Тема: «Политические технологии. Политическое прогнозирование».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая пропаганда Выполнила Фомина С. А. группа 2.1.
Advertisements

Педагогический совет «Имидж школы: механизмы формирования и способы построения»
Реклама как форма коммуникаций СТУДЕНТКА 1 КУРСА АБР/БАК-18 МАЛИНОВСКАЯ ЯНА.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
1 Тема 4 БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учебные вопросы: 1.РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 2.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Коммуникационного воздействия. 1. Определение понятия «пропаганда» 2. Виды пропаганды 3. Источники пропагандистского воздействия 4. Функции пропаганды.
« Лингвостилистические средства воздействия на массовое сознание в политическом дискурсе » Научный руководитель: Дрозд Людмила Николаевна старший преподаватель.
Внешняя и внутренняя среды организации Тема 2. План Понятие и структура внешней среды Понятие и структура внешней среды Характеристики внешней среды Характеристики.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
Approximation of Competition Rules, Russian Federation Сближение норм конкуренции в Российской Федерации Связи с общественностью Определение ФАС и связи.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений.
Центр региональных и муниципальных исследований МАУ «ДИАЛОГ» Великий Новгород 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
Тема: Коммуникативные технологии общественного мнения.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
ОЛЕГ ОРЛОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РИА «ФЕДЕРАЛ ПРЕСС» ЕКАТЕРИНБУРГ.
Транксрипт:

Тема: «Политические технологии. Политическое прогнозирование».

Цель лекции: познакомить студентов с содержанием понятий «политические технологии», «политическое прогнозирование», раскрыть новые информационные технологии в политической практике, стратегию и тактику информационных кампаний.

Проблема 1: Как новые политически технологии влияют на политический процесс. Проблема PR-технологий.

Современные политтехнологи совсем недавно отказались от приемов «жесткой» политической пропаганды, предполагающей выраженную агрессивную тональность комментариев; хлесткие замечания в адрес оппонентов; откровенные технологии упрощения информации; «вдалб­ливающие» повторения. Все эти грубые «геббельсовские» приемы в условиях демократии недостаточно эффективны.

Использование «мягких» технологий предполагает прежде всего фор­мирование информационной повестки дня (ИПД).

Теория ИПД появилась в 1950-е гг. Американский социолог Бернард Берелсон ( ) сформулировал основную идею этой концепции весьма однозначно: определенные виды коммуникации, привлекая внимание аудитории к определенным темам, способны оказывать определенное информационное воздействие.

Действительно, установление ИПД никогда не бывает сознательным волевым актом: оно возникает на пересечении усилий различных СМИ, государства, других политических институтов и подвержено воздействию неконтролируемых событий и внезапных кризисов. Первоначально кампания по подготовке ИПД порождает волну ожиданий обществен­ности, но позитивная направленность этой волны может ис­чезнуть при любой неудаче. Поэтому сегодня установление ИПД понимается прежде всего как конкуренция СМИ за внимание аудитории с помощью правильно установленной сетки вещания.

Несмотря на «мягкость» новых информационных технологий, они, несомненно, используют прием манипуляции общественным сознанием.

Политтехнологи подчеркивают, что вся публичная по­литика строится преимущественно на эмоциях, именно воз­бужденные эмоции являются проводником большинства манипулятивных воздействий. Наиболее часто эксплуатируются политиками такие эмоции, как потребность в любви и одобрении; чувство опасности; страх перед неопределенностью; престижные ценности; сексуальные инстинкты; чувство долга и справедливости; чувство вины.

Следует подчеркнуть, что манипуляция это скрытое воздействие, которое не должно быть замечено: если попытка манипулирования вскрывается, становится известной, манипуляция обычно прекращается. Природа манипуля­ции раскрывается через двойное воздействие: вместе с посылаемым открыто сообщением манипулятор отправляет адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании определенные эмоционально окрашенные образы, которые нужны манипулятору.

В механизме манипулирования с помощью СМИ выделяют три основных этапа информационного воздействия. На первом этапе формируется несистематизированный и масштабный информационный поток (так называемый «информационный вал»), регулярно направляемый на избранные целевые аудитории.

На втором этапе, когда доверие к разнообразным информационным материалам становится ощутимым, информация начинает носить выборочный, дозированный характер (происходит «сегментирование информационного потока»).

На третьем этапе осуществляется расширенный обмен информацией со «своими» субъектами информационного поля и ограничивается информационный поток для «чужих» («информационное партнерство», «информационная закрытость»).

Существует целый спектр специальных приемов и информационных технологий, позволяющих СМИ формировать общественное мнение по наиболее важным политическим вопросам: создание политического резонанса; открытая политическая пропаганда; скрытое информационное внушение; формирование информационной повестки дня; семантическое манипулирование; политическая реклама; фрагментация политических событий; эффект «срочности» политических сообщений; «драматизация» политических событий; создание «образа врага»; формирование полити­ческих мифов и имиджей.

Метод семантического манипулирования имеет существенное значение в практике СМИ. Он предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих позитивные или негативные ассоциации, что позволяет эффективно влиять на восприятие информации. Например: «мы» стремимся создать сильную, процветающую Республику, «они» оккупанты и поработители; за нами «все прогрессивное человечество», за ними «олигархи и бандиты». Этот метод основан на четких ассоциациях и позволяет легко повлиять на человека в силу его сложившихся стереотипных убеждений.

Метод отвлечения используется журналистами, чтобы отвлечь аудиторию от одной информации и переключить ее внимание на другую тему, поданную в максимально сенса­ционном виде. Цель новой информации создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Как замечает С. Г. Кара-Мурза, сегодня политики и пресса постоянно меняют смысл слов и правила игры в зависимости от конъюнктуры.

