Разработка управленческих решений. Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 9. Управленческие решения.. Решение Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений Принятие решений – это интегральная часть управления организацией.
Advertisements

Разработка управленческих решений. Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям,
Управленческое решение. Управленческое решение- Управленческое решение- это завершающий этап подготовки управленческого воздействия управляющей системы.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
МЕНЕДЖМЕНТ. Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема
Контрольная работа по дисциплине « Основы делопроизводства » на тему : Становление и развитие распорядительной документации.
Технологические функции менеджмента 1.Решения 2.Коммуникация.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 11. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. План лекции Определение понятия "управленческое решение" Модели принятия решения Индивидуальные стили принятия.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Принятие управленческих решений. Цикл управления.
Тема: Руководитель как субъект организаторской деятельности Теория организации.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. Основные этапы разработки управленческих решений 2. Разработка управленческого решения 3. Принятие решения,
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
Организация реализации управленческих решений Подготовила Юрлова Ксения Константиновна.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными.
Этапы планирования потребности в персонале
Транксрипт:

Разработка управленческих решений

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.

Виды управленческих решений Общие затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.). Частные касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).

Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке). Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).

по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.). по уровням иерархии: зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии принимать решения. по степени структурированности: слабоструктурированные (незапрограммированные) и высокоструктурированные (запрограммированные), т. е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов.

по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые). По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические, оперативные (текущие). Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми. По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников. По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.

По причинам: ситуационные; по предписанию; программные; инициативные; сезонные. По времени действия: оперативные; тактические; стратегические. По организации принятия решений: индивидуальные; коллективные; коллегиальные.

По степени новизны: традиционные; оригинальные. По степени регламентации: нормативные; ориентирующие; рекомендующие. По способу фиксации: письменные, устные, электронные. По содержанию: решения, имеющие количественные характеристики; решения, не имеющие количественных характеристик.

По функциональной направленности: планирующие, организующие, координирующие, информирующие. От системы оценки альтернатив (числа критериев): однокритериальные; многокритериальные. По способу выработки: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.

Формы разработки и реализации УР С точки зрения государственной системы документационного обеспечения управления выделяют следующие виды документов, на основе которых принимаются УР и в которых фиксируется принятое решение: организационно-правовые; распорядительные; справочно-информационные.

К организационно-правовым документам относятся: учредительные документы организации (устав); положение об организации; положение о структурном подразделении, коллегиальном и совещательном органах управления; регламент работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства; структура и штатная численность; штатное расписание; инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (инструкция по делопроизводству); должностные инструкции.

Распорядительные документы - основное назначение - регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельности организаций, входящих в его систему. Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз: от управляющего органа к подчиненным организациям и структурным подразделениям. По своему действию распорядительные документы подразделяются на: -правовые акты, действующие на федеральном уровне: акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами федеральной исполнительной власти.

правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ; правовые акты, действующие в пределах отрасли (издаются отраслевыми органами федеральной исполнительной власти); правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения, фирмы. С точки зрения принятия решения распорядительные документы делятся на: издаваемые в условиях коллегиальности; издаваемые в условиях единоличного принятия решений. Как правило, коллегиально принимаются и издаются постановления и решения.

Стадии управленческого решения Первая стадия - уяснение проблемы - включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена. Вторая стадия - составление плана решения - включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия выполнение решения включает в себя доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений. Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов: определение цели управления; диагностика проблемы; сбор информации, как основной, так и дополнительной; определение критериев ограничений; подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; оценка вариантов решений; выбор окончательного варианта. Принятие решения является главным звеном это творческий этап.

Параметры по целям - субъект управления принимает решение не для удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации. по последствиям - решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия.

по разделению труда - в частной жизни решение выполняется тем, кто его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель - исполнители. по профессионализму - решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений.

Аспекты Психологический аспект - решение представляет собой логико-мыслительный акт субъекта управления, на который могут оказывать влияние различные как внутриличностные, так и внешние факторы. Информационный аспект: 1) к информации, на основе которой принимается решение, предъявляется целый ряд требований в плане ее достоверности, полноты и верифицируемости, поскольку это определяет уровень определенности ситуации и степень риска от принятого решения; 2) само по себе УР - это информация, к которой также предъявляется ряд требований.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям Наличие ясной цели Должно быть обоснованным Иметь адресата и сроки исполнения Должно бать непротиворечивым и правомочным Должно быть эффективным и конкретным Должно быть своевременным Должно обладать полнотой, краткостью и четкостью

Юридический аспект - УР, должно приниматься субъектом, имеющим на то полномочия, поскольку любое решение имеет юридические основания и последствия, представляет собой совокупность прав и обязанностей лиц, задействованных в процессе принятия и исполнения решения. Организационный аспект - УР, как было уже нами рассмотрено, является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления.

Принятие решения это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Типовой процесс принятия решений включает: предварительное формулирование проблемы; определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; выявление и установление ограничений; составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

точное формулирование поставленной задачи; анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; принятие решения; доведение решения до исполнителей; выполнение решения и оценку результата.

Схема разработки и принятия УР Выявление и описание проблемной ситуации, прогноз ее развития либо Анализ состояния внутренней и внешней среды организации Формулировка целей разработки УР Оценка времени и ресурсов, необходимых для разработки УР Разработка альтернативных вариантов УР Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив Выбор альтернатив, разработка и принятие (согласование и утверждение) решения Контроль реализации решения* Оценка эффективности*

Виды решений Организационное решение: – запрограммированное – незапрограммированное Компромиссы Интуитивное решение Решение основанное на суждении Рациональное решение

Этапы принятия решения Этап 1. Диагностика проблемы Диагностика проблемы включает в себя: выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей; установление причин возникновения проблемы; определение характера проблемы;

Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений определение ограничений и формулировка критериев принятия решения. Этап 3. Определение альтернатив Этап 4 Оценка альтернатив Этап 5. Выбор альтернативы Этап 6. Реализация решений Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)

Этапы рационального решения проблем 1 - диагностика проблема; 2 - формулировка ограничений и критериев; 3 – выявление альтернатив; 4 – оценка альтернатив; 5 – окончательный выбор

Пояснения (этапы рационального решения) Диагностика проблемы – необходимость собрать и проанализировать требующуюся внешнюю и внутреннюю информацию. Ограничение решений – это определяемые высшим руководящим звеном, сужения полномочий всех членов организации. Критерии принятия решений – это стандарты, которым оцениваются альтернативные варианты выбора.

Пояснения (этапы рационального решения) Оценка альтернатив – определение достоинств и недостатков каждого из решений, а также возможных последствий. Выбор альтернатив – тщательное определения проблемы, после которого руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными последствиями.

Пояснения (виды решений) Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности. Компромиссы – это решение, которое с учетом все факторов, представляется наиболее удачливым с точки зрения конечного результата.

Пояснения (виды решений) Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решение основанное на суждении – это выбор обусловленный знаниями или накопленным опытом.