Перспективы обязательного накопительного компонента в системе пенсионного обеспечения РФ 27 мая 2010 г. Хайнц П. Рудольф Петер Хольтцер hrudolph@worldbank.org.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка этапа выплат/аннуитетов после выхода на пенсию в накопительном компоненте российской пенсионной системы Семинар, май 2010 Москва, Россия.
Advertisements

Инструменты фондового рынка во время кризиса. Что определяет поведение компании в кризис: Нужны ли экстренные меры? Ситуация в компании хуже или лучше.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Будущее пенсионного рынка: регулятор повышает надежность Павел Митрофанов, Директор по корпоративным рейтингам, Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» 23 апреля.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения Июль 2008.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
1 Современное состояние и перспективы развития российской страховой отрасли Москва,
Инвестиционные продукты и подходы Требования клиента к процессу управления капиталом до и после кризиса Новые.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Вторая всероссийская конференция «Пенсионная система России: прошлое, настоящее и будущее» КУДА ИДЕТ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: новые вызовы для пенсионной системы.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
Почему Россия должна сохранить обязательный накопительный компонент пенсионной системы ? 27 сентября 2012 Хайнц П. Рудольф
Отрасль управления активами в России глазами брокера.
Инвестиционные фонды недвижимости – инструмент финансирования жилищного строительства Председатель правления Финансовой Группы «ИФД КапиталЪ» Плаксина.
Коллективные инвесторы и брокеры Столяров Андрей Иванович Государственный университет – Высшая школа экономики.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Транксрипт:

Перспективы обязательного накопительного компонента в системе пенсионного обеспечения РФ 27 мая 2010 г. Хайнц П. Рудольф Петер Хольтцер

Россияне высказались, но что же они говорят ? 2 Распределение плательщиков по типам учреждений

Россияне высказались, но что же они говорят ? Около 85% заявляют, что не понимают действий правительства или не имеют параметров для принятия информированных решений относительно того, куда будут вложены средства. Уровень финансовой грамотности низок Около 12% заявляют, что доверяют своим работодателям А есть ли у них выбор? В крупных компаниях/конгломератах сильны позиции синдикатов Около 3% заявляют, что по крайней мере они хотели бы иметь еще один вариант портфеля 3

Наша интерпретация Существует значительная потребность в руководстве Разные выводы в отношении стратегии : Финансовое образование Принуждение к выбору компании, управляющей пенсионными средствами Использование «эталона» 4

a. Финансовое образование Рейтинг обследования Р isa/ ОЭСР (2000) чтение: Швеция (9), Россия (27) математика: Швеция (15), Россия (22) Швеция – страна, имеющая более длительные традиции развития финансовой системы, чем РФ, и свыше 90% плательщиков отнесены к варианту « по умолчанию ». Несмотря на то, что ВБ оказывает поддержку работе в этой области, маловероятно, чтобы в ближайшие 20 лет были получены позитивные результаты. Необходимо действовать в интересах нынешнего поколения. 5

Достаточно ли повышения уровня финансовой грамотности ? Мы ожидаем, что люди смогут ответить на такой вопрос : Какой характер размещения активов мог бы обеспечить оптимальное значение коэффициента замещения для граждан? Государству не следует предполагать, что « средний плательщик » сможет дать информированный ответ. Ответ на него должен поступить от финансовых экспертов Важна роль государства 6

b. Принуждение к выбору компании, управляющей пенсионными средствами В большинстве стран Центральной Европы и Латинской Америки граждан принуждают к выбору компании, управляющей пенсионными средствами. Полученные данные (Bertstain and Cabrita [2007], Marinovic and Valdes [2005]) свидетельствуют о том, что выбор УК диктуется активным поведением агентов, продающих услуги УК. Calderon et al [2009] показывает, что обычно участники системы, ведомые агентами, при смене УК делают неверный выбор пенсионного портфеля. Принуждение к выбору портфеля не гарантирует того, что люди действительно будут знать, что они делают. Серьёзные последствия с точки зрения затрат, отсутствия конкуренции и консолидации отрасли. 7

c. Использование « эталона » Конкуренция не обеспечивает оптимальной равновесной структуры пенсионных портфелей Basak and Makarov (2009) и Castaneda and Rudolph (2010) показывают, что конкуренция среди пенсионных портфелей при наличии относительных показателей эффективности провоцирует «близорукость» при размещении активов в те или иные портфели. Большее количество ПФ не будут выводить пенсионные портфели на их оптимальный уровень. Наличие « эталонов » исходя из стратегического размещения активов – наиболее действенный механизм, которым достигается долгосрочное равновесие при размещении активов. Campbell y Viceira (2002) показывают, что модели жизненного цикла способны максимизировать коэффициент замещения при наступлении пенсионного возраста 8

