Финансовые аспекты российского федерализма Региональная политика и межбюджетные отношения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Advertisements

Инструменты и эффективность финансового выравнивания субъектов РФ Подготовили студентки Группы ГМФ4-3У Карпухина Екатерина Шкурова Мария ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Выполнили: Бильтаева Ферида Филатова Оксана Москва 2014.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Цель, задачи и структура службы занятости населения.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Транксрипт:

Финансовые аспекты российского федерализма Региональная политика и межбюджетные отношения

Региональная политика Региональная политика – это политика, направленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах.

Под межбюджетными отношениями в субъекте РФ понимаются финансовые отношения между органами власти субъекта РФ и муниципальных образований. Планирование, исполнение и отчетность в части межбюджетных отношений являются частью бюджетного процесса, но в силу особой социально- экономической и политической важности обычно выделяются в особую область диагностики.

Типы экономического развития и структурной перестройки хозяйства регионов. 1. «Добродетельный круг», когда рост производительности не вызывает снижения занятости. 2. Реконверсия, или перераспределение производственного аппарата, использовавшегося ранее в отсталых отраслях, - передовым, с сохранением общего количества занятых. 3. Структурная перестройка, или технологическое и организационное переустройство существующих производств за счет инноваций, как технологических, так и организационных. 4. Прекращение или перемещение производств или устаревших технологических процессов, что сопровождается ростом безработицы и падением ВРП. 5. «Деиндустриализация», порождающая замкнутый круг (низкий уровень внедрения достижений НТП, снижение конкурентоспособности, стагнация, безработица, недоиспользование региональных ресурсов). 6. «Промышленный консерватизм» проявляется там, где поддерживается занятость в ущерб росту производительности труда. 7. Развитие трудоемких производств, что свойственно периферийным и удаленным районам.

Цели региональной политики в сглаживании чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития, вызываемой объективными причинами; в последовательных институциональных преобразованиях с целью снижения неоправданных перетоков ресурсов, прежде всего финансовых, которые приводят к чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития; координации политики на федеральном и региональном уровнях, включая совершенствование законодательства и бюджетной политики.

Региональная политика фиксирует: цели и приоритеты пространственного развития; территории, требующие специальной поддержки (объекты региональной политики); набор инструментов региональной политики

Цели совершенствования МБО в соответствии с Программой правительства РФ. стимулировать региональные (и муниципальные) власти на проведение структурных реформ; установить четкое разделение расходных полномочий между уровнями властей; отказаться от расщепления налоговых поступлений между бюджетами разных уровней и перейти к системе один бюджет – один налог; разделить финансовую помощь нижестоящим бюджетам на текущую, инвестиционную и реформостимулирующую составляющие; в перспективе ликвидировать такие инструменты финансовой помощи как бюджетные ссуды и средства, передаваемые по взаиморасчетам.

Цели совершенствования МБО в соответствии с Программой правительства РФ. децентрализация доходной базы и укрепление финансовой базы муниципального самоуправления; сокращение межуровневых финансовых потоков; стимулирование укрепления налогового потенциала территорий; стимулирование проведения экономических и социальных реформ на субфедеральном и муниципальном уровнях; установление единого подхода к распределению финансовой помощи муниципальным образованиям и повышение прозрачности методики расчета трансфертов.

Тенденции развития МБО на субфедеральном уровне. Более четкое распределение расходных полномочий Централизация части расходов на территории. муниципальных образований и консолидация их в бюджете субъекта РФ. Среднесрочное закрепление доходных полномочий за муниципальными бюджетами. Повышение требований к сбалансированности и прозрачности бюджетов муниципальных образований. Расширение использования субвенций, бюджетных ссуд, долевого участия вышестоящих бюджетов в инвестиционных проектах на территории муниципальных образований.

Межбюджетные отношения в регионе полное соответствие требованиям федерального законодательства, а также Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. и Временным методическим рекомендациям субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений, утвержденных Минфином РФ; наличие в планах и программах четкой формулировки целей межбюджетных отношений и критериев их достижения, в частности, обоснована ли политика централизации или децентрализации доходов и расходов бюджетной системы; закрепление в региональном законодательстве и реализация на практике четкого разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы при минимизации полномочий совместного ведения и соблюдении принципа компенсации муниципальным бюджетам выпадающих доходов или дополнительных расходов в результате решений региональных органов власти; устойчивость доходной базы муниципальных образований и наличие стимулов для ее роста, в частности, законодательное закрепление выбранной модели межбюджетных отношений, системы финансовых нормативов и соблюдение их на практике.

Анализ системы МБО в регионе. Особенности организации власти в регионе. Распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и управления. Закрепление налоговых доходов. Распределение неналоговых доходов. Сбалансированность доходов и расходов каждого уровня бюджета. Стабильность основных параметров системы.

Структура общественных финансов

Финансовые потоки в бюджетной системе РФ.

Принципы бюджетного федерализма четкое распределение прав и ответственности при управлении каждым фондом; устойчивость отношений по управлению общественными финансами; наличие системы координации и согласования политики по управлению общественными финансами; ответственный менеджмент как принцип управления общественными финансами; четкое определение целей социально-экономической и финансовой политик и их согласование; прозрачность управления общественными финансами.

Бюджетный федерализм, по общему убеждению, может быть эффективным, если: Выгоды от децентрализованно принимаемых решений, относящиеся к поставке общественных благ, в основном локализуются на данной территории; Локализацию выгод можно в основном совместить с территориальной локализацией издержек, что означает определенную степень согласия жителей региона платить за получаемые блага; Предпочтения в отношении локальных общественных благ менее дифференцированы внутри регионов, чем среди населения страны в целом.

Финансовая помощь (в % к консолидированному бюджету) Действующее законодательствоВ результате реализации программы Федер. Субъкт ы РФ РегионалМестныеФедер.Субъкт ы РФ Регионал.Местные Доходы до передачи финансовой помощи 56,956,943,128,614,557,043,026,216,8 Расходы без финансовой помощи 45,354,729,525,349,950,126,223,9 Финансовая помощь (-) переданная (+) полученная - 11,6+11,6+ 0,9+ 10,7- 7,1+ 7,10 Доходы с учетом финансовой помощи 45,354,729,525,349,950,126,124,0

Цели совершенствования МБО в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ экономическая эффективность - создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти по расширению налогооблагаемой базы, поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; бюджетная ответственность - управление общественными финансами, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачность и подотчетность налогово-бюджетной политики; субсидиарность - закрепление на постоянной основе за каждым уровнем бюджетной системы доходных источников, соответствующих закреплённым расходным полномочиям; социальная справедливость - обеспечение равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, вне зависимости от места их проживания; политическая консолидация - достижение общественного согласия по вопросам закрепления за уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов, создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.

Цели региональной политики в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы; разграничения компетенции между уровнями государственной власти, соответствия ресурсов полномочиям; согласованного формирования и осуществления единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектами; создания равных условий экономического развития субъектов федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи; транспарентности отношений; снижения дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; развития экономических основ местного самоуправления; перехода от принципа выравнивания уровней социально-экономического развития регионов, дестимулирующего региональное развитие, к обеспечению целевого финансирования единых федеральных стандартов услуг на всей территории Российской Федерации; ориентации «на сильных» - формирование федеральной социально- экономической политики исходя из интересов и опыта регионов, имеющих объективно лучшие показатели динамики социально-экономического развития, в целях поддержания региональных «точек роста», стимулирования регионального экономического развития.

Цели развития местного самоуправления в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ помощь в создании системы подготовки управленческих кадров для муниципалитетов, разработка модельных законов для субъектов Российской Федерации; подготовка модельных правовых актов по организации местного самоуправления для органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, пилотная реализация положений закона на отдельных территориях; разработка и принятие федеральной программы «Реформирование муниципальной службы Российской Федерации»; обеспечение необходимой информационной поддержки реформы местного самоуправления.