ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ или КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕНГЕЕВА ТАТЬЯНА, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии БИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная Деструкция
Advertisements

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Психологические особенности периода взрослости План Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение в семье Личностная.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
И ЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА. П ЛАН Человек как системный объект исследования. Человек как субъект труда. Психические состояния в процессе трудовой.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Педагогический совет "Адаптация десятиклассников к обучению в старшей (профильной) школе"
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Курс «Психология профессионального самоопределения» (9 предпроф.кл.) Цель курса формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Педагог-психолог Гыйниятова Г.Р. Адаптация первоклассников МОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ или КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕНГЕЕВА ТАТЬЯНА, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии БИПКиПРО

ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ 1. Отставание, замедление профессионального развития. Теряется мотив освоения новых способов работы, стремление решать новые задачи. 1. Отставание, замедление профессионального развития. Теряется мотив освоения новых способов работы, стремление решать новые задачи. 2. Несформированность профессиональной деятельности из-за застревания в профессиональном и личностном развитии. 2. Несформированность профессиональной деятельности из-за застревания в профессиональном и личностном развитии. 3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты. 3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты. 4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, в результате полная или частичная дезадаптация. 4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, в результате полная или частичная дезадаптация. 5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера "как бы" забегает вперед, а другая отстает. 5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера "как бы" забегает вперед, а другая отстает. 6. Ослабление ранее имеющихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. 6. Ослабление ранее имеющихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. 7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствующих негативных качеств. 7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствующих негативных качеств. 8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и "сгорания", ущербной профессиональной позиции). 8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и "сгорания", ущербной профессиональной позиции). 9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. 9. Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. А.К. Маркова А.К. Маркова

КОНЦЕПТУЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для анализа профессионального развития необходимо опираться на следующие концептуальные положения: Для анализа профессионального развития необходимо опираться на следующие концептуальные положения: а) профессиональное развитие – это одновременно и приобретение и потери (совершенствование и деструкции); а) профессиональное развитие – это одновременно и приобретение и потери (совершенствование и деструкции); б) профессиональные деструкции - нарушение уже освоенных способов деятельности; изменения, связанные с переходом к стадиям становления; б) профессиональные деструкции - нарушение уже освоенных способов деятельности; изменения, связанные с переходом к стадиям становления; в) и изменения, связанные с возрастом, физическими и нервными истощениями; в) и изменения, связанные с возрастом, физическими и нервными истощениями; г) преодоление профессиональных деструкций сопровождается напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями; г) преодоление профессиональных деструкций сопровождается напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями; д) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека, его имидж. При длительности выполнении деятельности иные качества остаются не востребованными, другие чрезмерно акцентируются, не совершенствуются. д) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека, его имидж. При длительности выполнении деятельности иные качества остаются не востребованными, другие чрезмерно акцентируются, не совершенствуются.

ФАКТОРЫ Выделяют основную группу факторов, психологических детерминант профессиональных деструкций: Выделяют основную группу факторов, психологических детерминант профессиональных деструкций: 1. Объективные факторы, связанные с социально-профессиональной средой; 1. Объективные факторы, связанные с социально-профессиональной средой; 2. Субъективные, обусловленные особенностями личности, характером взаимоотношений; 2. Субъективные, обусловленные особенностями личности, характером взаимоотношений; 3. Объективно-субъективные, порождаемые системой, организацией, руководством; 3. Объективно-субъективные, порождаемые системой, организацией, руководством;

конкретные психологические причины: конкретные психологические причины: неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора, неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора, стереотипы поведения, стереотипы поведения, психологическая защита, психологическая защита, эмоциональная напряженность, эмоциональная напряженность, ожидания. ожидания.

Показатели снижения профессионализма на стадии профессионализации. Показатели снижения профессионализма на стадии профессионализации. снижение уровня интеллекта, снижение уровня интеллекта, снижение профессиональной активности, снижение профессиональной активности, рост стажа работы, рост стажа работы, индивидуальный предел развития работника, индивидуальный предел развития работника, акцентуации характера, акцентуации характера, старение работника. старение работника.

