11 Разработка и апробация организационно-финансовых моделей для реализации энергосбережения в зданиях Алматы, 2 ноября 2010 г. Проект ПРООН / ГЭФ «Устранение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития» Ключевые задачи модернизации и повышения энергоэффективности многоквартирных.
Advertisements

Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Инвестиционный проект Энергосбережение в бюджетной сфереЭнергосбережение в бюджетной сфере Запорожской области в период 2008 – 2010 гг. Энергосервисная.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Меры поддержки энергосберегающих проектов на территории Республики Коми.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Екатеринбург, Россия октября 2012 Всероссийское Совещание: «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных.
Организация учета энергоресурсов на объектах жилого фонда в Ярославской области.
1 Опыт Казахстана: энергосервисные компании (ЭСКО) и ассоциации владельцев квартир Как могут жители сотрудничать с частным сектором с целью финансирования.
ПРОГРАММА модернизации жилищно- коммунального хозяйства Республики Казахстан.
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
1 «Организация энергосервисной деятельности» 2010 г.
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Ведущий специалист Реев Степан Николаевич. реализация положений закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» реализация.
Обязанности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями энергетической эффективности Ерофеева Татьяна Павловна
Возможности реализации энергосервисных контрактов С.Б. Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Транксрипт:

11 Разработка и апробация организационно-финансовых моделей для реализации энергосбережения в зданиях Алматы, 2 ноября 2010 г. Проект ПРООН / ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» Казахстан Александр Белый – менеджер проекта ПРООН/ГЭФ

Содержание презентации: Существующая проблема О проекте ПРООН/ГЭФ по энергосбережению в Казахстане Модели для сектора жилых зданий Модели для сектора общественных зданий Пилотные демопроекты Извлеченные уроки 2

ПРОБЛЕМА: Энергетическая эффективность систем централизованного теплоснабжения в Казахстане требует повышения, в особенности в секторе конечного потребления теплоэнергии (здания) - Удельное потребление тепла зданиями в Казахстане – 240 кВт/кв.м (данные МЭА) Изношенность тепловых сетей (63 % требуют ремонта) и теплоисточников - Потери тепловой энергии (в некоторых регионах – до 40 %)

Барьеры для продвижения энергосбережения теплоэнергии в зданиях: Технические: отсутствие возможности эффективного регулирования теплопотреблением в здании, высокие тепловые потери и др.) Организационные: обслуживание зданий не отвечает современным требованиям, отсутствует опыт и традиции коллективного управления, собственники не заинтересованы в энергосбережении, отсутствует рынок компаний, предлагающих энергосервисные услуги, включая доступный энергоаудит и др.) Финансовые/ресурсные: не возможность привлечь займы/кредиты на энергосбережение

5 5 Долгосрочная цель проекта - сокращение выбросов парниковых газов от коммунальных систем теплоснабжения в Казахстане

6 Основные компоненты проекта: Улучшить нормативно-правовые и регулирующие рамки для продвижения и обеспечения стимулов повышения энергоэффективности теплоснабжения. Разработать и внедрить новые институциональные и финансовые модели для привлечения финансирования в энергоэффективность и усилить потенциал заинтересованных сторон для дальнейшей реализации и тиражирования моделей Собрать, проанализировать и распространить результаты и уроки, полученные в ходе выполнения пилотных проектов, включая мониторинг сокращения выбросов парниковых газов с целью эффективного тиражирования опыта в Казахстане и других странах со сравнимой ситуацией.

Очередность решения проблем в зданиях Модернизация тепловых узлов (срок окупаемости от 3 до 7-9 лет) Модернизация ограждающих конструкций (срок окупаемости до лет) Параллельно: обучение и развитие потенциала собственников зданий 7

Стоимость работ: Модернизация теплового узла здания – средняя стоимость тенге/кв. м (*зависит от схемы подключения и др. особенностей здания – Алматы – 952 тенге/кв. м) Модернизация (утепление фасада) – 7200 тенге/кв. м площади квартиры Замена остекления – долларов 1 кв. метр окна Примеры: -Модернизация теплового узла в Астане – 28 тыс. долларов США (34 квартиры), Алматы – 17,5 тыс. долларов (54 кв.) -Модернизация теплового узла школы в г. Астане – 16 тыс. долларов США -Утепление фасада 4-х этажного панельного жилого дома в Алматы – 130 тыс. долларов США -Замена одного окна в Астане (3,1 кв. м) – 900 долларов США

Критические проблемы: Отсутствие опыта Отсутствие ресурсов Организационно-финансовые модели (основа – возвратный механизм) 9

