Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Advertisements

Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
ГОУ СОШ 317 ВАО г. МОСКВЫ Учитель – ЛЁДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Гундорова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, учитель музыки МОУ школы 124 ЭТИКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Самара 2012.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
История возникновения и развитие этике - Зарождение этической мысли в древней Греции в эпоху Гомера и Геосида - Релятивистские воззрения древнегреческих.
Федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя(сменная) общеобразовательная школа ГУФСИН России по Самарской области Учитель истории и обществознания.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
МОРАЛЬ Prezentacii.com ЦЕЛИ УРОКА МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. ДОБРО И ЗЛО.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных идеях немецкой классической философии.

План лекции: Характерные черты немецкой классической философии. Философия И.Канта. Основные идеи философии Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

1-й проблемный вопрос: Имманул Кант: «Две вещи меня удивляют: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня»… Каков философский смысл категорического императива Канта?

Категорический императив Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» соответствует библейской истине: поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем принудительном предписании - воле бога, установлениях общества, требованиях врожденного чувства. Другие настаивали на том, что представления о добре и зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий, которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью, наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное - поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности суждения"). Здесь Кант расходится с "первооткрывателем" морали Сократом, для которого добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства. Таким образом автор "Критики" и "Основ" выходит за пределы просветительского рационализма. Природа человека по Канту - его свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми.

2-й проблемный вопрос: «Не бог создал человека, а человек бога» - Л.Фейербах, почему человеку следует отобрать у бога его качества и присвоить их себе?

Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм, по его мнению, так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фей­ербаха традиционно, как и до него, оставался метафизическим. Ха­рактерной чертой натурфилософии Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта приро­ды, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. При­рода, считал он, основа духа. Религия выдумана людьми. Природа должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого она наделила чувствами и разумом. Психика человека зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке им чрезмерно преувеличивалась, а соци­альная - недооценивалась.

Литература Основная: 1.Антология мировой философии. В 4 т. М., Виндельбанд В. История философии. СПб., История философии в кратком изложении. М., Дополнительная: Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. М Гулыга А.В. Кант. М., 'улыга А.В. Немецкая классическая философия. М., Кант И. Критика чистого разума. М., Кузнецов В.П. Немецкая классическая философия второй половины XVII - начала XIX века. М., Контрольные вопросы (обратная связь). В чём вы видите основные достоинства идеализма Гегеля? Этика и гносеология И.Канта. Антропологический материализм Л.Фейербаха.