Тема: І. Коллажирующее сознание в эпоху постмодернизма. ІІ. Коллаж – как пластический прием графической композиции. т в о р ч е с к а я м а с т е р с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коллаж Визитка команды Визитка команды Визитка команды Визитка команды Что такое коллаж? Что такое коллаж? Что такое коллаж? Что такое коллаж? Происхождение.
Advertisements

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА Учитель: Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Коллаж творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. Происходит от фр.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Принципы композиции Тема 11. Теория. Определение термина Композиция в графическом дизайне – объединение всех элементов (изображений, текста и декоративных.
Тема: Комбинаторика в художественном конструировании. Композиция. Симметрия и ассиметрия. Ритм. Динамические и статические формы. Равновесие.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2009г.
Практическая работа «Создание декоративного натюрморта в технике коллаж»
Тема программы 16: Проектирование комплекта и ансамбля различного назначения (16 ч., из них 10 ч. ЛПР) Тема урока 1: Основы проектирования комплекта и.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Выполнила Байдильдинова С П 416. Диалог Щелкните кнопку Диалог для редактирования этого диалога.
Володина И.П., учитель ИЗО, ГОУ «Центр образования» 1470, 2010г.
«Коллажирование как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» подготовила: воспитатель Черникова У. А.
Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика.
Правила композиции Тема 12. Теория. Следует рассмотреть Следующие правила: –Уместность элементов; –Простота решения; –Равновесие компоновки Симметрия.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Полиграфия 8. Ритм в модульных конструкциях Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра.
Тема урока:. Повторение изученного материала по теме «Графическая информация и компьютер» Практическая работа с графическим редактором. Подведение итогов.
Коллаж (от фр. collage приклеивание) технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём.
Транксрипт:

Тема: І. Коллажирующее сознание в эпоху постмодернизма. ІІ. Коллаж – как пластический прием графической композиции. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Коллажирующее сознание постмодернизма: т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а новая философия новая эстетика новый язык новый стиль культуры

Лего (лат. lego - собирать, конструировать) - игровой феномен, выражающий переориентацию современной культуры с презумпции конструирования - как - воспроизведения канона на презумпцию конструирования - как - свободного варьирования предметности. (Энциклопедия постмодернизма) т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Классический тип культуры: игра ролевая, игра по правилам, канон Семантика: деятельность по алгоритму т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Постмодернизм: конструкция, как свободное и подвижное соединение разнородных элементов в единое целое, в принципиально произвольном порядке Семантика: коллаж т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Играя в «лего», путем подбора нужных комбинаций, из отдельных деталей, можно воспроизводить модели разных игрушечных миров и тем самым быть создателем гиперреальности.

Характерные признаки эпохи постмодернизма: 1. Отказ от идеи традиции. Ни одна этическая система, ни одна языковая система или религиозная доктрина не могут выступать в качестве приоритетной, единственно легитимной, ортодоксальной. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Характерные признаки эпохи постмодернизма: В отличие от модернизма, постмодернизм не борется с традицией - он отрицает саму возможность главенства традиции. Постмодернизм полностью окунулся во внутреннее пространство, внутреннюю форму.

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а М.Дюшан (Франция)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а П.Пикассо (Испания, Франция)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Ж.Брак (Франция) «Скрипка и трубка»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а М.Эрнст (Германия, Франция, Америка) «Метеоролог»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а М.Эрнст «Сон»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Р.Раушенберг (Америка) «Линкольн»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Т.Весселман «Обнаженная», «Натюрморт 39»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Классический тип культуры: В классической типографике изображение было полностью подчинено тексту. Изображение в книге всегда служило для более полного раскрытия образа.

Классическое книжное искусство т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Каллиграфическое письмо т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Модернизм: В модернистской типографике, картинка и шрифт, становятся самостоятельными – полноправными партнерами. Текст и иллюстрация идут параллельно. Картинка может поддерживать шрифт, а может выступать в качестве «самостоятельного визуального ряда».

При модернизме ведущим жанром стали знаки, визуальные коммуникации. Книга как предмет дизайна осталась, но визуально- коммуникативный книжный дизайн приобрел и другие формы – к нему добавились газеты и журналы. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а А.Бродович « Bazaar»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а А.Бродович « Bazaar»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а А.Бродович « Bazaar»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Постмодернизм: Матриархат картинки, засасывающей, поглощающей текст. Информация передается благодаря иллюстрации. Даже лозунги в плакатах имеют второстепенную роль…