Организационно-финансовые модели для сектора жилых зданий 1 модель: «Расчеты через КСК или управляющую компанию»: Сейчас: каждый собственник многоквартирного дома платит за энергию напрямую энергосбытовой организации, а за обслуживание теплового узла – КСК/УК По модели: собственники за все платят в КСК/УК 10

11

Организационно-финансовые модели для сектора жилых зданий (2) 2 модель: «Совместная деятельность КСК/УК и Энергосбытовой компании»: Сейчас: то же По модели: собственники платят за энергию как и прежде по индивидуальным счетам, в счет включается оплата за энергосервисные услуги и впоследствии оплата поступает оператору этих услуг (КСК/УК/ЭСКО) 12

13

Организационно-финансовые модели для сектора жилых зданий (3) 3 модель: «Раздельные расчеты КСК/УК и ЭСКО»: Сейчас: то же По модели: собственники платят за энергию как и прежде по индивидуальным счетам в энергосбытовую компанию, за энергосервисные услуги оплачивают отдельной строкой в КСК или напрямую ЭСКО 14

15

ЭСКО (частный бизнес): В Караганде при поддержке Акимата области и ПРООН/ГЭФ создана первая в стране частная ЭСКО Работает в секторе жилых многоквартирных зданий (модернизация тепловых узлов, в т.ч. Проведение энергоаудита, разработку проекта, согласование, поставку, установку, наладку и последующее обслуживание оборудования) Модель работы для ЭСКО разработана совместно с проектом ПРООН/ГЭФ (капитализация экономии по схеме: собственник – энергоснабжающая организация – ЭСКО) Риски частного бизнеса уменьшаются присутствием в модели энергоснабжающей организацией По бизнес-плану ЭСКО – за 6 лет должно быть модернизировано 35 тепловых узлов Привлекательность для потребителя: отсутствие необходимости сбора дополнительных средств для энергосбережения.

Барьеры: Отсутствие собственника жилого многоквартирного здания, как целостного объекта (собственник – жилец каждой квартиры), Ограничения на деятельность субъектов естественных монополий (сбор сэкономленных средств для возврата в ЭСКО – есть проблема) Не возможность выполнить проекты во всех зданиях (нет экономии по причине существующей системы оплаты – усредненный норматив для города).

Модели для общественных зданий Школы, больницы, детские сады, административные здания… Сфера бюджетного законодательства Сфера влияния государственных\муниципальных программ энергосбережения Влияние на местный бюджет 18

ЭСКО Модели: Модель 1. ЭСКО 19 Бюджетная организация (БО) Бюджетная организация (БО) Энергосервисн ая организация (ЭСКО) Энергоснабжающ ая организация (ЭСО) Энергоснабжающ ая организация (ЭСО) БАНК Энергосервисный договор ЭСКО: - на собственные либо кредитные средства разрабатывает и осуществляет энергосберегающие мероприятия; -Гарантирует бюджетной организации сокращение энергопотребления; -при необходимости привлекает подрядные организации; -- по завершении договора передает на баланс бюджетной организации оборудование БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Энергосервисный договор ЭСКО: - на собственные либо кредитные средства разрабатывает и осуществляет энергосберегающие мероприятия; -Гарантирует бюджетной организации сокращение энергопотребления; -при необходимости привлекает подрядные организации; -- по завершении договора передает на баланс бюджетной организации оборудование БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Подрядные организаци и Договор энерго/теплоснабжения БО оплачивает, а ЭСО получает платежи за фактически потребленную энергию (по ПУ) Договор энерго/теплоснабжения БО оплачивает, а ЭСО получает платежи за фактически потребленную энергию (по ПУ) Кредитны й договор Договора на поставку оборудования, инжиниринга, строительство, ремонт и т.д. Для функционирования данной схемы: -Бюджетной организации необходимо право включения в ежегодный бюджет расходов на оплату долгосрочного энергосервисного договора (5-7лет) за счет сокращения расходов на энерго/теплоснабжение (т.е. право на удержание и перераспределение экономии) либо право зафиксировать базовое потребление (сумму) в бюджете на срок действия договора с ЭСКО. В то время как в настоящее время бюджет планируется по принципу факт + инфляция, т.е. экономия сокращается, что не стимулирует энергосбережение; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет). По закону о гос. Закупках договора заключаются на 1 год. -Вышеуказанное необходимо для ЭСКО и БАНКА как гарантия для их инвестиций и кредитов, - Необходимо разработать механизм конкурсного отбора инвестиционных предложений ЭСКО, с обязательным критерием энергоэффективности Для функционирования данной схемы: -Бюджетной организации необходимо право включения в ежегодный бюджет расходов на оплату долгосрочного энергосервисного договора (5-7лет) за счет сокращения расходов на энерго/теплоснабжение (т.е. право на удержание и перераспределение экономии) либо право зафиксировать базовое потребление (сумму) в бюджете на срок действия договора с ЭСКО. В то время как в настоящее время бюджет планируется по принципу факт + инфляция, т.е. экономия сокращается, что не стимулирует энергосбережение; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет). По закону о гос. Закупках договора заключаются на 1 год. -Вышеуказанное необходимо для ЭСКО и БАНКА как гарантия для их инвестиций и кредитов, - Необходимо разработать механизм конкурсного отбора инвестиционных предложений ЭСКО, с обязательным критерием энергоэффективности

