Е.В.Кудряшова, ректор С(А)ФУ. 2 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Северный (Арктический) федеральный университет: основные характеристики 2. Модели международного сотрудничества:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Университет Арктики
Advertisements

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
ОПЫТ УЧАСТИЯ Якутского государственного университета в проекте «Университет Арктики» К.И.Федорова начальник Управления международных связей ЯГУ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Деятельность Центра устойчивого развития Севера СГУ за 2012 год.
Устойчивое развитие северного сотрудничества в Баренц регионе Илья Филиппович Михальчук Губернатор Архангельской области.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Сотрудничество коренных народов в Баренцевом – Евро - Арктическом регионе: итоги и перспективы СААМИ, ВЕПСЫ,НЕНЦЫ Строгальщикова Зинаида Ивановна.
Формирование лесного кластера и подготовка кадров для инновационного развития лесного комплекса Республики Коми Сыктывкарский лесной институт (филиал)
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
М.Ю. Махотаева, проректор по международной деятельности Псковского государственного университета Ожидания от реализации второй фазы проекта «ЕвроФакультет-Псков»
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Роль Мурманского государственного технического университета в развитии Евро-Арктического региона ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет.
Культурное сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе Докладчик: С.Б. Ершов, Председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области,
Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
Транксрипт:

Е.В.Кудряшова, ректор С(А)ФУ

2 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Северный (Арктический) федеральный университет: основные характеристики 2. Модели международного сотрудничества: определение понятия «регион» 3. Особенности БЕАР сотрудничества 4. Сотрудничество в Арктическом регионе и сетевой арктический университет (UArctic)

Архангельск – центр международного сотрудничества

Легитимная база С(А)ФУ имени М.В.Ломоносова 21 октября Указ Президента РФ апреля Распоряжение Правительства РФ 502-р 26 апреля приказ Министерства образования и науки РФ июня 2010 – Свидетельство о государственной регистрации 7 октября Распоряжение Правительства РФ 1695-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Северный (Арктический) федеральный университет» 2 февраля Приказ Министерства образования и науки РФ 154 «Арктический регион имеет для нас в полном смысле стратегическое значение. С его развитием связано решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках» Д.А. Медведев 4

Основные показатели Общая численность обучающихся23287 Профессорско-преподавательский состав 1300 Образовательная деятельность в рамках 23 укрупненных групп специальностей: 214 С обучение студентов по ФГОС III поколения (бакалавриат - 49, специалитет - 2, магистратура -26) 77 Профильных институтов16 филиалов 4 5

Направления развития вуза 1.высокотехнологические наукоемкие отрасли и производства; 2.развитие инфраструктуры Европейского Севера России и Арктики; 3.комплексное использование биоресурсов; 4.развитие северной (полярной) медицины и здравоохранения; 5.защита и сохранение окружающей среды; 6.социально-гуманитарная сфера Европейского Севера России и Арктики Цель университета обеспечение инновационной научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктике путем создания системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, а также путем стратегического партнерства с бизнес-сообществом. Задачи образовательная деятельность; модернизация научно-технической деятельности и создание высокотехнологичных разработок; обеспечение кадрами и обучающимися; построение современной инфраструктуры; современная система управления университетом. САФУ как Арктический вуз 6

САФУ: модели международного сотрудничества 1.Долговременные двусторонние связи (54 договора с учреждениями науки и вузами 14 стран) 2.Участие в программах Баренцева Евро- Арктического региона 3.Партнерство в Арктике и Субарктике (сотрудничество с международными партерами, имеющими арктический фокус своей образовательной и научно-инновационной деятельности, и соответствующий приоритетам и интересам САФУ)

Что такое «регион»? Регион (regio «страна», «область») определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Подходы: территориальный, экономический, социально- экономический, административный Академик РАН А.Г.Гранберг: «Регион это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов». «Введенное понятие региона является весьма абстрактным ("регион вообще") и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов». (См.: Гранберг А. Г. Морская стратегия как основа развития производительных сил в Арктике // Морской сборник, 2006, 8. Он же. Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, ) 8

Ба́ренц-регио́н (БЕАР) территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные года с целью развития международного сотрудничества. Включает: губернии Норвегии (Нурланн, Тромс, Финнмарк); лены Швеции (Вестерботтен и Норботтен); провинции Финляндии (Лапландия, Северная Остроботния, Каинуу); регионы России (Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ). Четыре государства по очереди руководят сотрудничеством. Территория -1,9 млн кв. км. Население 6 млн.чел. Уровни сотрудничества: 1.Центральный (Баренцев Совет: министры иностранных дел) 2.Региональный (Региональный Совет: административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы) Баренцев Евро-Арктический регион 9

Арктика - полярная область Земли, включающую северные окраины материков Евразии и Северной Америки и Северный Ледовитый океан со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница этого региона проходит по южной границе распространения тундры. Площадь - около 25 млн кв. км (10 млн кв. км - суша и 15 млн кв. км - водная поверхность океана). Постоянный комитет парламентариев арктической области ответственен за работу между парламентскими конференциями по Арктическому сотрудничеству (создан в сентябре 1994 г.) Арктический совет международная организация, созданная году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь арктических государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция Арктический регион 10

Сильные стороныВозможности открытый выход к Мировому океану большие потенциальные запасы полезных ископаемых большие запасы морских биологических ресурсов наличие развитых портовых мощностей рост экспорта нефти и газа в Европу и США перераспределение грузопотоков из европейских портов развитие промышленного рыболовства использование Северного морского пути для транспортировки грузов из Азии в Европу и США повышение статуса России как мировой морской державы Слабые стороныУгрозы тяжелые климатические условия неразвитость портовой и транспортной инфраструктуры отсутствие нефте- и газопроводов ограниченная пропускная способность, либо отсутствие железных и автомобильных дорог зависимость от ледокольного обеспечения при проводке судов по СМП дотационность большинства арктических субъектов РФ высокие эксплуатационные расходы в полярных условиях зависимость от конъюнктуры цен на экспортируемое сырьё рост железнодорожных тарифов возможность оттеснения России с севера при переделе полярных границ не в нашу пользу продолжающийся отток населения в центральные и южные регионы страны недостаточно активная политика Правительства в отношении региона Особенности Арктического региона РФ 11

Мишель Бушар, Университет Северной Британской Колумбии: « Циркумполярный мир простирается вплоть до Северного полюса, на его территории лежат разные страны и океаны. И хотя этот регион населен разными народами с разными культурами, все же между ними есть много общего». Северные широты населены коренными народностями, которые были колонизированы более многочисленными нациями, пришедшими с юга, и которые сегодня являются малочисленными народностями в составе более крупных государств. Коренные народы, живущие на этих севере, населяли тундру и бореальные леса/ тайгу – территории, которые не были пригодны для ведения сельского хозяйства. Однако эти земли привлекали своими природными ресурсами: ранее - пушниной и китовым жиром, позднее – древесиной, нефтью и газом, в наши дни – алмазами. Жившие обособленно в течение долгого периода коренные народы начали объединяться по политическим соображениям и вести борьбу за свои права, в первую очередь, за право на земли, испокон веков принадлежавшие им и впоследствии отнятые у них. Во всех циркумполярных регионах началось культурное возрождение, и коренные народы, сопротивляясь процессам интеграции и ассимиляции, активно занимаются возрождением своих языков, культурных ценностей, культуры в целом. Циркумполярный регион (мир) 12

(Подписание Киркенесской декларации, Норвегия, ) Приоритеты: экология, экономика и промышленность, транспорт и связь, культура, образование и наука, вопросы коренного населения, сельское хозяйство, оленеводство, вопросы женского движения, здравоохранение Региональное, трансграничное сотрудничество в БЕАР: сотрудничество на институциональном, локальном и региональном уровне, развитие народной дипломатии, социальное и экономическое развитие территорий

Научно-образовательное сотрудничество: 72% - БЕАР проектов, в настоящее время – 40 проектов

Университеты Архангельска – локомотивы сотрудничества Качественный скачок в развитии университетов Двустороннее партнерство и проекты сотрудничества вузов Архангельска с университетами Северной Норвегии, Финляндии и Швеции Рост знаний и компетенций Создание новых институтов, факультетов и научных направлений: разработка и эксплуатация морских и шельфовых месторождений, компьютерное моделирование разработки месторождений и компьютерное проектирование газо – и нефтепроводов, сетевое сотрудничество в области менеджмента утилизации отходов, Скандинавистика и Скандинавские языки, природопользование, межкультурная коммуникация, этнография народов Европейского Севера, международное экологическое право, социальная работа, менеджмент, маркетинг Основные результаты Баренцева сотрудничества 15

Совместные международные магистерские программы с участием партнеров из Скандинавских университетов: Инжиниринг в области окружающей среды; Устойчивый менеджмент; Разработка и эксплуатация морских и шельфовых месторождений нефти и газа; Сравнительная социальная работа; Здоровье населения на территориях Крайнего Севера; Информационные технологии Совместные международные семестровые программы: Изучение России; Норвежский язык, культура и общество Основные результаты Баренцева сотрудничества 16

