ТЕНДЕНЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Михаил Дмитриев Президент Центр стратегических разработок Москва 10 декабря 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регулируемый сегмент Page 2 ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Московско-Тверская ППК» ООО «Аэроэкспресс» ООО «Региональный экспресс»
Advertisements

Выступление старшего вице-президента ОАО «РЖД» Михайлова В.В. октябрь 2011 г.
Железнодорожные пассажирские перевозки: конкурентоспособность и социальная ответственность Первый вице-президент ОАО «РЖД» А.С. Мишарин Пассажирский форум-2013.
Образец заголовка 1 | Тема презентации | XX/ХХ/ХХ X Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабрь 2012 г.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ» Президент ОАО «РЖД» д.полит.н.В.И.Якунин.
Мусловец Александр Анатольевич НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Заместитель Генерального.
23 октября 2014 г. Представляем Вам новый шаблон презентации РЖД Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин Развитие инфраструктуры железных дорог как основа развития.
ВЫСТУПЛЕНИЕ президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина на Первом ежегодном российском форуме по развитию стратегической инфраструктуры «Роль железнодорожного транспорта.
Утверждение тарифов Определение: параметров производственной деятельности организаций, включая инвест.программы совместно с ДЭПиР - размера бюджетных.
ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» ЯКУНИНА В.И. Москва 2013 НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе 2012 года.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Российские железные дороги «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. 950 в части железнодорожных перевозок пассажиров.
«Пассажирские перевозки дальнего следования: рецепты управления и повышения рентабельности» М.П. Акулов.
О развитии железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе г.Иркутск, сентября 2011 г.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе 2012 года.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВА на VII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» «Основные.
В.И. ЯКУНИН ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» «К эффективному развитию железнодорожной отрасли. Время согласованных действий» VII Международная конференция «Рынок транспортных.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

ТЕНДЕНЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Михаил Дмитриев Президент Центр стратегических разработок Москва 10 декабря 2012 года Москва 10 декабря 2012 года Х юбилейная международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

2 ТЕКУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Долгосрочные прогнозы МЭР: широкий разброс сценариев 3

РОССИЯ: «ОСТРОВ ОПТИМИЗМА» 4 В России новые заказы в промышленности росли на протяжении 12 месяцев

РОССИЯ ПРЕОДОЛЕЛА ОТСТАВАНИЕ ПО ТЕМПАМ РОСТА 5

РОСТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ 6

ЕВРОЗОНА ВХОДИТ В РЕЦЕССИЮ 7

Российский экономический цикл коррелирует с циклом Еврозоны больше, чем с ценой на нефть 8

РАСТЕТ В ОСНОВНОМ СФЕРА УСЛУГ 9

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ – В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ, ТОРГОВЛЕ И НЕДВИЖИМОСТИ 10

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ИДЕТ НЕРАВНОМЕРНО 11

РОСТ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 12

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС – ЕДИНСТВЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РОСТА 13

Потребительская уверенность в негативной зоне и снова снижается 14

ПОПРАВКА НА КОЛЕБАНИЯ УРОЖАЯ: РОСТ ВВП ЗАМЕДЛЯЕТСЯ 15 Мир Россия факт Россия с коррекцией на урожай

16 ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКУТРЫ

ПРОГНОЗЫ НАТУРАЛЬНОГО ВЫПУСКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ Уголь Металлы Нефть Руда Стройматериалы Зерно 17

Подходы к Северо-Западу ГодыВсегоПрирост % , , ,348 Подходы к Уралу с запада Выходы из Кузбасса на запад ГодыВсегоПрирост % , , ,033 ГодыВсегоПрирост % , , ,821 Подходы к Дальнему Востоку Подходы к Ванино- Совгаванскому узлу Подходы к Приморскому краю Выходы из Восточной Сибири на восток ГодыВсегоПрирост % , , ,1181 ГодыВсегоПрирост % , , ,244 ГодыВсегоПрирост % , , ,613 ГодыВсегоПрирост % , , ,042 Подходы к Уралу с востока ГодыВсегоПрирост % , , ,123 Подходы к Северному Кавказу ГодыВсегоПрирост % , , ,257 Прогноз объемов грузовых перевозок по сечениям железнодорожной сети за 2011 г. и на перспективу до 2020 гг., млн. т Железнодорожные сечения Годы Всего (суммарно в обоих направлениях перевозок) Прирост % ,211 (2011г. к 2010 г.) ,3129 (2015г. к 2011 г.) ,1220 (2020г. к 2011 г.) Условные обозначения Основные направления железнодорожных сечений Наибольший прирост к уровню 2011 г. 18