ЭСКО Модели: Модель 2. ЭСКО (ЭСО) - посредник 20 Бюджетная организация (БО) Бюджетная организация (БО) Энергосервисн ая организация (ЭСКО) Энергоснабжающ ая организация (ЭСО) Энергоснабжающ ая организация (ЭСО) БАНК Энергосервисный договор ЭСКО: - на собственные либо кредитные средства разрабатывает и осуществляет энергосберегающие мероприятия; -Гарантирует бюджетной организации сокращение энергопотребления; БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Энергосервисный договор ЭСКО: - на собственные либо кредитные средства разрабатывает и осуществляет энергосберегающие мероприятия; -Гарантирует бюджетной организации сокращение энергопотребления; БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Подрядные организаци и Договор энерго/теплоснабжения -ЭСО поставляет энергоресурсы; - БО оплачивает за факту потребления + «экономия»; - ЭСО передает «экономию» в ЭСКО в течение срока договора Договор энерго/теплоснабжения -ЭСО поставляет энергоресурсы; - БО оплачивает за факту потребления + «экономия»; - ЭСО передает «экономию» в ЭСКО в течение срока договора Кредитны й договор Договора на поставку оборудования, инжиниринга, строительство, ремонт и т.д. Для функционирования данной схемы: -БО необходимо право на удержание и перераспределение экономии по энергопотреблению на оплату энергосервисных договоров с ЭСКО, которая обеспчила эту экономию за счет своих инвестиций; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет) ; - в существующие модели договоров по энерго/тепло снабжению необходимо внести изменения и предусмотреть 3-ю сторону - ЭСКО - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО; Для функционирования данной схемы: -БО необходимо право на удержание и перераспределение экономии по энергопотреблению на оплату энергосервисных договоров с ЭСКО, которая обеспчила эту экономию за счет своих инвестиций; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет) ; - в существующие модели договоров по энерго/тепло снабжению необходимо внести изменения и предусмотреть 3-ю сторону - ЭСКО - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО; На основании трехстороннего договора ЭСО передает «экономию» ЭСКО в течение срока договора

ЭСКО Модели: Модель 3. (ЭСКО + ЭСО) 21 Бюджетная организаци я (БО) Бюджетная организаци я (БО) Энергосервисн ая организация (ЭСКО+ЭСО) Поставщик энергии/тепла БАНК Договор на поставку энергии /тепла и энергосберегающие мероприятия ЭСКО: - осуществляет энергосберегающие мероприятия; - гарантирует сокращение потребления; - поставляет энергию/тепло БО: оплачивает по факту потребления и за энергосберегающие мероприятия за счет сэкономленных средств в течение срока договора Договор на поставку энергии /тепла и энергосберегающие мероприятия ЭСКО: - осуществляет энергосберегающие мероприятия; - гарантирует сокращение потребления; - поставляет энергию/тепло БО: оплачивает по факту потребления и за энергосберегающие мероприятия за счет сэкономленных средств в течение срока договора Подрядные организаци и Договор поставки энергии/тепла ЭСКО приобретает на рынке энергию/тепло для последующей розничной продажи БО Договор поставки энергии/тепла ЭСКО приобретает на рынке энергию/тепло для последующей розничной продажи БО Кредитны й договор Договора на поставку оборудования, инжиниринга, строительство, ремонт и т.д. Для функционирования данной схемы: - необходимо наличие реального конкурентного рынка энергоснабжающих организаций, а не ЭСО-доминантов и гарантированных поставщиков; -БО необходимо право планировать оплату услуг ЭСКО за счет экономии по энергопотреблению; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет) ; - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО; Для функционирования данной схемы: - необходимо наличие реального конкурентного рынка энергоснабжающих организаций, а не ЭСО-доминантов и гарантированных поставщиков; -БО необходимо право планировать оплату услуг ЭСКО за счет экономии по энергопотреблению; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с ЭСКО ( 5-7лет) ; - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО;

