М.Н. Стриханов, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Затраты на исследования и разработки РоссияКореяГермания Всего, млрд. долл. США* В расчете на 1 занятого в науке, тыс. долл. США
Advertisements

«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
1 Интеграционные модели науки и образования В.В. Иванов – доктор экономических наук, начальник Научно-организационного управления РАН Интеграционные модели.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Участие ведущих ученых - победителей конкурсов на получение.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы.
1 Педагогические работники. Мониторинг Новое в законодательстве год.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы Института транспорта.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Транксрипт:

М.Н. Стриханов, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики

Структура государственного сектора науки В 2004 году в государственном секторе науки насчитывалось 2760 организаций, в том числе в федеральной собственности примерно 2600 (предварительные данные) В 2004 году в государственном секторе науки насчитывалось 2760 организаций, в том числе в федеральной собственности примерно 2600 (предварительные данные) 94% - в федеральной собственности 6% - в собственности субъектов Российской Федерации 50% - государственные учреждения 48% - государственные унитарные предприятия 2% - акционерные общества Доля различных секторов по: численности организаций численности персонала, занятого исследованиями и разработками основным средствам исследований и разработок Академический 29,522,6 (20,7)24,3 Прикладной (отраслевой)51,470,9 (62,6)63,4 Вузовский (без учета и с учетом ППС)19,16,5 (16,7)12,3 ИТОГО:100% Сектор

Научная деятельность высших учебных заведений 37.6% вузов (98% государственных вузов Рособразования) имеют затраты на НИР 37.6% вузов (98% государственных вузов Рособразования) имеют затраты на НИР 20% профессорско-преподавательского персонала участвуют в оплачиваемой НИР 20% профессорско-преподавательского персонала участвуют в оплачиваемой НИР 6,5% персонала (16,7% с учетом ППС), занято исследованиями и разработками 6,5% персонала (16,7% с учетом ППС), занято исследованиями и разработками Около 10% внутренних затрат в среднем по системе ВПО приходится на исследования и разработки Около 10% внутренних затрат в среднем по системе ВПО приходится на исследования и разработки Средний возраст исследователей, лет 4845Всего 6058 Доктора наук 5349 Кандидаты наук

ЗАДАЧИ НАУКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Обновление содержания образования (в высокотехнологичных отраслях - каждые три года) Осведомленность ППС о достижениях мирового уровня Работа ППС как научных сотрудников

-синтетические сверхтвердые материалы; - каталитические системы и технологии; - материалы для микро- и наноэлектроники; - мембранные технологии; - керамические и стекломатериалы; - полимеры и композиты; - генодиагностика и генотерапия; - технологии иммунокоррекции; - нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумуляции. Перечень не перекрытых или слабо перекрытых системой высшего образования критических технологий с точки зрения их кадрового обеспечения не перекрытых или слабо перекрытых системой высшего образования критических технологий с точки зрения их кадрового обеспечения

Распределение объемов научных исследований и разработок по источникам финансирования за 2004 год(в %) Общий объем финансирования – 12564,8 млн.руб.

Финансирование вузов, подведомственных Рособразованию из средств федерального бюджета, млн. руб.

Доля сметного финансирования НИР в расходах на науку федерального бюджета

Участие вузов в реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на годы Кол-во ВУЗов, принимавших участие в открытом конкурсе по ФЦНТП 156 Кол-во ВУЗов, победивших в открытом конкурсе по ФЦНТП % 84,6% 16,2% 13,0%

ВУЗ Объем финанси- рования тыс.руб Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 263,1 Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) 160,3 Московский государственный институт электронной техники (технический университет) 160,1 Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина 83,4 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики 47,9 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 45 Ростовский государственный университет 44,9 Государственный университет - Высшая школа экономики Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации 39,7 Томский государственный университет 38,7 Объем распределения финансирования по вузам, принимавшим участие в открытом конкурсе по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на годы

Экономические показатели (2003 г.) Сектор высшего образования Российская академия наук Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного работника, занятого исследованиями и разработками, тыс. руб Объем внебюджетных средств на один рубль расходов консолидированного бюджета на исследования и разработки, руб. 0,950,26 Удельный вес в объеме расходов федерального бюджета на исследования и разработки гражданского назначения, проценты 6,032,5 Удельный вес в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, проценты 6,111,0

Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности и ее взаимосвязи с образовательным процессом в настоящее время признаны неотъемлемой частью общей оценки деятельности вуза при его государственной аккредитации и одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения (Пункт 46 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года 264).

Новые критериальные показатели при государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений ВПО Для университета не менее 18 тыс. руб. в год на одну единицу ППС (для академии - 12 тыс. руб. для института - 5 тыс. руб.) Для университета не менее 2 монографий в год на 100 единиц ППС Для университета не менее 5 специальностей аспирантуры, не менее 4 аспирантов на 100 студентов очной формы (для академии - 2 специальности аспирантуры, 1,5 аспиранта на 100 студентов

Основная цель интеграции науки и образования обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного функционирования научно- образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов. обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного функционирования научно- образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Правовая база интеграции Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Введение в законодательство общих положений об интеграции науки и образования и ее формах Определение правового статуса и обеспечение возможности создания и функционирования базовых кафедр вузов и базовых лабораторий организаций науки Введение в законодательство дополнительных требований к университетам, направленных на повышение их роли в развитии науки и образования Предоставление научным и образовательным учреждениям возможности использовать закрепленное за ними имущество в целях, соответственно, образовательной или научной деятельности

интеграция науки иобразования На уровне вуза На уровне Минобрнауки России На уровне Российской Федерации

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ВУЗА Наука как важнейший показатель ВПО Учет науки при аттестации и аккредитации вузов Ведущие вузы. Исследовательские университеты ППС в вузе Переизбрание на должность. Список научных публикаций. Индекс цитирования. Ресурсное обеспечение. Вторая половина рабочего дня. Творческий отпуск. Библиотечные дни Научные стажировки ППС Кадровое воспроизводство

Переизбрание на должность профессора или доцента Необходимо доработать Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в вузе РФ, включив перечень научных работ и изобретений. Для профессоров при переизбрании необходимо иметь 5-10 научных работ за отчетный период из реферируемых журналов, в т.ч. из списка, рекомендованного ВАК для докторских диссертаций. Для доцентов необходимо иметь 5-10 научных работ из реферируемых журналов

Научные стажировки ППС Стажировки в ведущих университетах России Стажировки в ведущих научных центрах России Стажировки в ведущих зарубежных университетах или научных центрах

Интеграция на уровне Минобрнауки России Координационные советы. Научно-методические советы. Головные советы. Экспертные советы ВАК. Учебно-методические объединения.

Интеграция на уровне Российской Федерации Система ВПО Система РАН ГНЦ Научно-образовательные комплексы Программно - целевой метод

Изменение контингента аспирантов в Российской Федерации

Изменение контингента аспирантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета в вузах Рособразования

Меры по повышению эффективности аспирантуры и докторантуры -Пересмотр плана приема в аспирантуру за счет средств федерального бюджета для организаций с низкой эффективностью аспирантуры. -Отмена в аккредитационном модуле вузов обязательного для получения статуса «академия» показателя – «наличие аспирантуры и докторантуры». -Проведение перелицензирования программ послевузовского профессионального образования на основе новых лицензионных нормативов. -Предоставление права руководства аспирантами и консультирования докторантов только ученым, имеющим диплом доктора наук или аттестат профессора по соответствующей специальности. Ограничение числа аспирантов, которыми может руководить один научный руководитель

Предложения по увеличению эффективности аспирантуры Сократить контрольные цифры приема в аспирантуру для вузов с низкой эффективностью Размер сокращения % 1.2. до 10% % % Нет приема до 50 % до 25% до 10 %

Эффективность аспирантуры (данные 2003 г.) Континген т аспиранто в, всего Выпуск из аспиранту - туры в 2003 г., чел. Выпуск из аспиранту - ры с защитой в 2003 г., чел Доля выпуска с защитой в общемвыпуске,% Бюджетные затраты на подготовку аспиранта (тыс. руб) из общег о контин-гента на одног о защитив - шегося Вузы ,51449 РАН , Про-чиеНИИ ,71454

Показатели результативности научных исследований (данные 2003 г.) ВУЗы (1) (на 100 единиц про фессорско- препода- вательского состава и научных сотрудников) Институт ы СО РАН (2) (на 100 научныхсотрудников) В средне м по РАН (3) (на 100 научныхсотрудников) ГНЦ (4) (на 100 научныхсотрудников) Количествопубликаций14080данныхнетданныхнет Количествопередовых производстве н- ныхтехнологий0,730,020,02данныхнет Количествополученныхпатентов1,71,01,13,3

Задачи 1.Концентрация ресурсов государства, выделяемых на финансирование научной и образовательной деятельности, в ограниченном числе передовых научно- образовательных центров и исследовательских университетов, созданных на базе ведущих вузов, академических и отраслевых институтов 2.Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования 3.Развитие кадрового потенциала научно-образовательной сферы 4.Модернизация системы подготовки научных кадров высшей квалификации 5.Позиционирование научно-образовательного сектора в глобальной экономике

Основные проблемы, направления и индикаторы реформирования вузовской науки Недостаточная активность вузов в осуществлении исследований и разработок Неразвитость связей вузовского сектора с академической и прикладной наукой Недостаточный уровень бюджетного финансирования вузовской науки Низкий уровень материально-технической базы вузовской науки, недостаток современного оборудования Низкий уровень коммерциализации созданных объектов интеллектуальной собственности ПроблемыНаправления Индикаторы Формирование сети исследовательских университетов и научно- образовательных центров Увеличение объемов и совершенствование системы финансирования вузовской науки Развитие кооперационных связей вузовской науки с академическими и отраслевыми научными организациями Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки, % 6,1 6,1 12,0 12,0 Внутренние затраты на исследования и разработки, приходящиеся на 1 занятого в секторе, тыс. руб. / чел Доля основных средств исследований и разработок, приходящаяся на вузовский сектор, % 10,524,8 Удельный вес персонала вузов, занятого исследованиями и разработками, в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, % 59

Ресурсное обеспечение интеграции, (млн.руб. в текущих ценах)