СХЕМА «УЗКИХ МЕСТ» НА 2015 и 2020 ГОДЫ (1) 19

ПРОГНОЗ НЕВЫВОЗА ГРУЗОВ ПО СТРАНЕ В ЦЕЛОМ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ НА 2015 И 2020 ГОДЫ Федеральные округа Перевезено в 2011 г г. (млн тонн)2020 г. (млн тонн) Прогноз прироста Прогноз невывоза грузов Прогноз прироста Прогноз невывоза грузов Северо-Западный148,5936,3619,267,735,67 Центральный180,0527,476,7351,3312,6 Южный95,7411,775,4721,299,71 Приволжский149,6893,9621,199,61 Северо-Кавказский13,042,840,015,070,03 Уральский162,2526,0615,5445,1925,77 Сибирский389,3540,3238,3183,5578,05 Дальневосточный64,531-1,5110,8720,8424,78 ВСЕГО по РФ1203,231152,31100,09316,16196,22 Пессимистичный вариант: объезд «узких мест» исключен и фактическое расстояние перевозок соответствует тарифному

21 СХЕМА «УЗКИХ МЕСТ» НА 2015 и 2020 ГОДЫ (2) Инвестиции на усиление пропускной способности перегонов и станций по всей сети оцениваются на период до 2015 г. в сумме 512,5 млрд. руб., на период г. в сумме 535,1 млрд. руб. (без стоимости выделенных комплексных проектов, таких как развитие Московского транспортного узла).

варианты Ликвидация узких мест (базовый вариант) Развитие сети с ограничениями 1 вариант Развитие сети с ограничениями 2 вариант ВВП 421,8416,3415,4 Потери ВВП по сравнению с базовым вариантом -5,56,4 Потери бюджета, по сравнению с базовым вариантом -1,31,5 ПРОГНОЗ НЕДОПОЛУЧЕННОГО ВВП СТРАНЫ И ПОТЕРЬ БЮДЖЕТА ЗА гг. (трлн. рублей, в сопоставимых ценах 2010 г.) Межотраслевая балансовая модель 22

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ И БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАСШИВКУ УЗКИХ МЕСТ ПО ВСЕЙ СЕТИ 23 Инвестиции на расшивку узких мест по всей сети оцениваются на период до 2020 г. в сумме около 1,05 трлн. руб. (без стоимости комплексных проектов). С учетом «коэффициента оптимизма» ( оценки обычного превышения фактической стоимости над проектной) на уровне около 50% (оценка Казначейства Великобритании для железнодорожных проектов -The Green Book) реальная потребность в инвестициях составит не менее 1,5 трлн. руб. Это в 4 раза меньше потерь ВВП из-за отказа в погрузке Индекс бюджетной эффективности - около 2 при финансировании из средств бюджета и внебюджетных источников в отношении 50 на 50

ДИНАМИКА ВВП РОССИИ В СЛУЧАЕ ОТСТАВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В 2012 – 2020 ГГ. (трлн. рублей, в ценах 2010 г.) Межотраслевая балансовая модель 24

Зависимость роста ВВП России от снижения транспортных издержек Модель общего равновесия SUST-RUS 25

Структура изменения ВРП федеральных округов при снижении транспортных издержек на 20% Модель общего равновесия SUST-RUS 26

27 ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ

Москва Вологда Санкт-Петербург Мурманск Воронеж Ростов-на-Дону Омск Новосибирск Иркутск Чита Хабаровск Владивосток 1.Иркутск – Чита 2.Москва – Вологда 3.Москва – Воронеж 4.Москва – Санкт-Петербург 5.Хабаровск – Владивосток 6.Санкт-Петербург – Мурманск 7.Москва – Ростов 8.Новосибирск – Владивосток 9.Москва – Омск 10.Москва - Новосибирс к 28 Потенциал повышения эффективности железнодорожных пассажирских перевозок на примере 10 линий

Фактические данные по поездам 025В / Я, 005Э / 006Э, 008Н / 007Н, 019С / 020С, 025 Н / 026Н, 038А / 037 A, 012 У /011 У, 021Ч /022 Ч, 096 Н, 059Я / 060 Я (один поезд на одно направление) за 1-5 сентября 2011 г. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК ИНФРАСТРУКТУРА Использование железнодорожных путей и вокзалов Приказ ФСТ 156т ДИРЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНАЯ ТЯГА Амортизация и содержание локомотива, электроэнергия, работа локомотивной бригады Расписание тягового обслуживания Договор 1013 между РЖД и ФПК Распоряжение РЖД 2371р Основные типы: ЧС-2,4,7, ЭП-1. ВАГОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Амортизация и содержание вагонного парка, работа проводников, накладные расходы оператора. Данные «ФПК». 29

Иркутск – Чита: межрегиональная перевозка на линии с ограниченным потоком Москва – Вологда: межрегиональная перевозка на линии со стабильным потоком Уровни пассажирских тарифов на линии Уровни пассажирских тарифов на линии перевозки не выполняются - 12% регулируемый сегмент дерегулированный сегмент - 39% + 24% Ценовая конкуренция * - средние уровни тарифов Ценовая конкуренция* перевозки не выполняются регулируемый сегмент дерегулированный сегмент СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАРИФОВ (пример) 30