ЭСКО Модели: Модель 4. ЭСКО - Управляющий (ЭСКО + ЭСО + содержание здания) 22 Бюджетная организация (БО) Бюджетная организация (БО) Управляющая компания (ЭСКО+ЭСО+соде ржание здания) Управляющая компания (ЭСКО+ЭСО+соде ржание здания) Поставщик энергии/теп ла БАНК Договор на обслуживание здания ЭСКО как управляющая компания: 1)обеспечивает содержание здания; 2) поставляет энергоресурсы; 3) осуществляет энергосберегающие меры и гарантирует сокращение потребления БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Договор на обслуживание здания ЭСКО как управляющая компания: 1)обеспечивает содержание здания; 2) поставляет энергоресурсы; 3) осуществляет энергосберегающие меры и гарантирует сокращение потребления БО: гарантирует выплаты за счет сэкономленных средств в течение срока договора Подрядные организаци и Договор поставки энергии/тепла ЭСКО приобретает на рынке энергию/тепло для последующей розничной продажи БО Договор поставки энергии/тепла ЭСКО приобретает на рынке энергию/тепло для последующей розничной продажи БО Кредитны й договор Договора на поставку оборудования, инжиниринга, строительство, ремонт и т.д. Для функционирования данной схемы: -БО необходимо право включения в ежегодный бюджет расходов на оплату долгосрочного энергосервисного договора (5-7лет) за счет сокращения расходов на энерго/теплоснабжение, либо зафиксировать базовое потребление (сумму) в бюджете на срок действия договора с ЭСКО. - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с управляющей компанией ( 5-7лет). - На услуги ЭСО и содержание (ремонт) зданий средства так или иначе ежегодно предусматриваются в бюджете, но нет механизма для удержания и перераспределения экономии энергопотребления, обеспеченной инвестициями ЭСКО. Для функционирования данной схемы: -БО необходимо право включения в ежегодный бюджет расходов на оплату долгосрочного энергосервисного договора (5-7лет) за счет сокращения расходов на энерго/теплоснабжение, либо зафиксировать базовое потребление (сумму) в бюджете на срок действия договора с ЭСКО. - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора с управляющей компанией ( 5-7лет). - На услуги ЭСО и содержание (ремонт) зданий средства так или иначе ежегодно предусматриваются в бюджете, но нет механизма для удержания и перераспределения экономии энергопотребления, обеспеченной инвестициями ЭСКО.

ЭСКО Модели: Модель 5. Управление программой энергосбережения 23 Бюджетная организация (БО) Бюджетная организация (БО) Энергосервисн ая организация (ЭСКО) Энергоснабжаю щая организация (ЭСО) Энергоснабжаю щая организация (ЭСО) БАНК Управляющая компания отвечает за реализацию программы энергосбережения и достижение показателей на подведомственных участках; - отбирает ЭСКО, заключает и управляет энергосервисными договорами; ЭСКО выполняет энергосбережение и гарантирует сокращение потребления энергии; БО гарантирует, что сэкономленные средства от мероприятий ЭСКО направляются в управляющую компанию для погашения ею кредита. Управляющая компания отвечает за реализацию программы энергосбережения и достижение показателей на подведомственных участках; - отбирает ЭСКО, заключает и управляет энергосервисными договорами; ЭСКО выполняет энергосбережение и гарантирует сокращение потребления энергии; БО гарантирует, что сэкономленные средства от мероприятий ЭСКО направляются в управляющую компанию для погашения ею кредита. Договор энерго/теплоснабжения БО оплачивает, а ЭСО получает платежи за фактически потребленную энергию Договор энерго/теплоснабжения БО оплачивает, а ЭСО получает платежи за фактически потребленную энергию Кредитны й договор Для функционирования данной схемы: - Необходимы общегосударственная и региональные программы энергосбережения с конкретными мероприятиями и показателями для достижения энергосбережений; - Необходимо гос. финансирование создания и поддержание деятельности таких компаний (возможно при Акиматах или республиканскую компанию с филиалами в регионах) -БО необходимо право планировать оплату услуг Управляющей компании за счет экономии по энерго/теплопотреблению; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора ( 5-7лет) ; - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО; Для функционирования данной схемы: - Необходимы общегосударственная и региональные программы энергосбережения с конкретными мероприятиями и показателями для достижения энергосбережений; - Необходимо гос. финансирование создания и поддержание деятельности таких компаний (возможно при Акиматах или республиканскую компанию с филиалами в регионах) -БО необходимо право планировать оплату услуг Управляющей компании за счет экономии по энерго/теплопотреблению; - Предоставить право БО заключать долгосрочные договора ( 5-7лет) ; - Установить критерий энергоэффективности при отборе инвестиционных предложений ЭСКО; Компания – управляющая программой энергосбережен ия БО направляет «экономию» в Управляющу ю компанию

