Средства связи предложений в тексте merelenko-su.uCoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткий комментарий к заданию. ФИПИ: «Задание В7 с кратким ответом относится к заданиям повышенного уровня трудности и ориентировано на проверку умений.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Работа.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Работа.
Текст и его признаки Грамматическое единство merelenko-su.uCoz.ru.
ВИДЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Теория и практика.
В 7 Средства связи предложений в тексте. Средств связи предложений в тексте не так много, их стоит запомнить: указательное местоимение, лексический повтор,
Солнце с белыми лучами 1 абзац Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии: Дети прибежали домой и, перебивая друг.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Тема занятия 25: «Средства связи предложений в тексте».
Средства связи предложений в тексте Автор:Зинатов Рустам Руководитель:Димиева Э.В.
Основы редактирования. Средства межфразовых связей. Лексические средства. Презентация Суходольской С.Л., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 15»
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы. а) Бабушка говорила убедительно и просто. б) Я просто ослеп от весеннего солнца. в) В лесу.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Проверочный тест для учащихся 9 классов по теме «Виды придаточных предложений»
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Merelenko-su.uCoz.ru. Е. Богат «Высокая нота» Текст: Е. Богат «Высокая нота»
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Транксрипт:

Средства связи предложений в тексте merelenko-su.uCoz.ru

СЛОВА-ЗАМЕСТИТЕЛИ

Средства связи предложений Лексический повтор (повторяющиеся слова) Например: Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

Средства связи предложений Местоимения (девушка - она) Например: А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

Средства связи предложений Указательные местоимения (такой, тот, этот) Например: Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы.

Средства связи предложений Синонимы (быстро, стремительно) Например: В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Средства связи предложений Контекстные синонимы Например: Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя, сказал он. Вот он месяц живёт у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин...»

Средства связи предложений Антонимы Например: Один был высокого роста, другой – роста низкого.

Средства связи предложений Родовидовые слова. Например: В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

Средства связи предложений Имя собственное - имя нарицательное Например: Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

Средства связи предложений Наречия (в лесу – там, туда и др.) Например: Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

Средства связи предложений Однокоренные слова Например: Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Средства связи предложений Повтор грамматической формы Например: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Средства связи предложений Союзы (подчинительные или сочинительные) и частицы Например: Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

Средства связи предложений Синтаксический параллелизм Например: Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде.

Средства связи предложений Вводные слова (итак, наконец, в заключение разговора). Например: Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

Средства связи предложений Слова значением логических связей предложений (вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.) Например: Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Средства связи предложений Противопоставление Например: Хотел было двинуться дальше. Но не мог.

Задание В7

Алгоритм 1 Для заданий, которые требуют найти часть речи и языковое средство 1. В обозначенных предложениях подчеркни первые четыре слова. 2. В этих четырех словах найди заданную часть речи. 3. Вычеркни номера ненужных предложений

Алгоритм 2 Для заданий, которые требуют найти языковое средство 1.Читай заданные предложения полностью 2.Ищи языковое средство (синонимы, антонимы, однородные члены и др.)

Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и наречия? (1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза? (1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. (2) Идя по луговой тропинке, по лесной опушке, по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из далёкой галактики и с первозданным удивлением разглядываю конструкции и модели, называемые здесь то деревом, то травой, то лютиком, то ромашкой, то подсолнухом, то берёзой. (3) В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я не верю, и тогда мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами из книги В.Н. Комарова.

Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. ( 2) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут насекомые, из которых многие – наши друзья.

Какое из предложений связано с предыдущими с помощью подчинительного союза? (1) В том-то и дело, что в шестидесятые и семидесятые годы, которые теперь называют «эпохой застоя», все эти могучие средства, находящиеся под строгим контролем государства, оказались закрытыми для настоящего искусства. (2) И народ, со свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам общения. (3) Так что сам факт появления авторской песни в эти годы свидетельствовал о большом непорядке в «датском королевстве». (4) И это было сразу же понято ревнивыми хранителями идейной чистоты нашего искусства.

Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. (1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ!

Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. (1) Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами. (3) Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4) Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. (19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал: (21) – Спасибо за подарок! (22) – Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я. (23) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись. 1 1

Какое из предложений связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора? (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. 2 2

Среди предложений найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. (1)Археология, дешифровка письмен, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаем о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (2)Сто лет назад непревзойденными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (3)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (4)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. 3 3

Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза. (1)На холме стояла девушка. (2)Над холмом улетали журавли. (3)Девушка, сняв с головы платок, с журавлями прощалась платком. (4)Она растянула его над головой, и ветер хотел превратить его в птицу. (5)Платок поверил ветру и рвался в небо. (6)Я испугался, что девушка поверит платку, отпустит его, и тот упадет, обескрылив. (7)Но она долго еще держала платок над головой, прощаясь с журавлями, растворившимися в серой облачности неба. 4 4

Какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима? (1)Еще в полдень с кленов стали сыпаться листья. (2)Стоило ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. (3)Листья садились в травы и на дорогу. (4)Этот поток усыпал всю тропинку до колодца. (5)Скоро невозможно стало ходить. (6)Я с ожиданием смотрел в окно, когда же ветер унесет его. (7)А клены все сыплют и сыплют листья, и вокруг шумит уже настоящее половодье. 5 5

Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и лексического повтора? (1)3везды еще только начали выцветать. (2)Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3)Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)3а следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. 6 6

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся. (12)Вам что, сказал им Гайдар. (13)Тяжело болен мальчик. (14) Нужно лекарство. 7 7

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и антонима. ( 15) Хорошо, а когда же тогда писать? спросите вы. (16) Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, отвечу я. (20) Много ли тогда напишешь? (21) И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного? 8 8

Среди предложений найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)0 чём же рассказывала мне музыка? (5)0 чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. 9 9

Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, указательного местоимения и контекстного синонима. (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...». (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. 10

Проверь ответы 1 – 20 2 – 11 3 – 3 4 – 7 5 – 4 6 – 4 7 – 12 8 – 21 9 – 3 10 – 8