Труд является одним из важнейших факторов социализации в любых культурах. В процессе труда в семье, затем в школе, в группе молодой человек осваивает социальные нормы и ценности, присущие различным формам трудовой деятельности, самоутверждается и реализует свои социально-профессиональные интересы. Труд является одним из важнейших факторов социализации в любых культурах. В процессе труда в семье, затем в школе, в группе молодой человек осваивает социальные нормы и ценности, присущие различным формам трудовой деятельности, самоутверждается и реализует свои социально-профессиональные интересы. 1.стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера во врача, в продавца, в учителя…); 1.стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера во врача, в продавца, в учителя…); 2. стадия овладения учебной деятельностью (от 6 –8 до лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и так далее; 2. стадия овладения учебной деятельностью (от 6 –8 до лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и так далее; 3. стадия «оптации» optatio – от латинского желание, выбор (от до лет) – это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; 3. стадия «оптации» optatio – от латинского желание, выбор (от до лет) – это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; 4. профессиональной подготовки (от до лет), когда осваиваются основные ценностные, операциональные характеристики профессии; 4. профессиональной подготовки (от до лет), когда осваиваются основные ценностные, операциональные характеристики профессии; 5. стадия развития профессионализма (от до пенсионного возраста), который характеризуется дальнейшим вхождением человека в систему межлюдских отношений данной профессиональной общности и развитием всех элементов структуры субъекта деятельности. 5. стадия развития профессионализма (от до пенсионного возраста), который характеризуется дальнейшим вхождением человека в систему межлюдских отношений данной профессиональной общности и развитием всех элементов структуры субъекта деятельности. Периодизация развития человека как субъекта труда Е. А. Климова

«Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений, навыков, снижению работоспособности». Э.Ф. Зеер. «Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений, навыков, снижению работоспособности». Э.Ф. Зеер.

Пути профессиональной реабилитации, психологической коррекции позволяют снизить негативные последствия деструкций через: позволяют снизить негативные последствия деструкций через: - повышение аутокомпетентности, социально-педагогической компетентности; - повышение аутокомпетентности, социально-педагогической компетентности; - диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; - диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; - прохождение тренингов личностного и профессионального роста; - прохождение тренингов личностного и профессионального роста; - рефлексию профессиональной биографии и разработку альтернативных сценариев дальнейшего личностного профессионального роста; - рефлексию профессиональной биографии и разработку альтернативных сценариев дальнейшего личностного профессионального роста; - профилактику профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; - профилактику профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; - овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально- волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; - овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально- волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; - повышение квалификации, переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение ответственности и новизны работы). Э.Ф. Зеер - повышение квалификации, переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение ответственности и новизны работы). Э.Ф. Зеер

Трудовой путь по Р. Хейвигхерсту 1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции. 2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет) Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: сначала работа, а потом игра. 3.Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру. 4.Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице. 5.Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом. 6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Логико-метрическая модель периодизации жизни человека «Колесо жизни» 1 Стадия детства от рождения до 21 года: которую делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. 1 Стадия детства от рождения до 21 года: которую делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. Стадия творчества от 21 года до 42 лет: время создания семьи - от 21 года до 28 лет, время установления творческих социальных контактов - от 28 лет до 35 лет, время творческого осознания профессии от 35 до 42 лет. Стадия творчества от 21 года до 42 лет: время создания семьи - от 21 года до 28 лет, время установления творческих социальных контактов - от 28 лет до 35 лет, время творческого осознания профессии от 35 до 42 лет. Стадия осознанного отношения к собственной роли от 42 лет до 63: время итогов семейного воспитания - от 42 до 49 лет, время итогов социальной роли от 49 до 57 лет, время итогов трудовой деятельности – от 57 до 63 лет. Стадия осознанного отношения к собственной роли от 42 лет до 63: время итогов семейного воспитания - от 42 до 49 лет, время итогов социальной роли от 49 до 57 лет, время итогов трудовой деятельности – от 57 до 63 лет. Стадия роли человека в жизни мирового сообщества: время передачи историко-культурного наследия в семье от 63 лет до 70 лет время, время передачи социальной роли – от 70 лет до 77, время передачи трудового статуса - от 77 лет до 84 лет. Стадия роли человека в жизни мирового сообщества: время передачи историко-культурного наследия в семье от 63 лет до 70 лет время, время передачи социальной роли – от 70 лет до 77, время передачи трудового статуса - от 77 лет до 84 лет. Стадия итогов жизни от 84 лет до 105 лет: время осознания роли семьи от 84 до 91, время осознанного отношения к социуму 91 до 97 лет – время итогов труда от 97 до 105 лет. Стадия итогов жизни от 84 лет до 105 лет: время осознания роли семьи от 84 до 91, время осознанного отношения к социуму 91 до 97 лет – время итогов труда от 97 до 105 лет.