Академическая мобильность в рамках «Коларктик ЕИСП» «КITENPI: KOLARCTIC IT Образование, сетевое сотрудничество, партнерство, инновации»: мобильность магистрантов и преподавателей «CETIA: Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике»: мобильность внутри совместных образовательных программ (преподаватели и магистранты) «BART: Частно-государственное партнерство в сфере туризма в Баренцевом регионе»: семестровые программы обменов студентов и преподавателей «BCBU Плюс: Проект развития Баренцева трансграничного университета»: мобильность преподавателей и магистрантов в совместных 3- годичных образовательных программах 17

Двусторонние договоры о сотрудничестве Консорциумы университетов (для создания совместных магистерских программ и крупных научно-исследовательских проектов) Тематические сети - сетевое сотрудничество на уровне исследователей (научные проекты), преподавателей (создание совместных курсов и программ) Совместные программы развития академической мобильности преподавателей и студентов Совместная работа по подготовке заявок в международные фонды для финансирования сотрудничества университетов Побратимство университетов. Опыт сотрудничества САФУ и Университета Тромсе в Норвегии. Основная идея – университеты выступают в качестве ресурса для развития друг друга, определяют приоритеты развития и механизмы партнерства, в том числе – с внешними партнерами. Модели международного сотрудничества с Норвегией 18

Развитие связей с бизнесом – через взаимодействия с Промышленными палатами и международными профессиональными ассоциациями. Пример: (САФУ и Университет Тромсе совместно выступили с инициативой и стали членами Российско-Норвежской Промышленной Палаты Развитие партнерства с муниципалитетами. Университеты выступают площадкой для диалога во взаимодействии органов власти, образования и бизнеса. Пример: САФУ инициировал побратимство муниципалитетов Архангельска и Тромсе. Создание плана действий по привлечению бизнеса. Развитие сотрудничества между университетами, бизнесом и органами власти – по развитию прикладных инновационных исследований и коммерциализации исследовательских разработок путем создания Научного парка и Технопарка (САФУ изучает опыт норвежских партнеров – Северного Исследовательского института Норвегии и Научного парка Тромсе) Модели международного сотрудничества с Норвегией 19

2011 год в Арктике юбилейный: 300 лет М.В.Ломоносову и 150 лет Ф.Нансену Ф.Нансен о Росии: «Наступит время, она проснется, проявятся скрытые силы... У нее есть свое будущее. В этом не может быть никакого сомнения». « Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке» (М.В.Ломоносов). 20

Норвегия - российско-норвежская министерская комиссия по реализации соглашения по сотрудничеству в образовании и науке, подписанного во время госвизита Президента РФ в Норвегию в апреле 2010 года БЕАР: Норвегия, Финляндия и Швеция - рабочая группа по образованию и науке БЕАР Канада - рабочая группа по социально-экономическому сотрудничеству Россия-Канада Минрегионразвития США: американо-российская комиссия по образованию в рамках деятельности ассоциаций ведущих вузов России и США: исследования и образовательные программы с арктическим фокусом Американский Арктический университет, Аляска (соглашение о сотрудничестве, апрель 2011) Университет Северной Каролины /Center for Sustainable Energy, Environment and Economic development (NSF) Циркумполярное сотрудничество - устойчивое сотрудничество в науке и образовании САФУ 21

Сетевой Университет Арктики (Ассоциация) – сеть сотрудничества университетов 8-ми Арктических государств для обмена ресурсами, знаниями и компетенциями, создание образовательных программ для студентов на Циркумполярном Севере, проведение совместных научных исследований В настоящее время – более 140 членов Задачи: 1)создание сильного и устойчивого циркумполярного региона, через совместные образовательные программы и научные исследования 2)развитие образования, которое по своему характеру является циркумполярным, междисциплинарным, отражает многообразие мира и уникальные вызовы, стоящие перед Севером Сетевой университет Арктики 22

Международная образовательная программа Бакалавр Циркумполярных наук Международная экспертная группа программы Бакалавр Циркумполярных наук Ресурсные возможности для развития тематического сетевого сотрудничества в области научных исследований Создание в С(А)ФУ Исследовательского офиса Университета Арктики для развития международных междисциплинарных исследований, имеющих Арктический фокус Участие в программах академической мобильности Университета Арктики «север -к –северу» Диалог лидеров вузов Арктических стран по вопросам трансформации систем ВПО в соответствии современными вызовами Результаты сотрудничества в UArctic 23

II Международный форум «Арктика – территория диалога» (Архангельск ) 24

С(А)ФУ: через международное сотрудничество – к международному университету Развитие новых областей научных исследований, образовательные программы Повышение компетенции управленческого, академического и административного персонала Совместные образовательные программы и расширение программ академической мобильности Развитие инновационных прикладных исследований, связь с бизнесом Интернационализация, инновации, информатизация 25

THANK YOU VERY MUCH FOR YOUR ATTENTION! 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!