Г. Г. Покатович Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в новых условиях. Региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Г. Покатович Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной обеспеченности.
Advertisements

Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Афанасьев Р.С. Информационное обеспечение межбюджетных отношений на региональном и местном уровне Звенигород июля 2004 г.
1 ВОПРОСЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Крюкова Л.П., начальник сводного бюджетного отдела Министерства финансов Пермского края.
А. Н. Дерюгин О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по организации межбюджетных отношений Сочи 4 июня 2004 г.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Принцип построения межбюджетных отношений.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на суб-национальном уровне в условиях реформы межбюджетных отношений г. Москва Институт Всемирного банка 25.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
А.Н. Дерюгин Межбюджетные отношения в регионах в условиях финансово-экономического кризиса: корректировка целей и совершенствование инструментов г. Москва.
Межбюджетные отношения в субъектах РФ в свете поправок в статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции федерального закона от
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
«Нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований» Докладчик: начальник отдела управления расходами.
Минфин России Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне заместитель Министра А.Г. Силуанов.
Транксрипт:

Г. Г. Покатович Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в новых условиях. Региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, районный фонд финансовой поддержки поселений г. Нижний Новгород 24 августа 2004 г.

Основные параметры и процедуры межбюджетного регулирования

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Уровень бюджетной обеспеченности МО определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом МО исходя из уровня и структуры развития экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по МО данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в расчете на одного жителя (новая редакция БК). ИНП – индекс налогового потенциала ИБР – индекс бюджетных расходов Бюджетная обеспеченность

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Индекс бюджетных расходов (1) Индекс бюджетных расходов (ИБР) показывает относительные различия в стоимости предоставления бюджетных услуг. Способ расчета основан на численности целевых групп потребителей бюджетных услуг в соответствии с перечнем вопросов местного значения учитывает удорожающие факторы и структуру расходов Условные потребители условные потребители предъявляют одинаковый спрос на объем бюджетных услуг в муниципалитетах данного типа численность условных потребителей равна произведению численности населения и индекса бюджетных расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Индекс бюджетных расходов (2) Численность потребителей Отчет об исполнении бюджета по штатам и контингентам Данные статистики Удорожающие факторы возрастная структура населения дисперсность расселения уровень урбанизации уровень цен различия в стоимости ЖКУ для бюджетных учреждений различия в стоимости ЖКУ для населения

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Индекс налогового потенциала (1) Налоговый потенциал является оценкой доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за этим муниципальным образованием. отказ от использования отчетных/прогнозных данных в разрезе отдельных муниципальных образований отсутствие запрета на использование консолидированных данных возможность исключать из расчета налогового потенциала отдельные виды доходов в целях стимулирования Индекс налогового потенциала (ИНП) является относительным выражением этого показателя в расчете на душу населения.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Индекс налогового потенциала (2) Расчет налогового потенциала методом прямого счета Налоговая база в разрезе муниципальных образований Средняя репрезентативная налоговая ставка Расчет налогового потенциала с использованием прогноза доходов консолидированного бюджета Налоговая база в разрезе муниципальных образований Прогноз консолидированного бюджета субъекта РФ по видам налогов (Единый) норматив отчислений от налога в местные бюджеты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Особенности расчета ИНП Трудности с отчетными данными по базам налогообложения Особенно актуально для поселений Необходимость пересчета Может возникать необходимость пересчета ИНП муниципальных образований на различных этапах межбюджетного регулирования до распределения ФФП и передачи субвенций из местных бюджетов до распределения ФФП после передачи субвенций из местных бюджетов после распределения ФФП или его части

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Выравнивание бюджетной обеспеченности Подушевая дотация Распределение средств исходя из численности жителей в расчете на одного жителя Пропорциональное подтягивание Сокращение разрыва (между критерием выравнивания и расчетной бюджетной обеспеченностью) в одинаковой пропорции для всех муниципальных образований Критерий выравнивания устанавливается нормативно Доведение бюджетной обеспеченности наименее обеспеченных муниципалитетов до одного уровня Полное выравнивание бюджетной обеспеченности наименее обеспеченных муниципальных образований Критерий выравнивания устанавливается в процессе расчетов исходя из объема фонда финансовой поддержки

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Подушевой трансферт

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пропорциональное подтягивание

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пропорциональное подтягивание: расчет (1) Выбирается критерий подтягивания (X) Рассчитывается единый (средний) размер трансферта (T) где Ф - объем средств, распределяемых данным способом Размер трансферта (Трансф) рассчитывается на основе T с корректировкой на коэффициент, равный отклонению бюджетной обеспеченности от критерия подтягивания Трансф i = Т * (Х - БО i )* ИБР i *Н i Чем выше уровень подтягивания X, тем меньше сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности. При достаточно высоком X размеры трансфертов в расчете на душу населения будут мало отличаться друг от друга

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пропорциональное подтягивание: расчет (2) Возможная интерпретация вышеприведенных формул: ФФП (часть ФФП) распределяется пропорционально объему средств, необходимому для доведения бюджетной обеспеченности всех муниципальных образования до уровня X

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доведение до одного уровня

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доведение до одного уровня: расчет Размер трансферта муниципальным образованиям рассчитывается по формуле: Трансф i = (ПРД max - ПРД i ) * ИБР i *Н i, ПРД = БО i * (ПД/Н) - подушевые расчетные доходы, определяемые на основе уровня бюджетной обеспеченности и суммарного прогноза доходов муниципальных образований на соответствующем этапе межбюджетного регулирования в расчете на душу населения ПРД max - критерий выравнивания (определяется пошагово в процессе расчетов в зависимости от объема средств)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Субвенции из местных бюджетов в региональные ФФП Основной параметр и критерий расчета объема субвенции: расчетные налоговые доходы (отчетного года) в расчете на одного жителя Подушевые расчетные налоговые доходы муниципальных образований: ПРНД i =(Факт / Н) * БО i Расчет производится с использованием показателя фактических суммарных налоговых доходов по муниципальным образования и показателя бюджетной обеспеченности (как для муниципальных районов (городских округов), так и для поселений)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Субвенции из местных бюджетов в региональные ФФП Критерий для субвенции: ПРД max =max {K * (Факт/Н), РП/Н} K - порог превышения (K 2) «Отрицательный трансферт» не имеет смысла, если муниципальное образование не покрывает свои расходные потребности (РП) даже в условиях превышения установленного уровня расчетных налоговых доходов Объем субвенций из местных бюджетов в региональные ФФП рассчитывается по формуле: ОТ i = α * (ПРНД i – ПРНД мах ) * Н i * ИБР i где α - доля средств, подлежащих изъятию (не более 0,5) Должно соблюдаться условие монотонности

Процедуры расчета дотаций из фондов финансовой поддержки муниципальных образований

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки поселений (1) Субвенции из бюджетов поселений в региональный фонд финансовой поддержки поселений процедура расчета субвенции из бюджета поселения существенно сложнее, чем процедура расчета дотации бюджету поселения из регионального фонда финансовой поддержки ОТ i = α * (ПРНД i – ПРНД мах ) * Н i * ИБР i, ПРНД i =(Факт / Н) * БО i необходим расчет бюджетной обеспеченности, ИНП и ИБР поселений доходы городских округов при расчете учитываются в части доходных источников поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки поселений (2) Дотации поселениям исходя из численности жителей в расчете на одного жителя формулировка БК не оставляет пространства для использования более сложных процедур передачи дотаций из регионального бюджета в бюджеты поселений дотации не предоставляются поселениям, уровень расчетных налоговых доходов которых превышает установленный субъектом РФ критерий Установление дополнительных дифференцированных нормативов отчислений от НДФЛ в бюджеты поселений для установления дополнительных трансфертозамещающих нормативов необходима оценка поступлений НДФЛ в бюджет каждого поселения (прогнозируемый объем доходов) норматив рассчитывается как отношение расчетного размера дотации к прогнозируемому объему НДФЛ, подлежащему зачислению в КБР