24 Демопроект в Астане: «Демонстрация возможностей собственников квартир управлять теплоснабжением жилого многоквартирного дома в г. Астана с целью экономии энергоресурсов и получения эколого-экономических и социальных выгод» (КСК «Айнур») Цель проекта: Сокращение потребления тепловой энергии жилым многоквартирным домом за счет грамотной организации управления теплопотреблением со стороны собственников квартир. Ожидаемые результаты к концу проекта: сократить потребление тепловой энергии здания примерно на 20 %, устранить перегрев обратной сетевой воды, научить жителей управлять теплопотреблением здания, сократить коммунальные платежи за тепловую энергию от собственников, повысить комфорт проживания, создать фонд энергосбережения для последующего использования на благо собственников. допосле

25 Результаты демопроекта: ОплатаОктябрь 2009 Ноябрь 2009 Декабрь 2009 Январь 2010 Февраль По нормативу, тенге/ кв. м 26,5355,6281,1694,4889,41 2 По факту, Тенге/кв. м 5,8949,2535,7670,7570,18 3 Экономия, Тенге/кв. м 20,646,3745,423,7319,23 Месячные фактические платежи за тепловую энергию по пилотному проекту КСК «Айнур» в сравнении с нормативными по городу Экономия за весь дом: тенге

26 Демопроект в Астане: «Демонстрация возможности органа управления жилого дома (КСК) в процессе теплосбережения в жилом многоквартирном доме г. Астаны с целью повышения энергоэффективности» (КСК «Сарыарка, 7) Цели проекта: сокращение потребления тепловой энергии (установка АСТР и организация эффективного управления теплопотреблением на уровне здания со стороны КСК). Ожидаемые результаты к концу проекта: сократить потребление тепловой энергии здания как минимум на 20 %, устранить перегрев обратной сетевой воды, повысить комфорт в квартирах, обучить КСК управлять теплопотреблением здания, повысить осведомленность собственников. До… После …

27 Результаты демопроекта: ОплатаОктябрь 2009 Ноябрь 2009 Декабрь 2009 Январь 2010 Март По нормативу, тенге/ кв. м 26,5355,6281,1694,4863,91 2 По факту, Тенге/кв. м 13,5632,8549,3454,2443,44 3 Экономия, Тенге/кв. м 12,9722,7731,8240,2420,47 Месячные фактические платежи за тепловую энергию по пилотному проекту КСК «Сарыарка, 7» в сравнении с нормативными по городу Экономия за весь дом: тенге

28 Здание школы 1963 г. постройки Проведена модернизация теплового узла здания Получена экономия тепловой энергии (с ноября 2008 г. по октябрь 2009 г.) 42,6% в сравнении с расчетной тепловой нагрузкой здания 15,1% в сравнении с аналогичным зданием (СШ 25) до после Пилотный проект Школа-лицей 15 в г. Астана (совместно с партнерами)

Извлеченные уроки 29

Барьеры для применения моделей: «Перекрестное» субсидирование по оплате за тепловую энергию Затратный принцип формирования бюджетов коммунальных услуг для бюджетных учреждений Оплата за тепло в многоквартирных жилых домах (МЖД) производится по индивидуальным счетам потребителей Администрирование со стороны местной исполнительной власти платежей за содержание общего имущества в МЖД Управление общей собственностью в МЖД – на этапе становления 30

Заинтересованность потребителя: Экономия коммунальных платежей за тепловую энергию – ДА* Повышение комфорта в помещении – ДА / НЕТ Повышение надежности систем теплопотребления зданий – НЕТ * - в бюджетных зданиях - НЕТ

Необходимые предпосылки для реализации энергосбережения/энергоэффективности в зданиях (извлеченные уроки): Необходимость усиления нормативно-правовых рамок для активизации процесса энергосбережения, Ключевая роль местных органов власти и потребителей энергии в организации работы по энергосбережению, Необходимость активизации бизнес-структур по развитию рынка энергосервисных услуг

33 Наши контакты: Республика Казахстан, г. Астана, , ул. Иманова, 13, каб. 409, тел/факс: +7 (7172) / 37 / 38 менеджер проекта – Александр Белый: национальный эксперт проекта – Есылбай Бейбитов: национальный эксперт проекта по работе с КСК – Малик Кокарев: эксперт проекта по социальным вопросам – Наталья Друзь: специалист по закупкам – Айнур Амирханова: эксперт по связям с общественностью – Айнур Байгожа: