А.К. Юнусова, Начальник отдела платежных систем и расчетов УПСЭКО Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проекте Стандарта качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к разработке Стандарта качества управления риском ликвидности в кредитных организациях Заседание Координационного комитета Ассоциации российских.
Advertisements

Центральный банк Российской Федерации Требования к участию органов Федерального казначейства в системе БЭСП Банка России 28 августа 2007 года Москва.
Подходы к саморегулированию банковской деятельности на основе стандартов АРБ Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка.
С.В.Коровин, начальник экономического управления Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проблемных вопросах стандартизации кредитных.
S.Malykhina NBRB Требования банковского надзора к методологии формирования АСУР в банках Малыхина С.И. Национальный банк Республики Беларусь Главное управление.
Центральный банк Российской Федерации Участие в системе БЭСП Банка России: требования, порядок и управление участием.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
Центральный банк Российской Федерации Перспективы развития платежной системы Банка России в свете Федерального закона «О национальной платежной системе»
Центральный банк Российской Федерации Перспективы развития платежной системы Банка России в свете Федерального закона «О национальной платежной системе»
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Начальник отдела платежных систем и расчетов Тетин В. В ГУ Банка России по Тверской области Особенности взаимодействия Банка России, Федерального.
Подходы к саморегулированию банковской деятельности на основе стандартов качества Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
О перспективах стандартизации качества деятельности банков и использования процессных подходов в Банке России Р.Х.Марданов, Председатель Национального.
©Ассоциация Российских Банков, 2005 А.И. Милюков О ходе разработки стандартов качества банковской деятельности (первые итоги и проблемы). Милюков А.И.
Кредиты Банка России в условиях функционирования системы БЭСП Заместитель начальника Управления кредитования банков и проведения депозитных операций Тимоничева.
Г.Новосибирск, 1 июля 2010г. Э.П. Броницкий – начальник отдела платежных систем и расчетов ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области.
Практика проведения в ГУ Банка России по Оренбургской области оценки соответствия информационной безопасности требованиям Стандарта Банка России, в т.ч.
Кредитно-банковская система Северо-Запада: новые реалии Деятельность на рынке платежных услуг. Законодательные инициативы. Жадобин А.В. НКО «Расчетный.
Транксрипт:

А.К. Юнусова, Начальник отдела платежных систем и расчетов УПСЭКО Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проекте Стандарта качества организации банковских платежных систем IV научно-практическая конференция «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» марта 2007 года, г. Уфа

2 Инициативы международного сообщества в области развития платежных систем 1.Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, отчет КПРС, БМР, 2001 г. 2.Стандарт по электронным деньгам, ЕЦБ, 1998 г. 3.Стандарт по надзору за европейскими платежными системами розничных платежей, ЕЦБ, 2003 г. 4.Доклад комитета по платежным и расчетным системам БМР за 2005 год «Общее руководство для развития пла- тежной системы» 14 рекомендаций, отчет КПРС, 2005 г. 5.Обзор документов Комитета по платежным и расчетным системам ЦБ стран группы «Десяти» с 1989 г. по 2005 г.

3 Основные направления стандартизации платежных систем Требования к эффективности и безопасности работы Стандарт качества организации банковских платежных систем Требования к поставщикам услуг и порядку аутсорсинга Требования к платежным инструментам

4 Проблемные вопросы внедрения стандартов в практику ! Законодательно не закреплено в РФ обязательства по следованию международным стандартам наилучшей практики, в том числе «Ключевым принципам» ! Отсутствие единых стандартов качества организации платежных систем и инструментов оценки соответствия их требованиям Банка России ! Отсутствие в законодательстве РФ права для Банка России осуществлять регулирование отношений между Банком России и кредитными организациями, между кредитными организациями в процессе межбанковских расчетов

5 Цели Стандарта качества организации платежных систем Установление единых требований и правил функционирования платежных систем Обеспечение стабильности и устойчивости системы расчетов Снижение рисков участников расчетов Использование результатов оценки выпол- нения стандартов в надзоре за платежными системами.

6 Структура Стандарта качества организации банковских платежных систем 1.Продуктовая 2.Технологическая 3.Организационная 4.Управленческая 5.Информационная 6.Программно-техническая 7.Кадровая 8.Клиентская требования к качествен- ным характеристикам формируемого в резуль- тате деятельности плате- жных систем продукта «Расчетная услуга» в соответствии с действую- щим законодательством и нормативными докумен- тами Банка России требования к технологии предоставления расчет- ной услуги - процессу списания денежных средств со счета, приме- нению расчетных докуме- нтов, идентификации участников платежных систем и организации документооборота требования к организаци- онной структуре, обеспе- чивающей функциониро- вание платежной систе- мы, распределению функ- ций (видов деятельнос- ти), обязанностей и отве- тственности между сотру- дниками требования к управлению рисками в части обеспе- чения операционной на- дежности и устойчивости платежной системы требования к организа- ции и управлению инфор- мационными потоками платежной системы требования к обеспече- нию бесперебойной ра- боты программного обес- печения, технических средств и средств теле- коммуникации требования к профессио- нальной компетентности сотрудников банка – участников технологичес- кого процесса, критерии обучения персонала требования к обеспече- нию прозрачности про- цесса для клиентов и дру- гих заинтересованных сторон - пользователей продукта

7 Уровни зрелости по модели Стратегия развития платежной системы Не существует Начало Повторение Управление Определение Оптимизация Требования международных стандартов Лучшая практика

8 Доступность расчетных услуг Своевременность предоставления расчетных услуг Точность проведения расчетов Наличие четких правил функционирования платежных систем Стоимость участия в системе наличие равнодоступного сервиса по проведению платежей списание, зачисление платежей в установленные сроки, включая время пиковых нагрузок списание, зачисление платежей по реквизитам, указанным в расчет- ных документах предоставление расчетных услуг в соответствии с действующим законо- дательством РФ, нормативными доку- ментами Банка России, правилами работы ПС и условиями заключенного договора обоснованность затрат Оценка продуктовой составляющей модели Требования к продукту

9 Оценка требований технологической составляющей модели Гражданский кодекс Российской Федерации Положение Банка России от П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (формы и форматы расчетных документов) Положение Банка России от П в редакции Указания Банка России от У «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России при осуществлении расчётов через расчётную сеть Банка России» (технология расчетов)

10 Оценка организационной составляющей модели Наличие структурных подразделений для осуществления технического, аналитического и юридического обеспечения технологического процесса Наличие механизма по осуществлению мониторинга за платежной системой и обеспечению эффективного и независимого надзора/контроля за менеджерами системы

11 Оценка управленческой составляющей модели 1. Четко определенные процедуры управления рисками 2. Наличие внутренних стандартов безо- пасности и операционной надежности 3. Внутренний контроль за качеством проведения расчетных услуг

12 Оценка информационной составляющей модели Предоставление информации в форме, приемлемой для принятия управлен- ческих решений Сохранность расчетных документов, возможность незамедлительного восста- новления информации Разграничение прав доступа к информации

13 Оценка программно-технической составляющей модели Обеспечение работоспособности программных и технических средств Наличие резерва средств телекоммуни- каций, комплектующих изделий и дета- лей, каналов связи Предотвращение несанкционированного доступа к программно-техническим средствам Контроль работоспособности техниче- ских средств

14 Оценка кадровой составляющей модели Наличие операционных менеджеров, менеджеров по безопасности, технического персонала Установление квалификационных требований к сотрудникам в зависимости от их места в процессе Кадровая политика, планирование обеспечения постоянной подготовки и карьеры персонала Мотивация персонала на удовлетворение потреб- ностей клиентов

15 Оценка клиентской составляющей модели Раскрытие информации о процессе Доступность (понятность) сведений о банковских продуктах максимальному числу потенциальных клиентов Наличие объективных и публично раскрытых критериев допуска субъектов к платежной системе Наличие многоуровневой системы контроля за раскрытием информации о процессе предоставления платежной системой продуктов/услуг.

Благодарю за внимание Юнусова Альмира Камильевна Национальный банк Республики Башкортостан тлф. (347) Е-mail: