Функции языка

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Лекция 5. I. Природа и сущность языка Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением.
Advertisements

Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Речь. Виды речи.
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Основными функциями языка являются : Коммуникативная ( функция общения ); Мыслеформирующая ( функция воплощения и выражения мысли.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Транксрипт:

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Лекция 5

I. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА. Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании. Язык рассматривается как явление : 1) биологическое ( или природное ); 2) психологическое ( индивидуальное ); 3) социальное ( общественное ). Разное понимание сущности языка порождало и разные подходы к его определению – каждая теория акцентировала разные моменты : отношение языка к мышлению, структурную организацию языка, важнейшие функции языка и т. д.

II. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Любой этнический язык существует в определённом социуме. Он выполняет множество функций. Функция языка - предназначение языка как данности, как системы знаков выполнять определённую роль в жизнедеятельности некоторого социума. В языкознании слово функция обычно употребляется в смысле « производимая работа », « назначение », « роль ».

2.1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ - одна из важных функций, т. к. назначение языка - служить средством общения, имея в виду обмен мыслями через определённую знаковую систему. Она позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и принимать к сведению. Коммуникация – общение, обмен информацией. Коммуникативная функция языка изучалась в лингвистике на протяжении всей её истории и получила множество интерпретаций и обоснований. Язык по своей природе имеет одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации

Информация - сообщение о положении дел, сведения, предназначенные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы, лежит в основе коммуникативной функции. Информация передаётся в пространстве и во времени. Информация сохраняется и передаётся из века в век, из тысячелетия к тысячелетию. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного за большой период времени. Информация реализуется в речи – одном из важнейших факторов человека.

2.2. ПОДФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Коммуникативная Коммуникативная функция языка ( служить средством общения ) имеет несколько подфункций и частных функций : Констатирующая Констатирующая – служит для простого « нейтрального » сообщения о факте и выражена в повествовательных предложениях.

Регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в микроколлективах. Её цель - воздействовать на адресата сообщения : побудить, запретить, предостеречь. A. волеизъявительная – выражается в просьбах и приказах ; B. вопросительная – служит для запроса о факте ; C. апеллятивная ( призывная ) - направлена на побуждение к какому - либо действию или регуляцию действий.

Контактоустанавливающая ( фатическая ) функция выполняет функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда контакта ещё нет или уже нет ( приветствие, прощание, обмен репликами о погоде т. п.). В относительно постоянных коллективах установление и поддержание речевых контактов – важнейшее средство регулирования отношений. Общение с родственниками, соседями, сослуживцами нужно не только для поддержания определённых отношений в микроколлективах, оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, реализации как личности.

Регулятивная и фатическая функции языка направлены не только на улучшение отношений между членами микроколлектива, но и используются в « репрессивных » целях, оттолкнуть от себя собеседника. Т. е., язык используется не только для взаимных « поглаживаний », но также для « уколов » и « ударов » - выражения угрозы, оскорбления, ругательства и т. д.

Эмоционально - экспрессивная функция выражается в способности человека передавать с помощью языка свои чувства, ощущения, переживания. Она помогает выразить личность говорящего, его настроение и эмоции с помощью интонации и подбора слов. Эта функция реализуется тогда, когда в сообщении прямо выражено субъективно - психологическое отношение адресанта к предмету речи ( интонация, междометия, слова с эмоционально - экспрессивной коннотацией и т. п.).

Метаязыковая функция ( языковой комментарий ) выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств, т. е. система языка может объяснять саму себя, например, это - определения, толкования и дефиниции научных понятий, объяснение значений слов, непонятных для собеседника.

Эстетическая функция - средство выражения эстетического воздействия на человека ( сфера художественной литературы ). Она связана с выражением чувства прекрасного, гармонии между содержанием и формой. В рекламе данная функция проявляется через использование образных средств ( тропов, фигур экспрессивного синтаксиса ), обновление привычного словоупотребления ( каламбуры, рифмы ). Эстетическая функция в рекламе - звуковая и словесная фактура, т. е. форма рекламного объявления.

