Денежные переводы мигрантов в странах Европы и Центральной Азии Последние тенденции и мировой опыт сбора данных о денежных переводах Санкет Мохапатра (в соавторстве с Д. Ратой, Ж. Ирвинг и А. Силвалом) Группа перспектив развития Всемирный банк Международная сеть обучения и взаимодействия в сфере миграции и денежных переводов в Европе и Центральной Азии (MiRPAL) Вашингтон (округ Колумбия) 26 мартa 2010 г.
Краткий план Последние тенденции в области миграции и денежных переводов в странах Европы и Центральной Азии Внутрирегиональная и внешняя миграция Влияние финансового кризиса на потоки денежных переводов Совершенствование сбора данных о денежных переводах: мировой опыт Сбор данных о денежных переводах: результаты обследования центральных банков разных стран мира Последние стратегические инициативы, направленные на совершенствование сбора данных о денежных переводах
Мировой опыт в сфере сбора данных о денежных переводах Денежные переводы мигрантов: результаты обследования центральных банков разных стран мира. Авторы: Дилип Рата, Жаклин Ирвинг и Санкет Мохапатра (результаты обследования будут опубликованы в виде документа Всемирного банка) Одна из целей обследования заключалась в том, чтобы лучше понять, как центральные банки собирают данные и другие сведения о потоках денежных переводов мигрантов
Вопросы обследования, касающиея сбора данных Какие учреждения занимаются сбором данных? В чем заключается методика сбора данных? Каких поставщиков услуг по переводу средств (ППС) охватывает такой сбор данных? Какие изменения происходят в этой области? Как регулируются ППС? Как регулирование влияет на уровень издержек? Какие факторы оказывают влияние на выбор канала перевода?
Поступающие и исходящие денежные переводы Два основных варианта: акцент на поступающих и акцент на исходящих денежных переводах Вопросники были направлены в 176 стран мира Ответы прислали 112 стран: из них [XX] стран относятся к региону Европы и Центральной Азии Страны-получатели денежных переводов Страны-отправители денежных переводов
Поступающие денежные переводы контролируются лучше, чем исходящие Почти все (96%) страны-получатели собирают данные о денежных переводах (страны-отправители собирают данные в 84% случаев) Сбор данных о поступающих денежных переводах начался раньше, чем сбор данных об исходящих денежных переводах: 72% стран-получателей денежных переводов собирают данные более 5 лет 55% стран-отправителей денежных переводов собирают данные более 5 лет
В официальных отчетных данных могут быть серьезные расхождения * *Данные о потоках денежных переводов за 2008 г Грузия (поступ.) Латвия (поступ.) Гана (поступ.) Великобритания (исходящ.) Обследование Данные МВФ млрд.долларов США
Неполная регистрация данных о денежных переводах Многие страны, принимающие мигрантов, не уделяют должного внимания регистрации исходящих денежных переводов, особенно в тех случаях, когда объем переводов незначителен по сравнению в ВВП Российская Федерация представляет собой заметное исключение Введение предельных сумм трансграничных переводов, подлежащих включению в отчетность До недавнего времени многие центральные банки полагались только на данные, которые предоставляли банки; сейчас все больше небанковских ППС начинают предоставлять свою отчетность Мигранты и другие посетители родных стран мигрантов сами привозят наличные деньги Переводы в неденежной форме
Недостаточная координация действий в сфере сбора данных Внутри одного учреждения Между различными учреждениями одной страны Между учреждениями разных стран, в том числе, в основных коридорах денежных переводов
Сбор данных о неофициальных денежных переводах (оценки) 42% стран-получателей денежных переводов ответили, что они собирают данные о неофициальных денежных переводах 70% стран-получателей денежных переводов, собирающих такие данные, сказали, что осуществляют сбор данных на регулярной основе Однако гораздо меньшее число стран стран- получателей денежных переводов (17%) предоставили фактические оценки неофициальных потоков денежных переводов Только две страны-отправителя переводов (Германия и Россия) сообщили, что они собирают данные о неофициальных денежных переводах
Методы оценки потоков неофициальных денежных переводов Ошибки и пропуски в платежном балансе Кол-во работников за рубежом Информация из прессы Экспертные оценки Иностранные посольства по разрешениям на работу Провоз наличных через границу курьерами и транспортн.компаниями Доля в валютных операциях Склонность к осуществлению переводов (по результатам опросов) % центральных банков Провоз наличных через пункты пересечения границы
В странах-получателях денежных переводов отсутствует надлежащее регулирование ППС Деятельность многих учреждений, впервые выходящих на рынок денежных переводов, не регулируется: 39% почтовых отделений 37% микрофинансовых учреждений 25% операторов мобильной телефонной связи 23% организаций, осуществляющих денежные переводы
В качестве направления деятельности, требующего больше внимания, указано повышение качества статистики и исследований Вопросы финансовой безупречности Развитие конкуренции между ППС Новые технологии/продукты в области ден. переводов Доставка переводов в отдаленные районы Повыш. кач-ва статистики по ден. переводам Better statistics & studies on migrants Страны- получатели переводов % центральных банков, отметивших необходимость улучшения работы в данной области в целях повышения эффективности и безопасности денежных переводов s Повышение кач-ва статистики по мигрантам
В качестве главного фактора, мешающего использованию официальных каналов, была названа высокая цена Страны-получатели денежных переводов Высокая цена
Стратегические рекомендации: совершенствование сбора данных Необходимо усовершенствовать процедуры сбора и мониторинга данных о денежных переводах, включая повышение частоты сбора и мониторинга данных о трансграничных потоках денежных переводов с разбивкой по странам-отправителям (когда это возможно). Многим странам-получателям переводов необходимо пересмотреть методы сбора данных, чтобы лучше различать поступающие потоки денежных переводов и другие виды притока капитала. По мере появления новых ППС страны должны уделять все больше внимания поискам эффективных способов учета этих новых каналов и технологий в процессе сбора и мониторинга данных.
Стратегические рекомендации: усиление координации действий внутри стран и между странами Необходимо усилить координацию действий в процессе мониторинга данных, включая повышение регулярности обмена данными и информацией, совершенствование связи и более эффективное разделение труда во избежание дублирования работы. Необходимо усилить координацию действий в процессе сбора данных, включая действия различных учреждений и действия различных подразделений одного учреждения. Для основных коридоров денежных переводов необходимо разработать способ регулярного, более систематического совместного использования и обмена данными и информацией о потоках денежных переводов мигрантов между учреждениями разных стран.
Одно из четырех тематических направлений Рабочей группы по глобальным денежным переводам (РГГДП) является повышение качества информации о переводах В июне 2009 г. в г.Вашингтоне состоялось техническое совещание Группы (очередное совещание в продолжение предыдущего состоялось в ноябре 2009 г. в Риме). Техническая рабочая группа будет проводить регулярные совещания в целях: содействия совместному использованию подробных метаданных о практике работы в различных странах разработки интернет-механизма регулируемого обмена «двусторонними» данными, который поможет странам изучить существующую ассимметрию обеспечения глобального механизма координации региональных инициатив (таких, как программа CEMLA) оказания поддержки в укреплении национального потенциала и предоставления технического содействия странам Совершенствование работы по сбору данных за счет проведения обследований домохозяйств и рабочей силы Использование обследований домохозяйств для повышения качества статистики платежного баланса Сбор данных обследований домохозяйств, содержаших вопросы (модули), касающиеся миграции и денежных переводов Руководитель тематического направления 1: Нил Фэнтом, Группа по вопросам данных в области развития, Всемирный банк