Стадия детства По нашему мнению стадия детства от рождения до 21 года проходит как период развития по насыщению самосознания в семье. Через развитие эмоций до 7 лет – когда ребенок начинает якать, через оценивание себя «Я-хороший», «Я-плохой». От 7 лет до 14 через развитие словесной активности – самовыражение себя через использование обращения «Я» в форме: «Я говорю вам о себе», «я вас слышу» и т.д. От 14 лет до 21 года через создание образа самого себя и утверждение через сообщения: «Я вижу свои возможности», «Я вижу свои перспективы». По нашему мнению стадия детства от рождения до 21 года проходит как период развития по насыщению самосознания в семье. Через развитие эмоций до 7 лет – когда ребенок начинает якать, через оценивание себя «Я-хороший», «Я-плохой». От 7 лет до 14 через развитие словесной активности – самовыражение себя через использование обращения «Я» в форме: «Я говорю вам о себе», «я вас слышу» и т.д. От 14 лет до 21 года через создание образа самого себя и утверждение через сообщения: «Я вижу свои возможности», «Я вижу свои перспективы». Стадия детства от рождения до 21 года: которую условно делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. Время игры мы условно обозначили «Семья - чувства». От членов семьи, от их самооценки начинает либо закладываться самооценка ребенка, либо мы говорим о проблемах эмоционального развития. Время учебы - «слово о себе другим». Встреча с другом, другими позволяет услышать еще новые доказательства самоутверждения, и сказать другим, утверждаясь. Время развития социального интеллекта- умения дружить, договариваться, сотрудничать. Позитивно у ребенка появляется друг родитель и друг- ребенок. Либо ребенок остается одиноким. Стадия детства от рождения до 21 года: которую условно делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. Время игры мы условно обозначили «Семья - чувства». От членов семьи, от их самооценки начинает либо закладываться самооценка ребенка, либо мы говорим о проблемах эмоционального развития. Время учебы - «слово о себе другим». Встреча с другом, другими позволяет услышать еще новые доказательства самоутверждения, и сказать другим, утверждаясь. Время развития социального интеллекта- умения дружить, договариваться, сотрудничать. Позитивно у ребенка появляется друг родитель и друг- ребенок. Либо ребенок остается одиноким.

Стадия творческого самораскрытия. Стадия творческого самораскрытия. Умения, навыки, приобретенные в период детства претворяются в период творчества с 21 года 42 лет. Важными являются умения создавать доброжелательный эмоциональный фон в молодой семье с 21 года до 28 лет, когда дети в семье имеют благоприятные условия для того, чтобы он научился заявлять о себе «Я хороший». Стадия творческого самораскрытия. Умения, навыки, приобретенные в период детства претворяются в период творчества с 21 года 42 лет. Важными являются умения создавать доброжелательный эмоциональный фон в молодой семье с 21 года до 28 лет, когда дети в семье имеют благоприятные условия для того, чтобы он научился заявлять о себе «Я хороший». Когда родители претворяют в жизнь свой опыт полученный в своей семье у родителей. С умения говорить о себе, научение детей говорить о себе, умения договариваться с родственниками и собственными детьми, друзьями наполняется жизнь с 28 лет до 35 лет. Родители учатся говорить детям о своем отношении к ним. Претворить свои детские интересы в профессиональной жизни появляется от 28 лет до 42 лет. Здесь процесс более насыщен и важен для мужчин. Когда родители претворяют в жизнь свой опыт полученный в своей семье у родителей. С умения говорить о себе, научение детей говорить о себе, умения договариваться с родственниками и собственными детьми, друзьями наполняется жизнь с 28 лет до 35 лет. Родители учатся говорить детям о своем отношении к ним. Претворить свои детские интересы в профессиональной жизни появляется от 28 лет до 42 лет. Здесь процесс более насыщен и важен для мужчин.

Стадия роли человека в жизни общества: Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли с 42 лет до 63 лет это период обучения других тому, чему научился сам в семье, среди других и в профессии. Это время осознания своей роли в семье - с 42 лет до 49, когда происходит смена роли от папы с мамой к роли бабушки, дедушки. У детей формируется позиция: «Я хороший» или «Я плохой». Происходит передача историко-культурного наследия детям и сообществу. Время осознания своего социального интеллекта, своих дружеских связей с 49 лет 56, подведение итогов своих отношений, своих умений дружить. Когда бабушки и дедушки говорят с внуками. 50-летняя юбилейная дата и 55-летие рассматриваются как заслуга перед семьей, перед друзьями, и коллегами. Члены семьи, друзья, коллеги могут сказать о его роли в семье, в дружбе и в профессии. Время осознания своего профессионального пути с 56 до 63 лет это время умений человека сохранить интерес к выбранной профессии, радость полноценного труда и умение сохранить образ себя как человека труда. Человек труда получает признание за свой труд от семьи, друзей, сообщества. Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли с 42 лет до 63 лет это период обучения других тому, чему научился сам в семье, среди других и в профессии. Это время осознания своей роли в семье - с 42 лет до 49, когда происходит смена роли от папы с мамой к роли бабушки, дедушки. У детей формируется позиция: «Я хороший» или «Я плохой». Происходит передача историко-культурного наследия детям и сообществу. Время осознания своего социального интеллекта, своих дружеских связей с 49 лет 56, подведение итогов своих отношений, своих умений дружить. Когда бабушки и дедушки говорят с внуками. 50-летняя юбилейная дата и 55-летие рассматриваются как заслуга перед семьей, перед друзьями, и коллегами. Члены семьи, друзья, коллеги могут сказать о его роли в семье, в дружбе и в профессии. Время осознания своего профессионального пути с 56 до 63 лет это время умений человека сохранить интерес к выбранной профессии, радость полноценного труда и умение сохранить образ себя как человека труда. Человек труда получает признание за свой труд от семьи, друзей, сообщества.

Стадия осознания своей роли в семье, в общении, в труде Стадия роли человека в жизни общества: Стадия планетарного восприятия свой роли начинается с 63 лет и продолжается до 84 лет. Это понимание возникает у тех, кто не зря прожил жизнь, кто наполнил ее смыслами: «Я в семье», «Я с другими», «Я в профессии». Стадия роли человека в жизни общества: Стадия планетарного восприятия свой роли начинается с 63 лет и продолжается до 84 лет. Это понимание возникает у тех, кто не зря прожил жизнь, кто наполнил ее смыслами: «Я в семье», «Я с другими», «Я в профессии».

Стадия итогов жизни Стадия осознания роли человека в жизни мирового сообщества в период от 63 до 70 лет насыщен потребностью прочувствовать результативность представителей других культур в вопросах воспитания детей, с 70 лет до 77 лет потребность говорить о понимании мировых проблем, о роли общественных связей, с 77 до 84 существует потребность в передаче образа самого себя в профессиональной жизни – условно нами названный «периодом мемуаров». Стадия осознания роли человека в жизни мирового сообщества в период от 63 до 70 лет насыщен потребностью прочувствовать результативность представителей других культур в вопросах воспитания детей, с 70 лет до 77 лет потребность говорить о понимании мировых проблем, о роли общественных связей, с 77 до 84 существует потребность в передаче образа самого себя в профессиональной жизни – условно нами названный «периодом мемуаров».

СТРЕСС по Томасу Х. Хоулмзу и Ричарду Х. Рейху. Острота стресса (в баллах) Острота стресса (в баллах) Смерть супруга/супруги 100 Смерть супруга/супруги 100 Развод 73 Развод 73 Расставание супругов 65 Расставание супругов 65 Тюремное заключение 63 Тюремное заключение 63 Смерть кого-то из близких 63 Смерть кого-то из близких 63 Несчастный случай, болезнь 53 Несчастный случай, болезнь 53 Женитьба (замужество) 50 Женитьба (замужество) 50 Увольнение с работы 47 Увольнение с работы 47 Воссоединение супругов 45 Воссоединение супругов 45 Выход на пенсию 45 Выход на пенсию 45 Ухудшение здоровья кого-то из близких 44 Ухудшение здоровья кого-то из близких 44 Беременность 40 Беременность 40 Сексуальные затруднения 39 Сексуальные затруднения 39 Пополнение семьи 39 Пополнение семьи 39 Поступление на работу 39 Поступление на работу 39 Изменение материального положения 38 Изменение материального положения 38 Смерть близкого друга/подруги 37 Смерть близкого друга/подруги 37 Переход на другую работу 36 Переход на другую работу 36 Семейные ссоры стали чаще/реже 35 Семейные ссоры стали чаще/реже 35 Долг свыше $ 31 Долг свыше $ 31 Возвращение долга/ссуды 30 Возвращение долга/ссуды 30

продолжение Ответственность на службе повысилась/понизилась 29 Ответственность на службе повысилась/понизилась 29 Сын или дочь покидают семью 29 Сын или дочь покидают семью 29 Ссора с родней мужа/жены 29 Ссора с родней мужа/жены 29 Успех 28 Успех 28 Жена идет работать/оставляет работу 26 Жена идет работать/оставляет работу 26 Начало/конец школьных занятий 26 Начало/конец школьных занятий 26 Изменения условий жизни 25 Изменения условий жизни 25 Изменение старых привычек 24 Изменение старых привычек 24 Неприятности с руководством на службе 23 Неприятности с руководством на службе 23 Изменение продолжительности или условий работы 20 Изменение продолжительности или условий работы 20 Перемена места жительства 20 Перемена места жительства 20 Перемена школы 20 Перемена школы 20 Перемена в развлечениях 19 Перемена в развлечениях 19 Изменение в деятельности религиозного характера 19 Изменение в деятельности религиозного характера 19 Увеличение/снижение общественной активности 18 Увеличение/снижение общественной активности 18 Долг менее $ 17 Долг менее $ 17 Изменение привычек, связанных со сном 16 Изменение привычек, связанных со сном 16 Семейные праздники отмечаются чаще/реже 15 Семейные праздники отмечаются чаще/реже 15 Изменение режима питания 15 Изменение режима питания 15 Каникулы/отпуск 13 Каникулы/отпуск 13 Рождество 12 Рождество 12 Незначительное нарушение закона 11 Незначительное нарушение закона 11