Этническая ( группообразующая ) функция Язык – средство объединяющее некий этнос ( народ ). Этническая функция помогает сформироваться национальному самосознанию. Этническая функция определяется отношением людей к языку, традициям культуры и национально - языковой политикой. Основополагающим признаком этноса выступает этническое самосознание, его же ярчайшим проявлением становится этноним, т. е. название народа, национальности, племени.

Магическая функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, « потусторонней » силой. Вера человека, что слово / язык способен повлиять на последующие события. Данная функция связана с религиозными и мистическими верованиями, например, Ни дна тебе, ни покрышки.

Язык не только средство передачи « готовой мысли », но и средство формирования мысли. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский говорил « мысль не просто выражается в слове, мысль в слове совершается ».

3. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ( КОГНИТИВНАЯ ) ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА Словесная форма мышления – основная. Она служит средством формирования и выражения мыслей. Говорить – значит выражать свои мысли. Мысли формируются с помощью языка. Мыслительную функцию взращивает коммуникативная функция. При формировании мысль опирается на категории и единицы языка. Основная форма мышления - языковая, словесная. Но существуют и другие формы мышления – образная, предметная. Язык – не просто форма, не средство мышления, а скорее, его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.

3.1 ПОДФУНКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Номинативная ( именующая ) функция языка выражается в называниях объектов и явлений действительности : они составляют неотъемлемую часть познания. Номинация позволяет « застолбить » явления действительности в словах, которые что - либо называют. Вся та система понятий, которой обладает современный человек, находится в системе названий. Номинативная функция связана с функцией познавательной, т. к. участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией избирательно, называя только то, что для него ближе и важнее. Чтобы какой - либо предмет приобрёл своё название в языке, он должен перейти « порог значимости ».

Познавательная ( аккумулятивная, накопительная ) функция служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты. Большая часть знаний того, что приходит к человеку, приходит через язык. Как образуется понятие ? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Несущественные признаки отбрасываются, существенные остаются. Слово – типичная, нормальная форма существования понятия. Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка.

4. ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ( Э. Сепир, Б. Л. Уорф ) - структура языка определяет структуру мышления, т. е. человек живёт не столько в мире объективной действительности, сколько в мире языка. Мышление, а значит и познание окружающего мира, определяется конкретным языком. Нет общего для всех объективного познания, потому что человек членит окружающую действительность под влиянием конкретного языка.

Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по - разному видят мир. Мне не спится I са nt sleep. Мне кажется It seems to me. Мне не везёт I am not lucky. Язык влияет на мышление, а мышление влияет на язык Онтогенез : язык => мышление, влияние языка на мышление ; Филогенез : мышление => язык, менталитет народа влияет на язык.

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Социальные параметры, которые учитывает язык : 1. Пол. Существует много языков, которые делятся на мужской и женский языки. Этот параметр есть и в русском, и в сибирских языках. Например, « Ой, какая прелестная сумочка !». 2. Возраст. Языки разных поколений очень отличаются ( ваши бабушки, родители и вы ). Обычно в функцию старшего поколения входит контроль над языком. Задача молодого поколения вносить инновации в язык. 3. Социальный статус. Мы разговариваем с разными категориями людей по - разному.

6. Язык и мышление. Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи : 1. механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка ; 2. механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления ; 3. мышление может быть как вербальным, так и невербальным ( наглядно образным ).

Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности ; целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений.

Отличия языка от мышления Мышление 1) отражает действительность ; 2) идеально – не имеет свойств материи : массы, протяженности, плотности. Язык 1) выражает действительность ; 2) материален – все его единицы облечены в звуки. Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.

Литература : 1. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, Скибицкая. Социолингвистика. Новосибирск, С Заскока С. А. Введение в языкознание. Конпект лекций. М.: Приор, 2005.