Постмодернистский дизайн из внешнего мира шагнул в виртуальную среду мира внутреннего. Изобретение компьютеров и появление Internet изменили вековые традиции. Книги, журналы, газеты остались, но стали другими, продолжились в новых формах. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные плакаты: Е.Белоусов (Россия)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные плакаты: Э.Кагаров, А.Наумова (Россия)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные плакаты: П.Банков, А.Шелютто (Россия)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные плакаты: Э.Кагаров, В.Чайка (Россия)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные плакаты: Е.Добровинский, А.Логвин (Россия)

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Характерные признаки эпохи постмодернизма: 2. Отказ от авторства. В современном литературоведение есть такой термин «интертекстуапьность». Цитата: «Всякий текст есть интер-текст по отношению к какому-то другому тексту…». Р.Барт

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а М.Дюшан «Мона Лиза»

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Характерные признаки эпохи постмодернизма: 3. Изменение авторского сознания. В эпоху постмодернизма роль автора в созданном им же произведении приобретает другой характер.

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а В своих произведениях автор уже не читает монологи. Его право на владение высшей истиной, растворяется в многоуровневом диалоге точек зрения. Нелинейная проза М.Павича «Пейзаж нарисованный чаем»

Бриколлаж: М.Премо т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Бриколлаж: М.Премо

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Бриколлаж: М.Премо

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Бриколлаж: М.Премо

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Коллаж: М.Премо

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Коллаж: М.Премо

Характерные признаки эпохи постмодернизма: 4. Изменение семиотического кода. Основная доминанта модернизма - как я вижу мир? преобразуется в постановку других вопросов - как мир устроен? что это за мир? т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Образ знака меняется в зависимости от среды. Знаки (и образы) по-прежнему основа визуально-коммуникативного мира, но они в сравнении с модернистской эстетикой, становятся более виртуальными и индивидуальными. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Реклама: открытка

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Реклама: постер

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Промдизайн: чайный сервиз В.Митриченкo

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Полотенца

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Шоколад

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Настенный календарь из картонных линеек нестандартное решение календарной конструкции. Календарь: Е.Добровинский.

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Современные знаки

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Знаки: Реза Бедини

т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а Упаковка для соков «Rich»

Характерные признаки эпохи постмодернизма: 5. Появление новых технических средств изменяет характер творчества. Техника фотографии, шелкографии, компьютерная графика и др.дала возможность тиражировать одни и те же образы. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Коллажи Э.Уорхола Уорхол сформировал современное ощущение текучести мира: зыбкость мира, как тиражируемость всего. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Вывод: Культурная среда в эпоху постмодернизма имеет ярко выраженный децентрированный характер. Коллаж из частного приема художественной техники превратился в универсальный принцип построения культуры, позволяющий соединение разнородных потоков в единое целое, причем в принципиально произвольном порядке. Основным сознанием при этом выступает мозаичное, создающее новую гиперреальность сознание. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