Интенсивность пассажиропотока* 1 млн. пасс. * - в год в обоих направлениях часов на 100 км пути При перевозке на короткие расстояния (0-200 км) железнодорожный транспорт требует от пассажира меньших временных затрат по сравнению с воздушным. На линиях протяженностью более 2000 км продолжительность поездки на поезде превышает время перелета в 6-8 раз. СРАВНЕНИЕ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ ПАССАЖИРОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 31

Инвестиции, млн. руб. Дефицит, пар в сутки Необходимо также рассмотреть инвестиции в развитие автодорожной сети, в первую очередь реконструкция федеральных автотрасс. А также аэропортовой инфраструктуры: скоростных рулежек, ВПП, пассажирских терминалов. Дефицит ИНВЕСТИЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРУ ДЛЯ «РАСШИВКИ УЗКИХ МЕСТ» НА 10 ВЫБРАННЫХ ЛИНИЯХ 32

ВРЕМЯ В ПУТИ И РАССТОЯНИЕ ДО ЦЕНТРА АГЛОМЕРАЦИИ, ЕВРОПА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 33

ОБЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ В АГЛОМЕРАЦИИ Моделирование рынка труда в Подмосковье 34 1 – равномерное уменьшение времени в пути в 1.2 раза. 2 – равномерное уменьшение времени в пути в 1.75 раза (Европейский уровень скорости пригородного сообщения) 3 – улучшение транспортной доступности городов Московской области вплоть до европейского уровня 1 – равномерное уменьшение времени в пути в 1.2 раза. 2 – равномерное уменьшение времени в пути в 1.75 раза (Европейский уровень скорости пригородного сообщения) 3 – улучшение транспортной доступности городов Московской области вплоть до европейского уровня

35 ЭКСТЕРНАЛИИ (БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ)

Оценка изменения безопасности пассажирских перевозок в России в соответствии с инерционным и оптимизационным сценариями развития железнодорожного транспорта 36 Оптимизационный сценарий развития ЖТ приведет к сохранению около 200 человеческих жизней и снизит потери ВВП на 600 млн. рублей (стоимость жизни 3 млн рублей по Минфину РФ) или 6-10 млрд. рублей (стоимость жизни по среднеевропейскому уровню около 1 млн евро) При сохранении нынешнего уровня рисков вероятность гибели на ВТ - 1 чел. на 65 тыс. пассажиров, на АТ - 1 чел. на 380 тыс. пассажиров, на ЖТ – 1 чел. на 20 млн. 800 тыс. пассажиров

37 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ 10 МЛН. ТКМ В ГОД С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА АВТОТРАНСПОРТ ПРИВОДИТ К ГИБЕЛИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В 1 МЛН. ТКМ. В ГОД С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА АВТОТРАНСПОРТ ОБОЙДЕТСЯ УБЫТКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ В СУММЕ 10 ТЫС. РУБ. БОЛЕЕ ВАЖНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ реальная ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ПРОПУСКНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИ УСЛОВИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ АВТОМОБИЛЬНЫМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

38 Тенденции изменения негативного воздействия автомобильного и железнодорожного транспорта на окружающую среду Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом Российской Федерации Соотношение величины выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с пассажиро- и грузооборотом в ОАО РЖД

39 Прогнозные оценки снижения валовых выбросов СО 2, NOx, летучих органических соединений (углеводородов) за счет перераспределения пассажиропотоков с автобусов на железную дорогу, тонн Прогнозные оценки снижения валовых выбросов аэрозольных частиц, оксидов серы за счет перераспределения пассажиропотоков с автобусов на железную дорогу, тонн Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет перераспределения пассажиропотоков с автобусов на железную дорогу Перераспределение пассажиропотоков не даст ощутимых экологических преимуществ, т.к. эти величины не превышают 1,5-3% суммарных валовых выбросов подвижных источников ОАО «РЖД». Для автотранспорта такая величина выбросов еще менее значима

40 НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Дальнейшее повышение экономической обоснованности основных параметров Сетевого контракта и крупных проектов развития предполагает развитие инструментария для количественной оценки сценариев развития железнодорожной инфраструктуры в увязке с другими видами транспорта. Необходимо приступить к разработке: железнодорожной модели общего равновесия экономики специальных модулей в межотраслевой балансовой модели и модели общего равновесия для объективного расчета полной бюджетной эффективности конкретных проектов новой концепции и экономической модели создания в стране системы скоростных и высокоскоростных перевозок новой экономической модели реализации российского потенциала железнодорожного контейнерного транзита вариантов формирования инфраструктурного тарифа с учетом скоростного режима перевозок Необходимо приступить к разработке: железнодорожной модели общего равновесия экономики специальных модулей в межотраслевой балансовой модели и модели общего равновесия для объективного расчета полной бюджетной эффективности конкретных проектов новой концепции и экономической модели создания в стране системы скоростных и высокоскоростных перевозок новой экономической модели реализации российского потенциала железнодорожного контейнерного транзита вариантов формирования инфраструктурного тарифа с учетом скоростного режима перевозок

Спасибо за внимание