Тема: «Природа Новосибирское области» Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Цель: оценить уровень знаний обучающихся по теме «Природа Новосибирской области» (особенности ГП, рельефа, геологического строения, климата, внутренних вод, представителей флоры и фауны)
Воспитательная цель: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний; развивать память, логическое мышление.
Учебно-наглядный комплекс: карточки с географическими объектами, контурные карты, атлас НСО, звёзды.
Содержание урока: Содержание урока: урок проводится по принципу игры «Звёздный час»
Первое задание: нанесите на контурную карту крайние точки Новосибирской области, определите их координаты. Север: Юг: Запад: Восток:
Второе задание: Какая из названных территорий не является соседом Новосибирской области? 1.Томская область. 2.Омская область. 3.Кемеровская область. 4.Республика Алтай. Отметить их на контурной карте.
С каким государством граничит наша область? 1.Монголия. 2.Китай. 3.Казахстан. 4.Не граничит ни с одним.
На территории какого района находится крайняя западная точка области? 1.Тогучинский. 2.Татарский. 3.Усть-Таркский.
Третье задание: На игровом поле географические названия: 1- ГРИВЫ, 2-ЗАЙМИЩА,3- ОВРАГ, 4- ПЛАТО, 5- ПЛАТФОРМА, 6-АРГИЛЛИТ,7-САПРОПЕЛЬ, 8-ГОРСТ.
Учитель: Посмотрим, как вы знаете географические термины. Приподнятый участок земной коры, ограниченный тектоническими разломами. (Горст) Камнеподобная глинистая горная порода, не размываемая в воде. (Аргиллит) Отрицательная линейная форма рельефа, образованная размывом рыхлых отложений. (Овраг) Линейно-вытянутые формы рельефа с относительной высотой от 3 до 10м, иногда до 20м.(Гривы)
5. Возвышенная равнина, с ровной или волнистой, слабо расчленённой поверхностью, ограниченная от соседних пониженных мест отчётливыми склонами или уступами. (Плато) 6.Низкие места поймы реки, заливаемые во время половодий. (Займища) 7.Древний устойчивый участок земной коры. (платформа) 8.Ценное полезное ископаемое, применяемое в качестве удобрений, подкормки животным небольшими дозами. (Сапропель)
Четвёртое задание. -В каком климатическом поясе находится НСО? 1.В субарктическом. 2.В северном умеренном. 3.В южном умеренном. 4.В субтропическом. -Какой тип климата характерен для области? 1.Умеренный. 2.Умеренно-континентальный. 3.Континентальный. 4.Резко континентальный.
Чем объяснить случающиеся потепления в зимнее время до 0 и даже для положительных температур? 1.Вторжением тропических ВМ. 2.Прохождением циклонов из европейской части. 3.Вторжением арктического воздуха. 4.Активным внедрением муссонов с Тихого океана.
Какая часть области самая засушливая? 1.Западная. 2.Юго-западная. 3.Юго-восточная. 4.Восточная.
Учитель: О каком природном объекте говорится в литературном произведении? По каким признакам вы это определили? …Родная – как ещё теплее О тебе в стихах сказать смогу? Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу, Летом вся блестя, зимой белея, В твёрдом льду и дымчатом снегу. Знать не зря кормилицей назвали Мы тебя не раз, не раз твоею лишь Добротой мы, ханты, выживали… И богатства перечтёшь едва ли
Те, что ты за пазухой хранишь. Лишь с весной освободятся воды, Ты подъемлешь баржи, теплоходы, Островами движутся плоты… Города, посёлки и заводы На себе на север тащишь ты… (р.Обь)
Пятое задание. Какую длину имеет Обь вместе с Катунью? км км км км. Какой тип питания преобладает у рек нашей области? 1.Снеговое. 2.Дождевое. 3.Подземное. 4.Ледниковое.
Какая из рек не является притоком Оби? 1.Иня. 2.Бердь. 3. Омь. 4. Чумыш. Что означает название реки Омь на языке барабинских татар? 1.Тихая. 2.Извилистая. 3.Глубокая. 4.Богатая.
Шестое задание: Сколько озёр в области? Более Самое большое по площади озеро в области-… 1.Убинское. 2.Чаны. 3.Сартлан. 4.Яркуль.
В какой части нашей области озёр больше? 1.В северной. 2.В южной. 3. В западной. 4.В восточной. Какая минеральная вода нашей области получила большое распространение как лечебная? 1.«Ессентуки». 2. «Карачинская». 3. «Аква». 4. «Святой источник».
Седьмое задание. Какую территорию описал новосибирский поэт И.Ветлугин? Сверкают на солнце осколки Разбросанных щедро озёр, Седая равнина, да колки, Седой необжитый простор. Полынью и торфом пропах он, Вода солона и горька… …Пейзаж, неизменный от века,- Сырая болотная мгла…
1.Васюганье. 2. Бараба. 3.Кулунда. 4.Салаир. Какие растения характерны для степей? 1.Папоротник, сныть, брусничник. 2.Кедровый стланник,тимофеевка, полынь. 3. Солянка, типчак, ковыль. 4.Осока, черника, камыш.
Определите территорию по описанию Е.Н.Орловой: «Этот дикий, лесной, болотистый край заходит и на крайний север нашей области. Полноводные реки пересекают его густой сетью». Бараба. Кулунда. Приобье. Васюганье.
Что такое «Урман»? 1.Болотная топь. 2.Заболоченная тёмно-хвойная тайга. 3.Светло-хвойная тайга на возвышенности. 4.Засолённые почвы сухих степей.
Восьмое задание. Основателем науки почвоведения является… 1.М.Ломоносов. 2.В.Докучаев. 3.В.Вернадский. 4.А.Воейков. Под какой растительностью формируется серая лесная почва? 1.Под хвойными лесами 2.Под берёзово-осиновыми лесами. 3.Под травами. 4.Под кустарниками.
Почему В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта»? 1.Потому что почва отражает состав и свойства горных пород. 2.Потому что качество почвы зависит от климата. 3.….состав почвы- отражение совокупности климата, флоры и фауны. 4.…почва- продукт взаимодействия всех компонентов природы.
Девятое задание. Поджаренные корни какого растения можно использовать вместо кофе? 1.Подорожник. 2.Одуванчик. 3.Лопух. 4.Щавель. Сколько видов птиц «проживает» на территории нашего края в летнее время? 1.До Около Около Более 400видов.
Территория, которая находится под защитой закона временно или на которой охраняются отдельные виды флоры и фауны, называется… 1.Заповедник. 2.Заказник. 3.Резерват. 4.Национальный парк.
Подводим итог урока. 1.Проверка контурных карт (ученики меняются друг с другом). 2.Подсчёт заработанных звёзд. 3.Объявление результатов. 4.Победитель говорит речь. 5.Выставление оценок.
Литература. 1.Анфиногенова Т.К. Новосибирская область в вопросах и ответах. Новосибирск, 2003г. 2.Болотникова Н.В. География: Уроки-игры в средней школе. Волгоград, 2004г. 3.Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Новосибирск, 1996г.