1 Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года И.С. Кожуховский Генеральный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Advertisements

1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года И.С. Кожуховский Генеральный директор.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Транксрипт:

1 Разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года И.С. Кожуховский Генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике РСПП, Екатеринбург, 25 сентября 2009 года

2 Основные цели АПБЭ - выполнение и развитие общесистемных прогнозно- аналитических функций в условиях постреформенной электроэнергетики; - обеспечение субъектов электроэнергетики регулярной информацией о состоянии и перспективах развития электроэнергетики для минимизации рисков принятия ими неэффективных управленческих решений; - информационно-аналитическое обеспечение функционирования государственной системы прогнозирования в электроэнергетике.

3 1. Основным разработчиком Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 г. 2. Основным исполнителем по корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года В соответствии с госконтрактами с Минэнерго России ЗАО «АПБЭ» является:

О разработке Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 г.

Энергоемкость экономики России и других стран мира* Энергоемкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира Негатив * Данные МЭА за 2006 г. (по ППС в долларах США 2000 г.)

6 Удельная энергоемкость экономики России Удельная энергоемкость экономики России в гг. снижалась с опережением прогноза ЭС и уменьшилась на 29% Позитив Факторы снижения энергоемкости: -структурные сдвиги (более медленное, чем рост ВВП, увеличение промышленного производства и жилой площади, опережающий рост сферы услуг); - рост загрузки производственных мощностей (фактор экономии на масштабах производства); -изменение цен; -фактор климата; -технологический фактор (повышение энергоэффективности за счет модернизации и замены оборудования)

7 Прогнозная оценка* реализации организационно-технологического потенциала энергосбережения России на период до 2030 года Годы Прогноз реализации потенциала энергосбережения в т.ч. по электроэнергии Всего, млн. тутДоля (от общего потенциала) в 2020 г., % млрд. кВт.чДоля (от общего потенциала) в 2020 г., % % % По оценкам группы Всемирного Банка «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» потенциал энергосбережения в стране весьма близок к приведенному и составляет порядка 400 млн. тут. в год. По совместной оценке ЗАО «АПБЭ» и ООО «ЦЭНЭФ» (с учетом использования попутного газа) потенциал составляет 420 млн. тут. * Совместная оценка ЗАО «АПБЭ» и ООО «ЦЭНЭФ»

8 Согласно Указу Президента России от и КДР-2020: Энергоемкость ВВП России к 2020 году должна снизиться на 40% Вопреки распространенному мнению, холодный климат и огромная территория страны не являются непреодолимыми препятствиями для существенного снижения энергоемкости ВВП Повышение энергоэффективности должно стать основным энергетическим ресурсом экономического роста до 2020 г. Повышение энергоэффективности является одним из приоритетов энергетической стратегии России и станет приоритетом при корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности РФ (проект) Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности … Энергоэффективность: федеральный и региональный уровни Региональные программы

10 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» п.41 «Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов» Основные мероприятия проекта на 2009г.: -нормативно-правовые акты по вопросам стимулирования энергосбережения в российской экономике; -принятие государственной программы энергосбережения, предусматривающей массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии;… Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2008 г р «План подготовки актов по реализации в годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» п.131 «Разработка государственной программы энергосбережения» Срок представления в Правительство РФ – ноябрь 2009г. Срок принятия (внесения в Государственную Думу) – декабрь 2009г. Ответственные исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Минфин России Директивные документы, определяющие необходимость разработки Государственной программы энергосбережения

11 Государственный Совет РФ по энергоэффективности 2 июля 2009 года (г. Архангельск) По итогам Президиума Государственного совета РФ по энергоэффективности Президентом РФ дано поручение Правительству РФ (от Пр-1802ГС): Разработать и утвердить государственную программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 года Срок – 1 ноября 2009 г. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г р было установлено: разработать и внести проект государственной программы энергосбережения в Государственную Думу РФ в декабре 2009г После заседания Госсовета До заседания Госсовета Рекомендации Президента РФ органам государственной власти субъектов РФ (по итогам Госсовета) Разработать и принять: - комплексные программы по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе; - комплекс мер по снижению энергетических издержек предприятий малого и среднего бизнеса

Основные цель и задачи Госпрограммы Основная цель: повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, рост уровня и качества жизни населения Российской Федерации за счет реализации потенциала энергосбережения, перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергии и снижению энергоемкости ВВП к 2020 г. на 40% (по сравнению с 2007 г.) Основные задачи: обеспечение повышения производительности российской экономики за счет перехода на инновационный путь развития, широкомасштабной модернизации ее технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования; обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики за счет существенного снижения доли энергетических издержек, расширения рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования и снижения нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему;

Основные задачи Госпрограммы (продолжение) обеспечение повышения благосостояния и укрепления здоровья населения за счет обеспечения высококачественных энергетических услуг по доступным ценам, снижения вредных выбросов, а также выбросов парниковых газов; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативно- законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности; обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления во всех секторах российской экономики, в т.ч. за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики, реализации пилотных и инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности; сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке

Основные механизмы реализации госпрограммы Единый топливно-энергетический баланс по стране и регионам; Введение системы целевых индикаторов по повышению энергоэффективности для различных сфера экономики страны, для субъектов РФ; Целевые соглашения Государства с крупными компаниями по снижению удельных расходов на выработку электроэнергии Включение показателей энергоэффективности в оценку деятельности органов исполнительной власти, формирование рейтингов энергоэффективности регионов Нормативно-законодательное обеспечение Госпрограммы (планируется принять около 50 нормативно-правовых актов) Развитие системы статистического наблюдения и информационной поддержки; Введение новых стандартов и технических регламентов на оборудование и здания; Введение системы субсидий и налоговых льгот; Регулирование тарифов на энергоресурсы (введение долгосрочных тарифов, учет экономии энергии при тарифообразовании); Поддержка НИОКР по повышению энергоэффективности; Требования к типовой структуре и содержанию региональных программ.

15 Направления Государственной программы по секторам экономики бюджетная сфера и сфера услуг электроэнергетика теплоснабжение и коммунальное хозяйство жилищный сектор промышленность сельское хозяйство транспорт субъекты Российской Федерации расширение использования возобновляемых источников энергии Госпрограмма содержит широкий набор типовых проектов, имеющих высокий потенциал тиражирования в указанных секторах экономики

Разработка регионального раздела Госпрограммы А ктуальными задачами на региональном уровне являются: Определение целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, определенных действующим законодательством; Внедрение системы планирования, мониторинга и оценки эффективности программ, основанной на индикаторах, отражающих достижение конечных измеримых результатов и позволяющих оценить эффективность использования ресурсов программы и степень достижения ее целей; Создание механизма межбюджетных трансфертов, ориентированных на софинансирование региональных программ; Региональные, межмуниципальные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности должны обязательно содержать следующее: значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности; перечень мероприятий по энергообеспечению и повышению энергоэффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении; информацию об источниках финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

17 1. Интегральный показатель энергоэффективности регионов – энергоемкость ВРП Российские регионы достаточно сильно различаются по уровню энергоемкости ВРП Эти отличия определяются, в основном, структурой их экономики и, в ограниченной степени – их климатом Анализ российских регионов по энергоемкости ВРП (за 2007 г.) показал, что большинство регионов имеют энергоемкость в диапазоне от 40 до 60 тут/млн. руб.ВРП 2. Динамика степени снижения энергоемкости ВРП регионов Анализ динамики степени снижения энергоемкости ВРП за период гг. показал, что большинство регионов снизили энергоемкость ВРП в этот период в диапазоне от 20 до 30% 3. Энергоотдача (отношение темпов роста ВРП региона к темпам роста потребления ТЭР (по данным за период гг.) Анализ динамики энергоотдачи показал, что большинство регионов повысили свою энергоотдачу от 115 до 130% Разработка регионального раздела Госпрограммы

