Основанное Образование, основанное на компетенциях: competence-based education СВЕ / 70-е годы США /

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристики, определяющие успешность завуча КРО ( составляющие системы компетенций ) Знания основ науки об управлении и владение управленческими технологиями.
Advertisements

Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Уважаемые коллеги, понимание сущности компетентностного подхода, уточнение значения основных понятий, поможет вам конретизировать свою работу, выявить.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Совершенствование методики современного урока в условиях профилизации и информатизации образовательного процесса.
Компетентностный подход в образовательном процессе.
Галеева Наталья Львовна, КБН, доцент каф. УЩ ФПК ППРО МПГУ.
1 Компетентность (от анл. competence) – осведомленность, авторитетность; cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Тема: «ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога» План: 1. Система педагогических компетентностей. 2. Практикум. Самооценка.
Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации ФГОС. Куковская Лилия «МОУ СОШ 4».
Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Школьные мифы Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни. Правильные поступки (успех)
Если эта проблема в Вашей школе требует срочного разрешения - поставьте напротив этого номера «+»требует срочного разрешения - поставьте напротив этого.
Транксрипт:

основанное Образование, основанное на компетенциях: competence-based education СВЕ / 70-е годы США /

Содержаниеобразования Содержание обучения обучения ЗУН - уровень развития личности, предметной и социальной (профессиональной) компетентности человека, который формируется в процессе осуществления учебной деятельности. Содержание образования определяет те личностные и профессиональные качества человека, которые должны быть сформированы в результате осуществления взаимосвязанной деятельности учителя и ученика при определенном содержании обучения

Компетентный – 1.обладающий основательными знаниями в какой-то области (компетентный специалист) 2.основанный на осведомленности, веский, авторитетный (компетентное мнение) 3.обладающий компетенциями, правомочный (компетентные органы) Современный толковый словарь русского языка, М., 2004, стр. 282 Компетенция– 1.область вопросов, в которой кто-то хорошо или плохо осведомлен (это не его компетенция) 2.круг дел, вопросов, полномочий какого – либо лица, учреждения (этот вопрос в его компетенции.) Компетентность – сущ., производное от «компетентный» Знания – осведомленность - правомочность - авторитетность

КОМПЕТЕНЦИИ, НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ НАЗВАНИЕ БЛЮДА В МЕНЮ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЦЕПТ БЛЮДА КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАЧЕСТВО БЛЮДА – ЕГО ВИД, ПИТАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛЕЗНОСТЬ, ЦЕНА, ОБЪЕМ, ВКУС

Первый этап ( гг.) - введение в научный аппарат категории «компетенция», создание предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Исследователи проблем компетенции и компетентности: Р. Уайт, Дж. Равен, В. Хутмахер, Оскарссон Б., Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Митина Л.Н., В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А.Гришанова и др.

Дж. Равен «Компетентность в современном обществе» (Лондон, 1984 г.): - развернутое толкование компетентности: «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» в качестве составляющих эффективного поведения» По Дж. Равену: «виды компетентности» суть «мотивированные способности» Второй этап ( гг.) компетенция/компетентность - использование категории компетенция/компетентность в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; - разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2.Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. 3.Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4.Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5.Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» Л.А. Петровская «Компетентность в общении», М.,1989 коммуникативная компетентность, специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности» По Н.В. Кузьминой: пять элементов или видов профессионально-педагогической компетентности

98 г. - А.К. Маркова уже выделяет специальные, социальные, личностные и индивидуальные виды профессиональной компетентности Третий этап - 90-е годы Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Психология профессионализма. М., 1996 Психология профессионализма. М., 1996 Психология профессионального развития. М., Психология профессионального развития. М., блока в структуре профессиональной компетентности учителя знания а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания – б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения умения - позиции и установки в) профессиональные психологические позиции и установки учителя, требуемые от него профессией- личностные особенности г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями -

современнойпедагогической науке понятие В современной педагогической науке понятие "профессиональная компетентность педагога" рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. содержательная (наличие специальных предметных знаний), технологическая (владение методами обучения данному предмету), личностная (владение некоторыми чертами личности). Если рассматривать профессиональную компетентность, формируемую у будущего педагога в рамках системы вузовского образования, то можно говорить о трех ее составляющих: образования, то можно говорить о трех ее составляющих:

компетентности, к самому себе относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, к взаимодействию относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, к деятельности человека относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Зимняя И.А.

«Под профессиональной компетентностью учителя (ПКУ) мы понимаем способность учителя оптимально, эффективно, системно, с учётом не только достижений современной науки, практики, но и собственных интересов, склонностей, способностей прогнозировать, проектировать, осуществлять педагогические действия в среде школы, где формируется и развивается личность ученика»

Симпозиум в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы о реформах образования (Стобарт М) определение ключевых компетенций (key kompetencies) Советом Европы приняты определения пяти ключевых компетенций, должны быть оснащены молодые европейцы которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: 1.Политические и социальные компетенции 1.Политические и социальные компетенции, такие как : способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.

