1 « Порядок проведения финансово- хозяйственных проверок в образовательном бюджетном учреждении г. Москвы». Килина Татьяна Михайловна, эксперт-консультант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Как организовать систему внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности? Килина Татьяна Михайловна, эксперт-консультант Центра анализа финансовой.
Advertisements

План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
План финансово-хозяйственной деятельности. Правовое регулирование 1. Требования к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
План финансово- хозяйственной деятельности и бюджетная смета Комлев Александр Сергеевич Министерство финансов Республики Коми
Формирование задания учредителя. Финансирование на основе субсидии. Показатели объем и качества оказываемых услуг. Контроль выполнения задания учредителя.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета Начальник Отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента.
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
Министерство финансов Удмуртской Республики Бухгалтерский учет и отчетность автономных учреждений с 1 января 2011 года.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
ПЛАН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА.
Главный бухгалтер функции, обязанности и должностные инструкции.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
План финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений Ст. 33 Федерального закона от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
1 Составление и анализ Плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетного и автономного учреждения в сфере образования Килина Татьяна Михайловна,
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Транксрипт:

1 « Порядок проведения финансово- хозяйственных проверок в образовательном бюджетном учреждении г. Москвы». Килина Татьяна Михайловна, эксперт-консультант Центра анализа финансовой системы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Москва

2 Приказ Департамента Образования г. Москвы 251 от г. « О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений.) Предметом контроля являются: Осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности, в том числе выполнение государственного задания. Выполнение учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности. Деятельность учреждения, связанная с использованием и распоряжением имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, а также обеспечение его сохранности. Обеспечение учреждением публичности своей деятельности, а также доступности, в том числе информационной, оказываемых им услуг.

3 Приказ Департамента Образования г. Москвы 251 от г. « О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений.» Основными целями контроля являются: Анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию. Выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению. Определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения.

4 Основными целями контроля являются: Оценка результатов финансово- хозяйственной деятельности учреждения. Формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета. Оценка системы внутреннего контроля.

5 Контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль, осуществляемый на стадии формирования и утверждения государственного задания, и включает в себя в том числе контроль: - за соответствием перечня оказываемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) основным видам деятельности этого учреждения, предусмотренным его учредительными документами; - показателей государственного задания, определяющих объем финансового обеспечения государственного задания; - перечня показателей качества и результативности, установленных государственным заданием.

6 Контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Текущий контроль, осуществляемый в процессе исполнения государственного задания, и включает в себя в том числе анализ оперативных данных и отчетности учреждения о выполнении показателей государственного задания. На основании результатов текущего контроля учреждением могут приниматься решения о корректировке государственного задания учреждениями на плановый период.

7 Контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Последующий контроль, осуществляемый путем проведения проверок отчетности учреждения и плановых проверок его деятельности, который включает в себя в том числе оценку результатов, состава, качества и (или) объема (содержания) оказываемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ).

8 Методами предварительного, текущего и последующего контроля являются: Камеральная проверка (анализ) текущей отчетности учреждений о выполнении финансово- хозяйственной деятельности. Мониторинг (наблюдение) - постоянный контроль со стороны учредителя за показателями деятельности учреждения

9 Мониторинг за показателями деятельности учреждения проводится по следующим направлениям: - соответствие объема предоставленных государственных услуг параметрам государственного задания; - соответствие контингента потребителей государственной услуги параметрам государственного задания; - соответствие качества предоставленных государственным учреждением государственных услуг параметрам государственного задания; - соотношение нормативной и фактической стоимости предоставления единицы государственной услуги; - наличие у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные Департаментом образования города Москвы.

10 Методами текущего и последующего контроля являются ревизия и проверка. Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех операций, совершенных объектом контроля за определенный период времени. Контрольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде операций ревизуемой организацией. Проверка, в свою очередь, являет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности. Проверка носит выборочный характер и предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения субъекта контроля каких-либо фактов, способных повлиять как на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности объекта контроля.