9 Фиксированный доход % 100 возраст Единственные портфели ? Польша, Болгария, Хорватия, Македония и Румыния «Стадное» поведение «Близорукость» при формировании портфелей Единого рецепта не существует Единственные портфели

10 Фиксированный доход % 100 возраст Растущий Консервативный Сбалансированный Портфели, отражающие образ жизни ?… Допущения: люди рациональны высокий уровень финансовой грамотности люди знают, какая структура портфеля соответствует их предпочтениям с возрастом люди переходят к менее рискованным портфелям Портфели, отражающие образ жизни Словакия, Эстония, Литва и Чили Slovakia, Estonia, Lithuania, and Chile

11 Фиксированный доход % 100 возраст Растущий Консервативный Сбалансированный … или портфели, отражающие жизненный цикл ?

Использование « эталона »? Основные сложности Наличие данных Эту проблему сложно решать в странах, где рынки капитала не столь значительны Управление : Как минимизировать политическое вмешательство? Кто должен формировать эталонный портфель? Пенсионный Фонд государство независимая структура 12

Управление : « эталон » формируется представителями отрасли США : « фонды установленной даты » Конкуренция по краткосрочной доходности В период кризиса: для лиц, возраст которых ближе к пенсионному, в портфелях предусмотрена высокая доля акций Литва Практически нет ограничений на создание ПФ (требуется только опубликовать инвестиционную стратегию) У плательщиков - минимальное представление о рисках, которые принимают на себя ПФ В период кризиса: значительные убытки и серьёзное обсуждение жизнеспособности накопительной системы 13

Управление : « эталон » формируется государством Российская Федерация Государство через государственный банк (ВЭБ) управляет портфелем от имени плательщиков, которые не выбирали НПФ Премьер-министр является Председателем Наблюдательного совета ВЭБ Правительство объявило о своих намерениях использовать пенсионные средства для финансирования государственных проектов с низкой доходностью Колумбия Ориентировочный портфель, сформированный государством, включает в себя относительно большую долю гособлигаций Государство использовало такой ориентировочный портфель, чтобы побудить НПФ к финансированию госдолга 14

Управление : « эталон » формируется независимой структурой Оптимальный вариант – создать независимую авторитетную и квалифицированную структуру / орган, которая способна установить такие долгосрочные параметры Мировой опыт с общественными ПФ: Норвегия, Новая Зеландия, Ирландия. Важно создать прозрачные механизмы назначения членов такого Совета Независимая структура должна располагать средствами для найма экспертов Деятельность независимой структуры должна быть максимально открытой и прозрачной 15

Некоторые характеристики российской экономики Симптомы « голландской болезни » Нужны стимулирующие инвестиции за рубежом Следует избегать драматичного опыта Казахстана с накопительной пенсионной системой Небольшой рынок гособлигаций Иностранные инвесторы участвуют в «кэрри- трейд» Относительно высокие темпы инфляции Отсутствие отечественных инструментов Волантильность цен на акции 16

Как это воздействует для накопительный компонент российской системы пенсионного обеспечения ? Серьёзные проблемы с распределением плательщиков по ПФ отсутствуют Проблемы с размещением активов Проблемы с институциональной структурой Проблемы с системой надзора и контроля 17

ВЭБ - ПФР Нет оснований, по которым в качестве варианта « по умолчанию » следует использовать консервативный портфель Расширенный портфель скорее всего будет обеспечивать реальную доходность, равную нулю Значения коэффициентов замещения будут близки к 6% Коэффициенты замещения были бы выше, если бы средства вкладывались в портфели, отражающие жизненный цикл ВЭБ вряд ли можно считать оптимальной структурой для управления средствами пенсионным фондом. Возможные иные варианты : a. Вывод ПФР из ВЭБ и создание совершенно новой структуры b. ПФР остаётся в составе ВЭБ, но эталонный портфель формируется независимым органом ВЭБ инвестирует в эталонный портфель Часть портфеля ПФР передаётся для управления в портфели НПФ, которые конкурируют между собой, стараясь превзойти «эталон» при заданном уровне риска. 18