ІІ. Коллаж – как пластический прием графической композиции. Коллаж - (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; К. также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. К. применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. (Большая Советская Энциклопедия). т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Важно: коллаж исходно оформлял однопорядковые модули (аппликации из цветной бумаги), и лишь со временем развился принцип разнородности материалов: бриколаж (как "соединение искусства с не-искусством" (Л.Стейнберг), (моделирование из элементов, относящихся к принципиально разнородным сферам предметности: от газетных полос до дамского белья). С точки зрения современного графического дизайна, коллаж интересен прежде всего как пластический (форма) и технический (фактура) прием. Из ранее приведенного словарного определения можно предположить, что коллаж – это, прежде всего - творческий акт, эксперимент, по ходу которого происходят неожиданные вещи – сочетание разнородных информационных потоков, разнородных форм, материалов и т.д. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Важно: научиться отличать современный коллаж от аппликации при всей идентичности техники их исполнения: аппликация – оперирует осколками различных изображений или фактур, коллаж - осколками различных реальностей. В коллаже главный способ воздействия на зрителя заключается в противопоставлении или взаимопроникновении различных реальностей (или их образов), чего в обычной жизни наблюдать нельзя. В качестве противопоставляемых миров могут выступать: реальное и фантастическое, живое и неживое, графическое и фотографическое, предметное и изобразительное и т.д. В коллаже божественное может низводиться до человеческого, а человек может быть наделен атрибутами божественного. Столкновение разновеликих и разноплановых миров порождает между собой нечто третье (смысл, образ, эмоцию) – то, что художник и хотел выразить в коллаже. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Коллаж дезориентирует зрительский глаз нарушением перспективных отношений между предметами в композиционном целом, необычной структурой внутреннего пространства изображения, формируя гротескный мир гипертрофированных образов. Коллаж относится к знаковым системам. «Между моими старыми картинами и декупажами, нет разрыва; только при большей абсолютизации мне удалось достигнуть формы, обнаженной до самой сути. От предмета, изображавшегося мной раньше во всей его пространственной сложности, остался знак, вполне достаточный и необходимый для того, чтобы дать жизнь и предмету, и ансамблю, в котором я его замыслил». Анри Матисс. Знаковость коллажа заложена в его возможностях отображения новой реальности, использующей условность как способ изображаемого, коллаж это знак – образ. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Коллаж – как пластическая форма. Общая знаковость и использование абстрактных форм должны отражаться во внешнем виде: формальное решение - простое и лаконичное - отличительная черта коллажей. Цитата из книги А.Лапина «Фотография как…»: «Форма и содержание не просто связаны неразрывно, они принципиально неразделимы, это одно и то же. Ведь мы не можем отделить чувственное восприятие формы от осмысления этого восприятия, то и другое происходит одновременно, иначе говоря, это один процесс. Поэтому разрушение формы равносильно уничтожению содержания». Но форма, это не всегда нечто неделимое, она состоит из отдельных компонентов, которые ведут свой внутренний диалог, «диалог неслышный и не для всех видимый…». Упорядочение этого диалога – чтобы не было разноголосицы – важная задача для художника и главный помощник в этой ситуации - закон внутренних связей. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Закон внутренних связей передает смысл произведения, помогает общему анализу изображенного, помогает понять – что изображено? - как это изображено? почему это вызывает эмоции (ответную реакцию зрителя?), почему эти эмоции вполне определенного характера? Достигнуть этого можно, используя композиционные приемы: закон целого, пропорции, симметрию, асимметрию, ритм, метр; знания по формообразованию, цветоведению и т.д. Коллаж выигрывает графически при формальном решении – важным является компоновка в листе, уплощенность форм, работа силуэта, использование различных фактурных материалов: фотографий, газет и.т.д. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Примеры: подборка работ современных дизайнеров. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Коллаж – как технический прием. Присутствие разнофактурных объектов – гладких, шершавых, их расположение, наклейка, и др. технические приемы – все должно подчеркивать и усиливать неожиданный эффект сочетаний. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Практическая задание. Объект работы: любой набор объектов. Задача: спроектировать коллажную композицию, в которой найдены внутренние смыслы (ритмы), а так же ее формальное решение - положение на листе. Активно использовать работу силуэтов, шрифтовых гарнтур, цветовых и тональных акцентов. Исполнение: формат любой (не меньше а-3), цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, карандаши, маркеры, тушь, белила, клей. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Принципы построения коллажа: 1.Любой коллаж – должен быть спроектирован (в этом нет противоречия со стихийным течением творчества, если взять за основу момент взаимосвязи всех исходных форм). 2. В основе структуры должны быть заложены внутренние смыслы. 3. Использование законов композиции, как и в любом произведении искусства, помогает создать гармоничную вещь. 4. Формальное (знаковое) решение. 5. Взаимодействие всех форм, например, форма-контрформа, совмещение разномасштабных фигур, контрастных пар, фактур – должно происходить не просто механически, а максимально подчеркивать особенности друг друга. 6. Работа силуэта. 7. Использование шрифтовых гарнитур (выигрывает графическое решение в целом). 8. Работа акцентов (смысловых, цветовых, тональных). т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Базовые технические приемы коллажа: Декупаж. Искусство вырезания из бумаги. Нашел наивысшее воплощение в творчестве А.Матисса. Декупажные действия являются частью создания фотомонтажа. Контракция (лат. сontractio - сокращение). Прием создания коллажа, при котором предмет сокращается в размерах, т.е. от него отрезаются или отрываются какие-либо части, фрагментация. Мюльтипль (франц. multiple - множественный). Многократное повторение одного и того же изображения. Классический пример М. - произведения Энди Уорхола с многократным повторением изображения одного и того же предмета или человека. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Оуверлэппинг (английск. overlapping - нахлест, взаимоналожение). Художественный прием, cвязанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создается объемный или псевдообъемный эффект. Пермутация (лат. permutatio - проникновение). Взаиморасположение элементов коллажа таким образом, чтобы у зрителя создалась иллюзия взаимной "вставленности" и "вложенности" элементов друг в друга и перетекания разных фактур из одной в другую, сопоставления и сложения впечатлений, сведение предметов или их фрагментов. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

Вывод: Коллаж - это, творческий акт, эксперимент, по ходу которого происходят неожиданные вещи, подчас даже для самого автора. Столкновение разноплановых, разномасштабных миров порождает между собой нечто третье: смысл, образ, эмоцию. Сочетание различных материалов подчеркивает особенности каждого и приумножает изобразительный потенциал, который максимально начинает работать в условиях выявленных внутренних связей. т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я г р а ф и ч е с к о г о д и з а й н а

(044)