В рамках разработки Государственной программы ЗАО «АПБЭ» рассчитало показатели энергоемкости отдельных регионов и определило оценочно-расчетные целевые показатели повышения энергоэффективности в регионах. Однако целевые показатели должны формировать сами субъекты РФ по согласованию с федеральным центром! Цель: снижение энергоемкости ВРП должно обеспечить в 2020 году снижение энергоемкости ВВП на 40%! Разработка регионального раздела Госпрограммы

19 Повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации и уровня производства энергии за счет использования ВИЭ – стратегический приоритет при корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года

20 Мониторинг Генеральной схемы Выписка из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. 215-р 1.Одобрить Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (далее - Генеральная схема). 2.Минпромэнерго России совместно с Минэкономразвития России и Росатомом осуществлять мониторинг реализации Генеральной схемы и представлять ежегодно, в I квартале, в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

Результаты мониторинга реализации Генеральной схемы (март 2009) Показатели на период до 2020 года показательГенсхемаМониторинг (-) в % Электропотребление, млрд.кВт.ч (в последний год периода) ,5318,518,7 Среднегодовой темп роста электропотребления за период, % 4,12,61,5 п.п. Вводы генерирующий мощностей, ГВт (за период), в т.ч.: 186,1104,381,844 АЭС 32,317,814,544,8 ГЭС 25,921,9415,5 ТЭС 127,964,663,349,5 угольные 5424,529,554,7 газовые 73,940,133,845,8 Выбытие генерирующих мощностей, ГВт (за период), в т.ч.: 51,913,738,273,7 АЭС 4,0 -- ГЭС 0,0 -- ТЭС47,99,738,279,8 Наибольшие отклонения наблюдаются в сторону уменьшения по показателям уровня электропотребления (на 19% в 2020 году), вводов АЭС (на 45%), ТЭС (на 50%) и объемов вывода из эксплуатации ТЭС (80%). ВЫВОД: Отклонения показателей настолько существенны, что требуется корректировка Генеральной схемы

Варианты прогнозной динамики электропотребления, млрд. кВт.ч 22 Генсхема - максимальный (среднегодовой темп прироста ЭП за период до 2020 г. 5,2%) Генсхема - базовый вариант (4,1%) Энергостратегия - максимальный вариант (3,2%) Сценарные условия - максимальный вариант (целевой) (2,5%) Энергостратегия - минимальный вариант (2,1%) Сценарные условия - умеренный вариант (рыночное ожидание) (1,9%)

График корректировки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года задачасрок 1.Сценарные условия развития электроэнергетики на годы: 1.1.Разработка Сценарных условий Согласование Сценарных условий Рассылка Сценарных условий в энергокомпании (генерирующие и сетевые) и сбор предложений о развитии генерирующих мощностей, в т.ч. прогноз вводов и выводов мощностей, потребность в капитальных вложениях, финансовые планы энергокомпаний Рассылка и сбор предложений от администраций субъектов Российской Федерации Уточнение приоритетов развития электроэнергетики при корректировке Генеральной схемы: Разработка предложений по оптимизации решений, заложенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года й этап - разработка 1-ой редакции предложений по корректировке Генеральной схемы в части рекомендуемых вводов мощности на электростанциях до 2020 г. : ой этап – разработка 2-ой редакции предложений по оптимизации решений, заложенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (с учетом предложений энергетических компаний): Обсуждение предложений по корректировке Генеральной схемы с министерствами, ведомствами, субъектами Российской Федерации, энергокомпаниями, и инфраструктурными организациями (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД»), в том числе синхронизация с газовой отраслью Разработка окончательной редакции предложений по оптимизации решений, заложенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом проведенных обсуждений Корректировка Генсхемы планируется при участии регионов

24 Спасибо за внимание!