Эффективным методом внушения, который часто при­ меняется в современной журналисткой практике, является создание резонанса. При этом часто используется механизм создания «образа врага», чтобы сформировать негативную общественную реакцию на определенную тему. В основе механизма заложена идея альтернативного образа «враг» представляется непохожим на вас: он дру­гой национальности, вида, умственных способностей; кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. При этом акцентируются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются.

Политтехнологи отмечают, что в сознании жителей нашей страны как стереотип сохранилась «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. С. Г. Кара-Мурза выделяет среди современных российских стереотипов идею «обделенного народа», «страх голода», стереотип «антиго­сударственности». У американцев существуют свои стереотипы: в них живет «американская мечта» об успехе простого человека, каждый мальчик мечтает стать президентом.

Весьма эффективным методом, используемым СМИ, является мифотворчество, при котором мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Новые мифы создаются с помощью ярких эмоций, обращаясь к древним архетипам сознания, например «империя зла», «ось зла», «враги цивилизации», «враги демократии». Событие, истинность которого люди не имеют возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе модели мифа, а истинные факты зачастую воспринимаются как небылицы. Быстрому распространению мифов способствуют низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности.

В политической практике важным методом влияния, позволяющим формировать общественное мнение, является имиджелогия, или создание имиджей. Имидж создается путем акцентирования определенных ассоциаций в образе политика; он всегда связан с воображением; он создает реальную социально-психологическую установку, опреде­ ляющую поведение людей по отношению к лидеру. Формируя имидж политиков, СМИ привлекают к нему внимание населения

. «Сладкий контекст»: публикуется серия репортажей, напрямую не связанных с фактом предстоящих переговоров, но с разных сторон «подающих» будущую тему переговоров как политически актуальную. «Закладывание шашек»: публикации на смежные темы, которые затрагивают отдельные аспекты предстоящих поли­тических дискуссий на переговорах в нужном ракурсе, чтобы позже они «сдетонировали» вместе с темой переговоров. Завышение информационного повода: теме придается неоправданно высокий уровень сенсационности.

Кластеризация (членение): дробление темы перегово­ров на яркие значимые «осколки», которые можно обсуждать отдельно, каждый раз обращаясь к новому социальному слою общества. Анимация (оживление): попытка взглянуть на политических лидеров как на яркие личности, подчеркнув «человеческое, слишком человеческое» (Ф. Ницше). «Канонизация» соцопроса: ссылка на «правильно» про­веденный социологический опрос. «Канонизация» фокус-группы: освещение мнений уча­стников специально созданной фокус-группы (небольшой группы людей, отобранных по специальным критериям). «Пластиковый эксперт» («говорящая голова»): публикация авторитетного мнения влиятельного политика. «Наш человек в толпе»: интервью со «случайными» прохожими на улице. «Вокс попули» («глас народа»): по принципу «глас на­рода глас Божий» (лат. Vox populi vox Dei). «Искусственный спутник»: любая знаменитость в фокусе обсуждаемых тем на переговорах. Фальшивая утечка: ссылка на «хорошо информированные анонимные источники».

Существует также несколько специальных информационных приемов для «заглушения» мнения оппонентов, среди которых наиболее эффективными считаются приемы: «занижение инфоповода» (использование «информационной какофонии», т.е. окружение мнения оппонента смежными сюжетами); «цементирование вражеской темы» с помощью окруже­ния ее безличными схемами и графиками разных экспертов с противоположными позициями, в которых обычный гражданин не в состоянии разобраться.

Многие известные ученые принадлежат к числу активных противников использования средствами массовой ин­ формации технологий манипулирования общественным мнением. В частности, известный немецкий философ и психолог Эрих Фромм ( ) настаивал на том, чтобы «запретить все методы "промывания мозгов", используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде».

2. Стратегия и тактика информационных кампаний Само понятие «информационная кампания» позволяет отличить единичные действия и спонтанные информационные ак­ции от комплексных, заранее запланированных и согласо­ванных действий в сфере политических коммуникаций по определенной программе. Можно сказать, что информационная кампания в политике представляет собой сложную многоуровневую систему коммуникационных мероприятий, направленных на обеспечение заданных целей организато­ров политических акций или программ с помощью инфор­мационных технологий.

1. постепенное расширение информационного простран­ ства вокруг темы политической акции или программы; 2. придание заявленной политической теме определен­ного акцента в интересах организаторов акции; 3.целенаправленное информационное воздействие на политических партнеров и оппозицию с целью корректи­ровки их мнений и позиций; 4. формирование определенного общественного мнения вокруг темы политической акции или программы; 5. изменение общественного мнения в пользу поддерж­ки позиции «своей» политической организации.

3. Информационные войны в политической борьбе Одним из первых в открытой печати о феномене информационных войн в далекие 1960-е гг. написал Маршалл Маклюэн. Уже тогда было понятно, что «холодная война» ведется с помощью информационных технологий, ибо во все времена войны велись с помощью самой передовой технологии, которой располагает человеческая культура.

: расслабить общество внушать через СМИ, что вра­гов больше нет и не будет, и для отвлечения обсуждать от­дельные исторические периоды, интересы отдельных малых народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания); заставить общество слушать только противника, на­пример, через пропаганду его образа жизни, исключив опыт любых других стран и народов; заставить общество не размышлять над тем, что го­ворит противник, а для этого исключить из СМИ серьез­ные аналитические передачи, сделав акцент на ярких раз­влекательных шоу; сосредоточить внимание общественности на каком-то отдельном предмете, помимо направленного манипуляционного потока, например на терроризме, чтобы подсис­тема защиты, ответственная за обработку информации, не выполняла свою функцию и как бы «расстраивалась»; постоянно внушать, что само общество становится все лучше и лучше, чтобы снизить способность людей к критическому анализу.