2.Компетенции, связанные с жизнью 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3.Компетенции, относящиеся к владению (mastery) 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность владение более чем одним языком приобретает владение более чем одним языком.

5.Способность учиться на протяжении жизни 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. 4Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.

Основные положения компетентностного подхода – компетентность. в образовании, узловое понятие которого – компетентность. «…это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знанияумениянавыки. сумме знанияумениянавыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». этическую, социальную и поведенческую». Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 стр14.

самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельностикомпетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.

1.Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5.Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сферегражданско-общественнойдеятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

профессиональные (объективно необходимые завучу) психологические и педагогические знания Знания основ науки об управлении Общие вопросы методологии обучения, знания в области достижений современных предметных методологий Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов (ИСУД) Теоретические знания в области валеологии профессиональные (объективно необходимые) умения - владение управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты, учебного и воспитательного процесса в системах резного уровня учитель – ученик учитель- учитель учитель – завуч учитель – пред.м/о владение навыками работы с медиатехнологиями умение использовать знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов в конструировании реального образовательного процесса умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду умение обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический пилотный эксперимент, микроисследование личностные и индивидуальные особенности, обеспечивающие овладение завучем профессиональными знаниями и умениями Практическое владение приемами ЭФФЕКТИВНОГО общения Достаточный уровень владения стратегией равнополушарного мышления Достаточный уровень владения полимодальным способом получения, переработки и выдачи информации профессиональные психологические позиции и установки завуча, востребованные от него профессией Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, специальной психологии и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.

Профессиональные психологические позиции и установки завуча, востребованные на современном этапе развития школьного образования

Приоритеты образовательной политики образовательной политики на федеральном и московском уровнях Доступность (… обеспечение образовательных запросов каждого ребенка…) Качество ( … новые модели обновления содержания…) Эффективность ( … педагог нового качества…)

1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.

2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.

З. Педагогика – «самодостаточная» наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, специальной психологии и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.

4. Руководить коллективом людей – значит, умело управлять ими. Управлять человеком невозможно - можно только создавать условия для того, можно только создавать условия для того, чтобы этот человек произвел требуемые действия, мыслительные или материальные.

Материальные ресурсы (люди, оборудование, условия и т.д.) время Концепции, идеи, закономерности и т.д. (информационные ресурсы) 5. У каждой проблемы свои ресурсы для решения

Структура профессиональной компетентности завучаУправленческая: Формируется на основе: знания основ науки об управлении; владения управленческими технологиями: педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса в системах разного уровня: учитель – ученик, учитель- учитель, учитель – завуч, учитель – пред. м/о и т.д. владения технологиями оптимального распределения управленческих полномочий «по вертикали»

Структура профессиональной компетентности завуча Предметно- методологическая: Формируется на основе: знания специфики предметных методик; владения навыками ориентирования в вопросах современных достижений методологии предметного обучения; ориентации в информационном поле обязательных достижений по разным предметам.

Структура профессиональной компетентности завуча Формируется на основе: Теоретических знаний в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов; умения использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса; владения технологиями управления формированием этих навыков у учителей в рамках методической работы в школе. Психолого- педагогическая:

Структура профессиональной компетентности завучаИнформационно-технологическая: Формируется на основе: навыков использования информационных технологий в ежедневной работе; владение полимодальным способом получения, переработки и выдачи больших объемов информации владение стратегией равнополушарного мышления; умения инициировать и направлять развитие этих составляющих профессионализма учителя.

Структура профессиональной компетентности завучаВалеологическая: Формируется на основе: Теоретических знаний в области валеологии; умений проектировать и поддерживать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет, педагогическое общение и т.д.); владение технологиями управления этим качеством образовательной среды.

Структура профессиональной компетентности завуча Формируется на основе: Практическое владение приемами ЭФФЕКТИВНОГО общения; способность анализировать и корректировать различные виды педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, детьми и родителями; способность управлять уровнем эффективного общения между участниками ОП. Коммуникативная:

Структура профессиональной компетентности завуча умения транслировать и организовывать трансляцию передового опыта учителей внутри школы, в социуме школы; в образовательном пространство округа, города Умения обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей; выступлений, статей; … «прибыльное для компании удовлетворение потребностей других людей». Маркетинговая: умения обеспечить информационное сопровождение участия учителей и всего коллектива в смотрах, конкурсах на получение грантов Формируется на основе:

Структура профессиональной компетентности завуча умения спланировать, организовать, провести и проанализировать микроисследование, педагогический пилотный эксперимент. Исследовательская: Формируется на основе: умения управлять процессом реализации ОЭР в школе.

Структура профессиональной компетентности завуча профессионального самосовершенствования владения навыками постоянного профессионального самосовершенствования, позволяющего эффективно инициировать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самоопределения всех субъектов образовательного процесса; Акмеологическая: Формируется на основе: технологиями управления процессом роста профессиональной компетентности владение технологиями управления процессом роста профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса в школе.«…изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности».