Slide 1 Финансирование проектов модернизации пассажирского транспорта в России: специфика и возможности Пассажирский Форум Москва, 29 марта 2011г. Андрей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Advertisements

Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
СОЗДАНИЕ СЕТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ (ВСМ) В РОССИИ © ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов Генеральный директор ОАО «Скоростные.
Готова ли Россия к комплексному развитию городов Центральной части, Северо-Западного региона, Юга? Круглый стол Основные тезисы Майкл Голомб Президент.
КОНЦЕССИЯ: СЕВЕРНЫЙ ДУБЛЕР КУТУЗОВСКОГО ПРОСПЕКТА. Март 2014.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Российско-французский форум « Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры » Правовые аспекты развития ГЧП.
Регулируемый сегмент Page 2 ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Московско-Тверская ППК» ООО «Аэроэкспресс» ООО «Региональный экспресс»
Ноябрь 2009 Проект развития аэропорта «Пулково» на основе ГЧП.
Концессия как инструмент развития инфраструктуры в условиях ограниченного бюджетного финансирования Быханов М.Г. Директор по инвестициям в инфраструктурные.
«Анализ двух вариантов привлечения финансирования в проекты по созданию объектов школьной образовательной инфраструктуры» Роман Голованов начальник отдела.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
Российско-французский форум «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры» Модели ГЧП/Практика в РФ Ольга.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Российско-французский форум «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры» Правовые аспекты развития ГЧП в.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
0 Здравоохранение России, государственно-частное партнерство и фондовый рынок Международная Гильдия Финансистов Комиссия по государственно-частному партнерству.
Возможные пути структурирования проектов ГЧП в секторе жилищного строительства в РФ Ольга Ревзина, Партнер, Herbert Smith LLP 16 марта 2011.
Транксрипт:

Slide 1 Финансирование проектов модернизации пассажирского транспорта в России: специфика и возможности Пассажирский Форум Москва, 29 марта 2011г. Андрей Бурлинов ВТБ Капитал

Модернизация транспортной инфраструктуры – катализатор экономического роста Пользователи транспортных услуг Генплан предложения потребности по застройке в перевозках экология Бюджет Банки Операторы транспортной инфраструктуры Инвесторы частный сектор государственный сектор возврат кредитов, инвестиций проценты, дивиденды инвестиции налоги плата за пользование транспортными услугами Катализатор экономического роста (расширение и улучшение качества услуг, дополнительный спрос) «Социальный заказ» на развитие транспортной инфраструктуры исходит от пользователей услуг: население и бизнес Генплан формируется на основе социального заказа, но с учетом финансовых возможностей бюджета и частного сектора Результирующее улучшение инфраструктуры ведет к росту экономической активности и создает внутренний спрос Экономический рост увеличивает налоговые поступления как от транспортных операторов, так и от пользователей Пассажирская транспортная инфраструктура дополнительно является косвенным стимулом притока внешних инвестиций – качество и безопасность транспортной системы, а также транспортная доступность являются значимыми факторами для международных инвесторов и корпораций 4 налоги

Концессия* – эффективный способ финансирования развития пассажирской транспортной инфраструктуры * иногда применяется термин Государственно-частное партнерство (ГЧП), однако, за исключением некоторых юридических моментов, фундаментальный принцип концессии и ГЧП один и тот же. В этой презентации будет использоваться термин концессия, подразумевая и концессию и ГЧП 3 Применение концессии для финансирования проектов модернизации или строительства объектов транспортной пассажирской инфраструктуры позволяет сбалансировать задачи и обязанности государственного сектора (безопасность, социальная стабильность, развитие) с интересами частного сектора (доходность и эффективность) Частный сектор имеет больше стимулов эффективно управлять транспортной инфраструктурой / пассажирским транспортом и генерировать более высокую экономическую отдачу, в том числе применяя технологические инновации Современные угрозы накладывают дополнительные требования по безопасности и присутствию государства в развитии транспортной инфраструктуры, особенно пассажирской Инфраструктура во многих видах пассажирского транспорта изношена и требует значительных инвестиций, а также технологических инноваций и эффективного управления Пассажирские перевозки являются одним из наиболее социально значимых видов деятельности государства и бизнеса – государство продолжает прямо влиять на тарифы пассажирских перевозок

Преимущества проектного финансирования в рамках концессии Только бюджетное финансирование Экономические выгоды субъектов/ налоговые поступления Разработка проекта, проектирование и кап.затраты за счет бюджетных средств Доходы Расходы бюджета Концессионное финансирование Экономические выгоды субъектов/ налоговые поступления Разработка проекта за счет бюджетных средств Плата за пользование транспортными услугами частного инвестора Доходы Расходы бюджета Снижение бюджетных расходов на начальных этапах проектов Привлечение частных, в том числе иностранных, инвестиций в экономику Стимулирование роста ВВП через улучшение и расширение инфраструктуры Снижение административной нагрузки – ответственность за управление перекладывается на частный сектор Создание дополнительных рабочих мест Социальная стабильность Долгосрочные проекты с привлекательным и часто уникальным соотношением риск-доходность Дополнительные возможности для роста бизнеса Значительные возможности по привлечению долгосрочного долгового финансирования, в том числе non-recourse Возможности по привлечению международных стратегических партнеров и финансовых организаций Возможности различного структурирования проектов и де- консолидации актива и/или долга Для частного бизнесаДля государственного сектора 5

Типичная концессия включает в себя создание Специальной Проектной Компании (СПК) от имени Концессионера. СПК несет ответственность перед Концендентом в соответствии с концессионным соглашением и несет все риски, связанные со строительством и эксплуатацией объекта. СПК заключает одновременные соглашения на строительство и эксплуатацию с передачей соответственно строительного и эксплуатационного риска подрядчикам. Финансирование строительства осуществляется в виде комбинации долгового и акционерного финансирования, иногда с участием Концендента напрямую или через предоставление гарантий СПК обслуживает финансирование из средств, получаемых от эксплуатации объекта. Поступления СПК складываются из платежей пользователей поступающих через оператора, а также, возможно, из платежей за доступность / эксплуатационных грантов от Концендента Концессионное Соглашение Частные инвесторы Международные Кредитные Агентства Коммерческие Банки Кредит / Гарантия Кредит и Хеджинг Объект концессии на пассажирском транспорте Концендент Пользователи Строительный контракт Оператор Платежи Эксплуатационный грант / плата за доступность Контракт на эксплуатацию Акционерный капитал Концессионное Соглашение Платежи Строительная компания Оператор Концессионер - Специальная Проектная Компания (СПК) Структура проектного финансирования в концессии 7

Концессии в России Начиная с 2005 года в России был принят ряд законов и законодательных актов, обеспечивших существенное продвижение в формировании организационно-правовой базы для развития концессий (также используется термин Государственно-частное партнерство («ГЧП»): –Федеральный закон Российской Федерации о концессионных соглашениях (21 июля 2005 г.) –Положение и ряд законодательных актов по Инвестиционному фонду Российской Федерации –Федеральный закон Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (8 ноября 2007 г.) –Законодательство о создании туристско-рекреационных зон и др. Правительством РФ разработаны типовые концессионные соглашения Несколько крупных транспортных проектов уже реализуются и ожидаются к запуску: –Реконструкция аэропорта Пулково в С.Петербурге –Скоростная автомобильная трасса Москва – С.Петербург –Новый выход на автомобильную дорогу M1 Москва – Минск (объезд Одинцово) –Западный скоростной диаметр в С.Петербурге –Орловский тоннель в С.Петербурге –Надземный Экспресс в С.Петербурге 9

Особенности финансирования концессионных проектов в России: опыт ВТБ Неопределенность прогнозов спроса на концессионные услуги – отсутствие исторических данных, исследования проводятся по мере продвижения проектов Непрогнозируемый процесс утверждения тарифов на концессионные услуги – занимает много времени; отсутствие наработанного опыта балансирования интересов концессионера с нормативами органов государственного регулирования тарифов и социальной защиты населения Низкая платежеспособность концендента – неспособность государственного органа предоставить гарантии на минимальные уровни выручки (прибыли) концессионера или обозначить стоимости приобретения активов концессии после истечения ее срока Общественные слушания и качество проведения экологических экспертиз – одно из основных требований международных банков развития при финансировании подобных проектов Отсутствие договоров с фиксированными ценами – строительные организации / подрядчики не имеют опыта, а зачастую и финансовых возможностей чтобы взять ответственность по выполнению всего объема работ «под ключ» в срок и по фиксированному бюджету Отсутствие опыта у российских операторов концессий – выше эксплуатационные риски; необходимо время на подготовку кадров и создание технологий 10

Реконструкция и эксплуатация аэропорта «Пулково» Инвестиционный конкурс объявлен Правительством С.-Петербурга совместно с ОАО «Аэропорт «Пулково» в апреле 2008г. В июне 2009г. консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» был объявлен победителем конкурса В июле 2010 года ЕБРР и МФК успешно закрыли синдикацию коммерческого транша (B-loan) на финансирование реконструкции аэропорта на сумму 200 млн евро Основные характеристики проекта: Общая стоимость проекта млн. евро Пассажиропоток (2009 г.) прогноз (2039 г.) 6,9 млн 26,0 млн Договор о ГЧП, заключенный по схеме ВОТ (строительство, эксплуатация и передача) Срок действия соглашения30 лет Акционеры СПК 57,5% - Банк ВТБ; 35,5% - Fraport (оператор аэропорта г. Франкфурт); 7% - греческая компания Copelouzos (одни из владельцев Афинского аэропорта) Структура финансированияАкционерное и заемное финансирование Тип концессии Проект включается в себя реконструкцию терминала Пулково-1, строительство нового современного терминала, новых зданий и сооружений, в т.ч. отеля, паркинга и бизнес-центра с последующей их эксплуатацией. Инвестиционная программа 12

Аэропорт «Пулково» - основные ингредиенты успеха 13 Fraport – передовой мировой опыт ВТБ Капитал – российский аспект Финансовое структурирование проекта в соответствии с наивысшими международными стандартами и полностью на коммерческой основе - без каких- либо субсидий и бюджетной поддержки со стороны государства; привлечено долгосрочное долговое финансирование с длительным льготным периодом ВТБ Капитал – якорный инвестор Управление Финансовое консультирование Координация Инвестиции Тщательная юридическая экспертиза ведущими консультантами по высшим международным стандартам под руководством ВТБ Капитал в роли координатора; способность успешно взаимодействовать и находить компромисс со всеми сторонами во время многосторонних договоров

Строительство 43-км участка платной скоростной автодороги М-10-С Москва – С.-Петербург 24 сентября 2007г. Росавтодор объявил тендер на строительство платной скоростной автодороги Москва Санкт-Петербург на участке 1558 км В конце 2008г. консорциум «Северо-Западная концессионная компания» был объявлен победителем тендера на строительство участка. Средневзвешенный тариф для проезда по трассе, по условиям конкурсного предложения, должен будет составить 3,6 рубля за 1 км Летом 2009 года было подписано соглашение о финансировании. Строительство начато в 2010 году после подтверждения концессионером финансового обеспечения проекта, срок строительства - 36 месяцев DBFMO – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация и владение Срок действия соглашения 30 лет 2,132 млрд. долл. США Акционеры СПК Н-Транс, VINCI, Eurovia Структура финансирования Акционерное, заемное, гос.бюджет Основные характеристики проекта: Тип концессии Общая стоимость проекта Строительство головного участка автомагистрали длиной 43 км 108 м. Общее число полос движения ; ширина полосы - 3,75 м. На дороге будет установлена автоматизированная система управления, организованы площадки для отдыха, обеспечена современная связь с использованием последних достижений информационных технологий (в т.ч. пункты аварийной связи), служба эвакуации. Инвестиционная программа 14

Западный скоростной диаметр, С.-Петербург В феврале 2011г. Правительством С.-Петербург и ОАО «ЗСД» объявлен конкурс о создании и эксплуатации центрального участка платной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» длинной 9 км Победитель конкурса будет осуществлять совместную с ОАО «ЗСД» эксплуатацию всей трассы магистрали протяженностью 46,4 км DBFMO – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация и владение Срок действия соглашения 30 лет 4,7 млрд. долл. США Акционеры СПК - Структура финансирования Акционерное, заемное, гос.бюджет Основные характеристики проекта: Тип концессии Общая стоимость проекта Строительство искусственных сооружений общей протяженностью 8,95 км с 8-ю полосами движения и 3-мя транспортными развязками. Самый дорогой и протяженный участок трассы, проходящий от наб. Р. Екатерингофки до Приморского пр., пересекает весь Василевский остров. Инвестиционная программа 15

Наземный экспресс, С.-Петербург Санкт-Петербург в настоящее время ведет открытый конкурс на право заключения 30- летней концессии на проектирование, финансирование, строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание пассажирского легкорельсового транспорта «Надземный экспресс» DBFMO – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация и владение Срок действия соглашения 30 лет 0,9 млрд. долл. США Акционеры СПК - Структура финансирования Акционерное, заемное Основные характеристики проекта: Тип концессии Общая стоимость проекта Общая протяженность предполагаемой трассы - 22,6 км, из которых 18,4 км проходят на уровне земли и 4,2 км – на эстакадах. Трасса должна быть оснащена двадцатью эстетически привлекательными станциями, расположенными друг от друга на расстоянии примерно 1 км. Предполагаемый интервал движения подвижного состава – 5 минут в часы пик, в дальнейшем интервал сократится до 2,5 минут. Предполагаемый дневной объем пассажиров системы – человек; Эксплуатационная скорость подвижного состава – 30–40 км / час. Инвестиционная программа 16

Ожидаемая концессия – Высокоскоростая Магистраль (ВСМ) Основные характеристики проекта: Эксплуатационная длина ВСМ Москва – Санкт-Петербург составляет 658,04 км Максимальная скорость движения составляет 350 км/ч (на некоторых участках – 400 км/ч) Время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга составляет 2,5 часа Прогнозные размеры пассажирского движения в 2020 году составляют 30 пар поездов в сутки, а прогнозный объем перевозок – тыс. Чел Проект ВСМ состоит из трех отдельных подпроектов: – строительство инфраструктуры – приобретение и обслуживание подвижного состава, – строительство вокзальных комплексов Проект будет реализовываться с использованием модели контракта жизненного цикла (далее «КЖЦ», по-англ. Life-cycle contract) и механизма государственно-частного партнерства (далее «ГЧП») КЖЦ представляет собой соглашение, заключенное на конкурсной основе между уполномоченным органом государственной власти и частным партнером По предварительным расчетам технического консультанта Pöyry, капитальные затраты могут составить – 17,3 млрд евро в ценах 2010 года 17

ВТБ Капитал: возможные роли участия в концессионных проектах Финансовый Консультант - Федеральное правительство - Федеральные министерства и ведомства - Региональные правительства, министерства и ведомства - Муниципальные органы - Исследовательские и проектные институты - Госкомпании - Крупные российские компании - Финансовые и промышленные группы - Российские и иностранные строительные компании Государственный сектор Частный сектор Кредитор Инвестор ВТБ Капитал идеально позиционирован для участия в концессионных проектах, как на стороне концендента (государственный сектор), так и концессионера (частный сектор) 19

Новые возможности для Вашего успеха