподавании следующих предметов: В начальной школе: Труд Музыка Изобразительное искусство Литературное чтение Окружающий мир Музейные занятия В средней и старшей школе: Мировая художественная культура Литература Технология История Моя Карелия Иностранный язык Библиотечные уроки

Технология

Музыка

Изобразительное искусство

История

Иностранный язык

Музейные занятия

Музейные занятия для воспитанников ДОУ

Библиотечные уроки «Карельские сказки»

Литературное чтение Тема урокаПредметный ряд 1«К.Ушинский. Наше Отечество»флаг, герб, гимн России, флаг, герб, гимн Карелии, рубаха, сарафан, полотенце. 2«Русская народная сказка. Самое дорогое» лен, прялка, веретено, кросна, корзина. 3«Русская народная сказка. Два Мороза»колокольчик, бубенчик, лапти. 4«Н.Носов. Находчивость» сундук, кочерга, рогожа. 5«К.Ушинский. Кто дерет нос кверху»колосья пшеницы, цеп. 6«К.Ушинский. Спор деревьев»макет избы. 7«Л.Пантелеев. Две лягушки»глиняный горшок. 8«В.Даль. Кузовок» (игра)кузовок. 9«К.Ушинский. Два плуга»плуг, соха, косарь, цеп, короб. 10«Русская народная сказка. Лисичка со скалочкой» скалка. 11«Б.Емельянов. Зеленая букашина»чернильница, перьевая ручка.

Окружающий мир Тема урокаПредметный ряд 1 «Разнообразие изменений».макеты храма, избы, светец, керосиновая лампа, современный светильник. 2 «Осень в жизни человека».цеп, вилы, коса, серп, грабли. 3 «Движение воздуха».макет ветряной мельницы. 4 «Почва – кормилица».мотыга, соха, борона-суковатка. 5 «Зима в жизни наших предков».прялка, веретено, пяльцы, деревянная посуда. 6 «Что и как изучает история».берестяная грамота, глиняная посуда. 7 «Природа в жизни наших предков».лен, трепало, кросна, туес, решето, корзина, прялка, полотенце с вышивкой, кукла «Домовой», балалайка. 8 «Уклад жизни на Руси».макет избы. 9 «Жизнь на селе в старину».ухват, кочерга, чугунок, деревянная посуда, тряпичные куклы. 10 «Старинные города».макеты храмов. 11 «Занятия горожан в старину».гончарный круг, глиняная посуда, стеклянная посуда, изделия жостовские, городецкие, гжельские, палехские, лапти, совок, бочка, туес, рубель. 12 «Одежда наших предков».сарафан, рубаха, кушак, головной убор. 13 «Учение на Руси».берестяная грамота, папирус, гусиное перо, перьевая ручка, шариковая ручка.

«Край в котором я живу» Название раздела, темыПредметный ряд школьного музея (фонды школьного музея) Раздел 1. Природа Карелии 1Особенности природы карельского краяАрхеологическая коллекция 2Карелия – край воды 3Камни всюдуКарельские петроглифы, археологическая коллекция. Творческие задания, разработанные Краеведческим музеем. 4Хвойные деревья карельского лесаИзделия из хвойных деревьев – прялка, мутовка. 5Лиственные деревьяИзделия из бересты: туес, солонка, лапти. Из коры дуба – бочка. 6Кустарники карельского леса 7Экскурсия: наблюдение и распознавание деревьев, кустарников в ближайшем окружении 8-9Животный мир Карелии 10«Порхающая и поющая красота»Уток (поплавок - приманка) 11Времена года Карелии 12Повторительно - обобщающий урок

Раздел 2. Край наш – КарелияПолет на высоте 300 лет 13Край, в котором ты живешьЧучела (биология) 14История семьиГенеалогическое древо династии Романовых, семьи Пушкина. Семейный архив Крупянского Ю.Н., Бекреневой Н.А. 15Дом, в котором живешь 16Путешествие по своей улицеКарта Петрозаводска 15 в. 17Города и поселки Карелии 18Петрозаводск – столица КарелииФото старого Петрозаводска 19Дивный остров - КижиФото достопримечательностей о. Кижи 20Экскурсия к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края Раздел 3. Народные ремесла 21Как рождались ремесла 22Женские ремеслаДетали ткацкого станка, прялка, пяльцы, светец, керосиновая лампа 23Мужские ремеслаДеревянная кухонная утварь, колодки. Бочка. Короб, сетка рыболовная, игла для сетей, цеп 24Кантеле напевыМакет кантеле

Результаты диагностики возможностей применения приемов и методов музейной технологии на уроках в начальной школе. А. После участия в семинаре изменилось представление о музейной педагогике как образовательной технологии В. Считают привлекательными приемы и методы музейной технологии для применения на уроках С. Появилось желание использовать методы музейной педагогики в своей работе.

Согласно проведенному анкетированию 100% педагогов школы удовлетворены и поддерживают работу музейно- образовательного комплекса «Родник». Мониторинг востребованности МОК Мнение педагогов Расширяет кругозор Учит слушать и слышать Развивает речь Повышает самооценку Мотивирует к активной жизненной позиции Воспитывает патриотизм, гражданственность Развивает интерес к истории, культуре, традициям родного края

Распространение опыта музейно-образовательной деятельности Публикации «Столичное образование» (Петрозаводск) «Воспитание школьников» - научно-методический журнал. (Москва) «Духовно-нравственное воспитание» (Москва) газета «Карелия» Сборники докладов по итогам конференций Интернет Конференции, семинары участие в 15 городских, республиканских, межрегиональных семинарах; на базе МОК проведено 12 (ПДС), научно-методических, научно-практических семинаров мониторинг и диагностика деятельности РЦ музейной педагогики на базе МОК «Родник».