Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: «Философия истории».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
Advertisements

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия политики.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: История философии как история самосознания человеческой культуры.
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия древнего Китая.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Человек в системе социальных связей.. Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 3. ВИДЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Традиции и инновации В российском образовании. Диалектика традиций и инноваций Инновации: обеспечивают обновление системы могут превращаться в традиции.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ. На протяжении длительного времени шел все более интенсивный процесс исследования цивилизаций, которому посвящали свои.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: «Философия истории».

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных понятиях философии истории.

План лекции: Различные версии человеческой истории. Цивилизационный подход как альтернатива европоцентризму. Столкновение категорий «культура» и «цивилизация».

1-й проблемный вопрос: Почему если не существует единого, удовлетворяющего всех определения философии истории, то невозможен и унифицированный взгляд на философию истории?

Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой связи обсуждаются, достаточно неожиданны: как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самой ткани исторического события или он - следствие нашей позднейшей его интерпретации? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории? Как возможно историческое событие? Понятно, что определение специфики философии истории зависит от определения философии в целом. Поскольку же единого, удовлетворяющего всех определения не существует, то невозможен и унифицированный взгляд на философию истории. Возможно, философия как особый духовный феномен существует именно в качестве вопрошания о самой себе, о своей природе. Ее специфика раскрывается в череде попыток ответить на вопрос о ее природе, и, следовательно, философию следует искать в истории философствования. Если согласиться с таким подходом к философии, то к философии истории можно приблизиться через знакомство с историей философии истории. В известном смысле любая философско-историческая концепция тщетна, недостаточна применительно к историческому процессу. Иными словами, история не может быть исчерпана какой-либо концептуальной схемой. Любая схема искажает, огрубляет историческое бытие человека. Но это не означает, что мы должны отказаться от попыток его изучения. Философия истории может быть понята в качестве ряда непрекращающихся попыток задавания предельных вопросов о бытии, мире сквозь призму исторического материала.

2-й проблемный вопрос: Что означает «осевая эпоха» Карла Ясперса?

Для Ясперса (как и для Тойнби) история представляет собой результат творчества личностей, вне личности никакой истории быть не может. "История, - пишет немецкий мыслитель, - это постоянное и настойчивое продвижение вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению". Но почему все-таки осевое время? По Ясперсу, подлинная реальность, "объемлющее" мира, то, что собственно и имеет в виду любой акт действительного философствования, не может быть адекватно выражен с помощью языка мысли. "Объемлющее" не может стать "объемлемым". В то же время мы можем открываться миру, быть в сознании своей причастности миру, своей "объемлемости" им. Такая реальность - это и есть подлинная ось бытия, в том числе и бытия исторического. Мы, вернее наша мысль, можем приближаться или отдаляться от нее. Будучи в ней, будучи ею как бытие, мы удалены от нее в качестве мыслящих о ней. Приближение или удаление от оси мира, наша открытость или закрытость по отношению к ней образуют некий универсальный ритм исторического процесса. С точки зрения Ясперса, история есть своего рода пульсация. И осевое время является такой фазой в исторической пульсации, когда человечество ближе всего к оси бытия, когда оно (опять-таки далеко не в полном своем составе, но через отдельные личности) открыто ему. Эта открытость реализуется во вдохновении, которое само по себе сродни некоей светлой немоте. Она, однако, преобразуется в текст, в широком смысле слова, в некоторую культурную форму. Более того, она порождает новую культурную форму, ибо всякое вдохновение превышает устоявшуюся культурную форму и требует ее трансформации. Близость по отношению к "объемлющему" нас миру вызывает невиданный творческий импульс, но культурный текст, возникающий на основе такого рода импульса, не есть адекватное описание мира. Согласно Ясперсу, Христос, Будда, Конфуций, Пифагор не говорят нам о том, каков сам мир, в котором мы живем, но скорее о том, как жить в мире, чтобы быть достойными его. Отсюда принципиальное разнообразие языка их обращений к нам, вызывающее чрезвычайное разнообразие исторической фактуры, прежде всего в сфере культурной истории. Ясперс описывает нам пульсирующий мир истории, который достаточно укладывается в рамки традиционного циклизма. Правда, этот цикл у него единственный. Свои надежды на будущее человечества он связывает с возможностью нового осевого времени. Но такая возможность может так и остаться возможностью, если дух не проснется. Для Ясперса человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. А материальное воплощение ее - следствие духовной истории.

Литература Основная: 1. Философия истории: Антология. М., Дополнительная: 1. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., Коллингвуд Р.Д. Идея истории: Автобиография. М., Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллин, Риккерт Г. Философия истории. СПб., Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории // Одиссей. Человек в истории М., С Мучник В.М., Николаева И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории: очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, С. 8. Контрольные вопросы (обратная связь). 1.Назовите модели развития человечества. 2.Отличие цивилизационного подхода от европоцентризма.