Результаты работы ВЭБ ПФР не впечатляют 19

.. однако доходность УК и НПФ также была неудовлетворительной … 20 Реальная годовая доходность ПФ

… причём затраты были выше, чем в ВЭБ ПФР 21 Комиссионные, взимаемые ПФ 2-го уровня

Управление активами В управлении активами необходимо следовать тому же эталону, который установлен для ВЭБ - ПФР Пересмотр лицензий ряда УК в соответствии с более жёсткими критериями Совершенствование требований к отчётности Необходимо прояснить инвестиционные стратегии 22

УА ПФР : размещение активов может быть весьма неодинаковым … 23 Размещение активов УА-ПФР: «лидеры» Размещение активов УА-ПФР: «аутсайдеры» Среднерыночное значение представлено кривой с квадратиками

НПФ Отсутствие прозрачности Время ожидания; данные о доходности Совмещение требований к отражению данных второго и третьего уровня Невозможно сопоставить данные по разным НПФ Риски не измеряются « Привязанные » плательщики и отсутствие конкуренции … но при этом – существенные различия с точки зрения доходности, размещения активов и эффективности 24

Неудовлетворительная нормативная база, регламентирующая деятельность НПФ Не способствует прозрачности Стимулы к тому, чтобы действовать по модели специального юридического лица: управляющий активами и администратор НПФ имеют центры прибыли для ее передачи в финансовую группу Некоторые конгломераты, возможно, используют НПФ для финансирования внутренних операций Понятие операций со связанными сторонами имеет очень узкое определение В законе сохраняются существенные двусмысленные положения («отрицательный отбор») Гарантируется защита внесённых средств от обесценения. Надзорный орган не имеет права представлять свою интерпретацию 25

НПФ и дублирование роли управляющего активами Более эффективное управление счетами может обеспечить существенную экономию средств Предоставление НПФ возможности управлять счетами ведёт лишь к росту издержек НПФ обычно привлекают управляющего счетами на условиях внешнего подряда Единственным обоснованием такого шага может быть неэффективность управления счетами в ПФР Решением может стать совершенствование централизованной системы (и сокращение издержек), а не децентрализация (и рост издержек). НПФ следует разрешить управление только портфелями, но не счетами В известном смысле, они должны находиться в том же положении, что и УА Они обязаны следовать тому же «эталону», что и ВЭБ-ПФР 26

Нецелесообразно разрешать НПФ напрямую привлекать взносы участников системы Несмотря на то, что длительные задержки с зачислением взносов представляют определённую проблему, если на эти взносы начисляются проценты в ВЭБ ПФР ( и выдерживается эталонный уровень ), то проблема не столь остра Совершенно необходимо разъяснить, что средства, размещённые в ВЭБ ПФР, принадлежат плательщикам Необходимо предпринять более энергичные меры, призванные сократить время между уплатой пенсионных отчислений/взносов и их зачислением на индивидуальные счета 27

Дополнительные меры по совершенствованию институциональной структуры ФСФР Существующая практика надзора не позволяет ФСФР оценивать риски, которые принимают на себя ПФ Следует переходить от надзора за соблюдением требований к надзору, в основе которого лежит оценка риска ФСФР должна иметь право представлять толкование закона, которое было бы обязательным для исполнения ПФР Аудит системы учёта и управления счетами Повышение качества услуг 28

В заключение Значительные трудности с финансированием распределительной системы в РФ в перспективе Перевод части активов ПФР - ВЭБ в распределительную систему может помочь в устранении дефицита в краткосрочной перспективе, но создаст более существенную проблему для системы социального обеспечения в среднесрочной перспективе С вариантом совмещения 2- го и 3- го уровней также связаны проблемы, поскольку добровольные сбережения должны регулироваться не столь жёстко, как обязательные. 29

Благодарю за внимание ! 27 мая 2010 г. Хайнц П. Рудольф Петер Хольтцер