11 Виды ревизий и проверок делятся на камеральные (без выезда к месту нахождения объекта контроля) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении). Выездные ревизии и проверки осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановая проверка проводится на основании плана, утвержденного Департаментом образования города Москвы

12 Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: - истечение срока исполнения бюджетным или казенным учреждением ранее выданного представления (предписания) об устранении выявленных нарушений и недостатков; - поручения Мэра и Правительства Москвы, правовые акты города Москвы, распоряжения Департамента образования города Москвы; - информация органов местного самоуправления, прокуратуры Российской Федерации и правоохранительных органов о нарушениях законодательства Российской Федерации и города Москвы в деятельности бюджетного и казенного учреждения; - мотивированные сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации о нарушениях законодательства Российской Федерации и города Москвы в деятельности бюджетных и казенных учреждений, в том числе о ненадлежащем качестве предоставления государственных услуг (выполнения работ).

13 Порядок проведения мониторинга выполнения муниципальных заданий Цели мониторинга выполнения муниципальных заданий: Мониторинг выполнения муниципальных заданий проводится в целях: установления соответствия объемов и качества оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ) муниципальному заданию; выявления отклонений в деятельности учреждения по выполнению муниципального задания и выработка рекомендаций по их устранению; определения эффективности использования средств бюджета, предусмотренных на выполнение муниципальных заданий; формирования информационной базы об объеме и качестве оказываемых в соответствии с муниципальными заданиями услуг (выполняемых работ).

14 Порядок проведения мониторинга выполнения муниципальных заданий Мониторинг выполнения муниципальных заданий осуществляется специалистами Учредителя ежеквартально (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего финансового года, нарастающим итогом с начала года), путем сравнения плановых показателей объема и качества услуг (работ) с фактическим значениями.

15 Порядок проведения мониторинга выполнения муниципальных заданий Для проведения мониторинга используются данные отчетности, предоставляемой учреждениями по формам «Отчета об исполнении муниципального задания», «Отчета об использовании субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам». Специалисты Учредителя в течение 5 рабочих дней со дня предоставления отчетности рассматривают ее на предмет: 1) соответствия утвержденной форме предоставления отчета; 2) достоверности и обоснованности данных о фактических показателях качества и объема муниципальных услуг (работ); Для мониторинга также может быть использованы данные статистической, бухгалтерской и иной официальной информации.

16 Методика оценки результативности и эффективности выполнения муниципальных заданий Оценка эффективности и результативности выполнения заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется по результатам мониторинга выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Метод оценки результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) заключается в сопоставлении фактических и плановых значений показателей качества и объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

17 Методика оценки результативности и эффективности выполнения муниципальных заданий Метод оценки эффективности выполнения заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) заключается в сопоставлении показателей конечного результата и показателей затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

18 Методика оценки результативности и эффективности выполнения муниципальных заданий На основании отчета о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) за отчетный период рассчитывается процент выполнения показателей качества и объема муниципальных услуг (выполнения работ) по следующей формуле: О = Пфакт/ План х 100% О - процент выполнения показателей качества, объема муниципальных услуг (работ); Пплан - плановое (целевое) значение показателей качества, объема муниципальных услуг (работ); Пфакт - фактическое значение показателей качества, объема муниципальных услуг (работ).

19 Каждой процентной оценке достижения плановых значений показателей качества и объема муниципальных услуг (работ), непосредственного и конечного результатов оказания муниципальных услуг (выполнения работ) присваивается балл по шкале, приведенной в таблице.

20 Шкала балльной оценки выполнения плановых значений показателей качества и (или) объема муниципальных услуг (работ), непосредственного и конечного результатов оказания муниципальных услуг (выполнения работ) Значение выполнения, %Балл от 0 до 202 от 21 до 404 от 41 до 606 от 61 до 808 от 81 до

21 Средний балл по всем показателям оценки результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) рассчитывается методом «среднеарифметической» по формуле: где - среднеарифметический балл достижения плановых значений показателей качества и объема муниципальных услуг (работ). -сумма баллодостижения плановых значений показателей качества и -объема оказания муниципальных услуг (работ); n – количество показателей качества и объема муниципальных услуг (работ).

22 Методика оценки результативности и эффективности выполнения муниципальных заданий На основании полученных значений среднеарифметического выполнения баллов показателей оценки результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) Специалисты учредителя делают заключение о результативности выполнения муниципальных заданий в соответствии с критериями, приведенными в таблице

23 Критерии оценки результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Среднеарифметическое значение отклонений баллов (А) Интерпретация оценки 10Требуемые результаты достигнуты от 5 до 9,99Требуемые результаты достигнуты не в полной мере (с устранимыми нарушениями) от 0 до 5Требуемые результаты не достигнуты

24 Оценка эффективности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется путем сопоставления показателей результативности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и показателей затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с критериями, приведенными в таблице

25 Критерии оценки эффективности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). ЗначениеЭффективность использования бюджетных средств более 1,4 очень высокая эффективность использования бюджетных средств (значительное превышение целевого значения) от 1 до 1,4 высокая эффективность использования бюджетных средств (превышение целевого значения) от 0,5 до 1 низкая эффективность использования бюджетных средств (не достигнуто целевое значение) менее 0,5 крайне низкая эффективность использования бюджетных средств (целевое значение исполнено менее чем наполовину)

26 Cводный отчет о результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). На основании данных рассчитанного среднеарифметического балла выполнения муниципального задания по каждому учреждению Управление образования формирует сводный отчет о результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Сводный отчет формируется в разрезе муниципальных услуг и подведомственных учреждений.

27 Cводный отчет о результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Сводный отчёт должен содержать: - запланированные и фактически достигнутые значения показателей, характеризующих качество и объём (содержание) оказываемых муниципальных услуг; - сведения о плановом и фактическом объёме расходов на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; - сведения о результатах опросов потребителей о соответствии предоставляемых муниципальных услуг их потребностям, об удовлетворённости качеством муниципальных услуг (в случаях проведения таких опросов); - сведения о проведённых мероприятиях по улучшению качества оказания муниципальных услуг.

28 При проведении оценки выполнения муниципальными учреждениями муниципального задания необходимо учитывать, что значение итоговой оценки выполнения муниципальными учреждениями муниципального задания не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения муниципального задания. Каждый показатель подлежит самостоятельному анализу причин его достижения (или не достижения) при подведении итогов деятельности муниципального учреждения по выполнению муниципального задания.

29 План финансово-хозяйственной деятельности С 1 января 2012 года Федеральным законом предусмотрено составление и утверждение для каждого бюджетного и автономного учреждениязаконом плана финансово-хозяйственной деятельности. План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом деятельности учреждения. Он формируется учреждением и утверждается в порядке, определенном учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России в Приказе от 28 июля 2010 г. N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".Приказе

30 Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД) При проверке необходимо провести анализ Плана ФХД на предмет: - соответствия цели деятельности учреждения в соответствие с федеральными законами, иными нормативными и муниципальными правовыми актами и уставом; - видов деятельности, относящихся к уставной деятельности; - перечня услуг, относящихся к основным видам деятельности в соответствии с Уставом; - приобретенного за счет выделенных собственником средств имущества; - расходования целевых субсидий в соответствии с муниципальным заданием; - поступлений от оказания муниципальным учреждением услуг, относящихся в соответствии с уставом муниципального учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от приносящей доход деятельности.

31 Проверка использования муниципальной собственности В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным и бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

32 Проверка использования муниципальной собственности При проведении проверочных мероприятий необходимо проверить: - наличие производственных, технических, коммунальных и иных зданий и сооружений, а также иного находящегося в муниципальной собственности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества по перечню, определенному отраслевым или уполномоченным органом власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях;

33 Проверка использования муниципальной собственности - полноту и правильность постановки на учет, оприходования, правомерность списания и правильность учета имущества; - наличие свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, переданному автономному и бюджетному учреждению на праве оперативного управления, права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком;

34 Проверка использования муниципальной собственности соблюдение установленного порядка сдачи в аренду помещений с согласия учредителя, их государственная регистрация, наличие заключенных договоров на возмещение коммунальных услуг арендаторами; - эффективное использование площадей недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, в том числе выявление неиспользуемого имущества.

35 Проверка использования муниципальной собственности При необходимости возможно проведение инвентаризации недвижимого и особо ценного движимого имущества с охватом вопросов сохранности и эффективности использования имущества. Под особо ценным имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным и бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно, затруднено.

36 Проверка предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Бюджетное и автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение самого учреждения после получения нового правового статуса бюджетного и автономного учреждения.

37 Проверка предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Объектами анализа средств от предпринимательской, иной приносящей доход деятельности и использования государственной (муниципальной) собственности бюджетного учреждения являются следующие показатели: - доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой); - расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой); - соотношение доходов и расходов от предпринимательской, иной приносящей доход деятельности

38 Проверка предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Основными источниками информации для анализа формирования и использования средств от предпринимательской, иной приносящей доход деятельности и использования государственной (муниципальной) собственности автономного и бюджетного учреждения нового типа являются следующие документы: план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о выполнении муниципального задания, порядок определения предельных и тарифов на платные услуги. В ходе контрольного мероприятия необходимо сопоставить запланированные доходы в Плане ФХД с фактически поступившими средствами, а также проверить получаемые доходы на соответствие целям создания учреждения.

39 Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности. Для установления состояния бухгалтерского учета и отчетности, необходимо выполнить три этапа: изучить локальные, регламентирующие бухгалтерский учет акты; проверить соответствие бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе; провести анализ отчетности по составу и содержанию. При выполнении проверки в первую очередь знакомятся с приказом об учетной политике, в котором определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей деятельности.

40 Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности. При изучении локальных актов необходимо: - установить имеется ли утвержденное в установленном порядке Положение о бухгалтерской службе и как оно выполняется; - проверить - установлены ли главным бухгалтером (руководителем бухгалтерской службы) служебные обязанности для работников бухгалтерии. Основными задачами бухгалтерского учета является: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественного положения, необходимой для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.(Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ от ).

41 Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности. При проверке правильности ведения бухгалтерского учета необходимо: - установить выполняются ли требования Инструкции 157Н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников; - изучить структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бюджетного учета; - проверить состояние бюджетного учета и отчетности;

42 Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности. проверить правильность оформления первичных документов: правильность заполнения реквизитов; наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц; правильность подсчетов в документах; достоверность первичных документов; проверить правильность открытия лицевых счетов. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок в организациях, с которыми проверяемая организация имеет хозяйственные связи.

43 Проверка учета основных средств: - заключаются ли договоры о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами; - соблюдается ли установленный порядок оформления поступления основных средств, правильность отнесения ценностей к основным средствам, своевременность и правильность их оприходования; - правильность и законность списания основных средств и безвозмездной их передачи. Необходимо помнить, что основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бюджетном учете по рыночной стоимости.

44 Проверка учета непроизведенных и нефинансовых активов: - правильность документального оформления при оприходовании и выбытии непроизведенных активов; - установить законность права собственности на объекты непроизведенных активов; - правильность документального оформления при оприходовании и выбытии нефинансовых активов.

45 Учет материальных запасов: При проверке следует обратить внимание: - состояние складского учета; - наличие договоров о материальной ответственности; - все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц; - соблюдается ли порядок выдачи и учета доверенностей на получение товарно- материальных ценностей; - правильность списания материальных ценностей, в том числе топлива и ГСМ согласно установленным нормам.

46 Учет денежных средств, находящихся на счетах учреждений: - правильность открытия лицевых счетов в органах казначейства и кредитных учреждениях - правильность оформления первичных документов (наличие визы руководителя к оплате, органа казначейства об исполнении).

47 Учет расчетов: В процессе проверки учета средств, находящихся в расчетах по выданным авансам и принятым обязательствам, следует обратить внимание на состояние расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками, с подотчетными лицами, по платежам в бюджет, с территориальными государственными внебюджетными фондами.

48 Учет расчетов: При рассмотрении учета расчетов с дебиторами и кредиторами следует установить: - причины образования дебиторской и кредиторской задолженности; - сроки возникновения задолженности по каждому дебитору и кредитору; - меры, принятые к её погашению или взысканию; - соблюдение порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности.

49 При проверке соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базы необходимо установить: - выполняются ли предложения по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности; - соблюдаются ли установленные правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив; - выполняются ли главным бухгалтером обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 21 ноября 1996г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;

50 При проверке соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базы необходимо установить: своевременно ли предоставляются бухгалтерии все необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы; - ведутся ли все предусмотренные инструкциями и приказами Минфина РФ учетные регистры, правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах; - соответствие остатков на начало года в учетных регистрах данным за предыдущий год, выведены ли итоги оборотов за месяц и в надлежащих случаях с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;

51 При проверке соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базы необходимо установить: - наличие подлинных документов, своевременность и правильность их составления, оформления и соответствия их установленным формам; - правильно ли оформлены и составлены регистры бухгалтерского учета (журналы- ордера, накопительные ведомости); - соответствуют ли итоги остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов книги «Журнал-главная» и показателям финансовой отчетности.

52 При выявлении несоответствий вычисляют величину отклонений по каждому из бухгалтерских счетов. Величина отклонения показателей финансовой отчетности от итоговых остатков аналитических счетов будет свидетельствовать о величине искажения финансовой отчетности. Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

53 При анализе отчетности по составу и содержанию устанавливается: 1) правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов РФ; 2) правильность и полнота заполнения показателей, предусмотренных в формах отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей, приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность арифметических подсчетов; 3) соответствие данных синтетического и аналитического учета данным форм бухгалтерской отчетности.

54 При проверке достоверности предоставляемой отчетности устанавливается: - правильность проведения инвентаризации, определение ее результатов и отражения их в учете; - своевременность и полноту представляемой бюджетной отчетности; - соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета; - соответствие данных бюджетной отчетности данным бюджетного учета; - согласованность взаимосвязанных показателей отдельных форм.

55 Как организовать в образовательном учреждении систему внутреннего контроля финансово- хозяйственной деятельности? Внутренний контроль – что это такое? Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

56 Система внутреннего финансового и хозяйственного контроля в учреждении включает: – нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц; – субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль; – объекты контрольной деятельности; – виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля; – целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем; – планирование деятельности в области внутреннего контроля.

57 К основным задачам внутреннего контроля относятся: – контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов; – исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения; – законность совершения кассовых операций в учреждении; – организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении; – установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

58 К основным задачам внутреннего контроля относятся: – выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения; – установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово- хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете; – точность и полнота документации бухгалтерского учета; – своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;

59 К основным задачам внутреннего контроля относятся: – предотвращение ошибок и искажений в учете; – изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба; – изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

60 Разделы Положения о внутреннем контроле Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении. В этот документ можно включить следующие разделы. 1. Цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

61 Разделы Положения о внутреннем контроле 2. Порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления. 3. Права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

62 Разделы Положения о внутреннем контроле 4. Ответственность сторон по соблюдению положения о внутреннем контроле. 5. Оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения. 6. Иные необходимые разделы.

63 Должностные лица, на которых возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

64 Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово- хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

65 Проверка финансовой деятельности Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными. Вначале должна быть проведена проверка: – финансово-плановых документов (составление финансово-хозяйственного плана(смет), штатных расписаний, тарификаций и т. п.); – порядка начисления заработной платы, назначений пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, и т. п.); – других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

66 Проверка финансовой деятельности А позднее, после совершения финансово- хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и расчетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

67 Проверка финансовой деятельности Одно из важных направлений – проверка документов В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать: – создать график документооборота учреждения (как приложения к учетной политике); – последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов); – гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);

68 Проверка финансовой деятельности – брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода; – организовать архив; – сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации; – своевременно составлять первичные документы.

69 Проверка финансовой деятельности В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны: – оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете; – содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухгалтерском учете; – соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

70 Проверка финансовой деятельности – соответствовать формам документов, описанным в учетной политике организации (в случае когда формы документов установлены учетной политикой учреждения); – кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

71 Оформление ревизий и проверок По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить: – программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения; – характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности; – виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки; – анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ; – выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

72 Оформление ревизий и проверок – размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц; – описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

73 Оформление ревизий и проверок При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей

74 Оформление ревизий и проверок Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

75 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ ВАМ!