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (1) Субвенции из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) ОТ i = α * (ПРНД i – ПРНД мах ) * Н i * ИБР i, ПРНД i =(Факт / Н) * БО i расчет бюджетной обеспеченности, ИНП и ИБР муниципальных районов для определения размера субвенций в региональный бюджет производится по той же методике, что и для распределения дотаций Расчет дотаций муниципальным районам (городским округам) на основе уровня расчетной бюджетной обеспеченности единая методика должна обеспечивать сопоставимость налоговых доходов, перечня бюджетных услуг и факторов, влияющих на стоимость частично может распределяться в исходя из численности жителей в расчете на одного жителя и в этой части передаваться через трансфертозамещающие нормативы отчислений от НДФЛ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (2): ИБР Расчет производится по бюджетным услугам, соответствующим вопросам местного значения муниципального района поселенческие функции городских округов не учитываются Потребители бюджетных услуг Численность целевых групп потребителей является объективной мерой потребности в услуге в отличие от численности фактических получателей услуг или обеспеченности социальной инфраструктурой Соотношение численности целевых групп потребителей в разных муниципальных районах (городских округах) является мерой относительной потребности МО для каждого вида услуг Численность потребителей корректируется на влияние удорожающих факторов В расходных потребностях муниципальных районов (городских округов) следует учитывать расходы на предоставление финансовой помощи бюджетам поселений

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (3): ИБР Расчет ИБР по отдельному вопросу местного значения Численность условных потребителей УП i усл = Потр i усл * Фактор(1) i *....* Фактор(n) i численность потребителей корректируется на влияние удорожающих факторов Примеры корректировки численность потребителей услуг скорой мед. помощи и др. (п.12 ст ФЗ) (численность постоянного населения) корректируется на факторы дисперсности расселения и возрастной структуры численность потребителей услуг дополнительного образования (п.11 ст ФЗ) (дети 0-16 лет) корректируется на фактор дисперсности расселения ИБР по отдельному виду услуг:

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (4): ИБР ИБР по полномочию выравнивать бюджетную обеспеченность поселений учитываются не покрытые собственными доходами расходные обязательства органов МСУ поселений на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения Итоговый индекс бюджетных расходов рассчитывается с учетом структуры расходов (Расх j /Расх) всех бюджетов муниципальных районов и городских округов субъекта РФ обеспечивается сопоставимость ИБР суммарная численность условных потребителей равна численности населения субъекта РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (5): ИНП Налоговый потенциал рассчитывается по основным налоговым источникам муниципальных районов НДФЛ, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог доходы городских округов в части доходных источников поселений не учитываются Рассчитывается по формулам НП ji = (ПДМР i / БН i ) * БН ji прямой счет: репрезентативная налоговая ставка и база налогообложения НП ji = ПД i * Норм i * (БН ji / БН i ) расчет с использованием прогноза доходов КБР

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (6): ИНП Итоговый индекс налогового потенциала

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональный фонд фин. поддержки МР (ГО) (7) Выравнивание бюджетной обеспеченности пропорциональное подтягивание доведение бюджетной обеспеченности до одного уровня Трансф i = (ПРД max - ПРД i ) * ИБР i *Н i ПРД = БО i * (ПД/Н) возможно сочетание указанных методов выбор определяется приоритетами региональной бюджетной политики и предпочитаемым способом расчетов В составе регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) могут быть предусмотрены дотации, предназначенные для компенсации потерь в связи с переходом к новым условиям и новой методике

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Районный фонд фин. поддержки поселений (1): ИБР Расчет производится аналогично ИБР муниципальных районов (городских округов) Расчет производится по бюджетным услугам, соответствующим вопросам местного значения поселения Изменяется перечень факторов, оказывающих объективное влияние на стоимость предоставления бюджетных услуг Итоговый индекс бюджетных расходов поселения рассчитывается с учетом структуры расходов всех бюджетов поселений муниципального района Полученное значение ИБР не может использоваться для расчета размера субвенции в региональный бюджет

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Районный фонд фин. поддержки поселений (2): ИДП При расчетах на уровне муниципального района необходимо учитывать субвенции в региональный бюджет и дотации из регионального бюджета, поэтому вводится понятие доходный потенциал и индекс доходного потенциала Доходный потенциал рассчитывается на основе налогового потенциала ДП j = i НП ji – Субв j + Дот j Налоговый потенциал рассчитывается по основным налоговым источникам поселений НДФЛ, налог на имущество физ. лиц, единый сельскохозяйственный налог, земельный налог Расчет производится по формулам, аналогичным расчету налогового потенциалу муниципальных районов (городских округов) Полученное значение ИДП не может использоваться для расчета размера субвенции в региональный бюджет

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Районный фонд фин. поддержки поселений (3) Выбор формулы распределения зависит от исходной дифференциации бюджетной обеспеченности Возможности: пропорциональное подтягивание, доведение бюджетной обеспеченности до одного уровня В составе районного фонда финансовой поддержки поселений могут быть предусмотрены дотации, предназначенные для компенсации потерь в связи с переходом к новым условиям и новой методике

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Переходный период В период с 2006 по 2009 г. часть средств выравнивающих фондов может распределяться с использованием данных о фактических и прогнозируемых доходах и расходах отдельных муниципальных образований Индекс бюджетных расходов для распределения данной части может рассчитываться в соответствии с прогнозом расходов (Расх) Индекс доходного потенциала может рассчитываться в соответствии с прогнозом налоговых доходов (ПД) с учетом дотаций из первой части средств (Дот) и «отрицательного трансферта» (ОТ) (в случае регионального фонда финансовой поддержки МР (ГО))

Выбор схемы выравнивания Законодательное обеспечение системы межбюджетных отношений на уровне субъекта РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Соотношение регионального и районных ФФПП Районный ФФПП Рег. ФФПП Расходные обязательства Доходы ? Граница: 50-60% Критерии выбора: обеспеченность доходами неравномерность распределения доходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант 1: низкая обеспеченность доходами Рег. ФФПП ПоселенияГородские округа Муниципальные районы Районный ФФПП Рег. ФФПМР(ГО)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные характеристики варианта 1 Большой размер подушевого трансферта из регионального фонда финансовой поддержки поселений, который позволяет значительно сократить неравенство бюджетной обеспеченности поселений и обеспечить финансирование вопросов местного значения Выравнивание поселений из районных фондов финансовой поддержки носит дополняющий характер по отношению к выравниванию из региональных фондов; решение о создании районного ФФПП принимает представительный орган муниципального района Простота расчета подушевых трансфертов, нет необходимости делегировать это полномочие районам

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант 2: высокая обеспеченность доходами Городские округа Муниципальные районы Поселения Рег. ФФПП Районный ФФПП Рег. ФФПМР(ГО) Рег. целевой фонд

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные характеристики варианта 2 Незначительный размер подушевого трансферта из регионального ФФПП, незначительное выравнивание Выравнивание поселений в основном за счет распределения районных ФФПП по методике, разработанной субъектом РФ Может быть сформирован региональный целевой фонд софинансирования районных ФФПП (в пределах 10% от всей финансовой помощи) Методика распределения регионального ФФМР(ГО) должна учитывать необходимость выравнивания поселений муниципальными районами

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Степени свободы субъектов РФ при формировании политики МБО Формирование концепции межбюджетного регулирования и распределение средств между различными формами финансовой помощи Установление единых нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты Установление критерия и использование «отрицательного трансферта» Способ распределения 10% НДФЛ Выбор между вариантами выравнивания Делегирование полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям из регионального ФФПП муниципальным районам Формирование целевого фонда софинансирования районных ФФПП Разработка методики расчета дотаций из районных ФФПП Разработка методики расчета дотаций из регионального ФФПМР(ГО) Разработка методик распределения прочих фондов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Региональное законодательство о МБО Порядок образования и распределения регионального фонда финансовой поддержки поселений порядок распределения дотаций порядок расчета и установления дополнительных нормативов от НДФЛ Порядок образования и методика распределения регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Регулирование субсидий из регионального ФМР и ФССР, а также прочих дотаций и субсидий из регионального бюджета Порядок образования и распределения районных фондов финансовой поддержки поселений Порядок расчета и перечисления субвенций из местных бюджетов в региональный бюджет (отрицательный трансферт), критерия для перечисления указанных субвенций