Современный урок III окружные педагогические чтения 26 января 2010 года Медведева Е.В., школа 1301, Москва
Современный урок «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль…» «Урок – не самоцель. Это инструмент развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научится более рационально его использовать…» Конаржевский Юрий Анатольевич
Идеи Компетентностный подход. Компетентностный подход. Соразвитие учителя и ученика. Соразвитие учителя и ученика. Максимальное использование возможностей образовательной среды. Максимальное использование возможностей образовательной среды.
Компетентностный подход Образование – инструментарий, с помощью которого личность адаптивно существует и развивается в различных средах жизнедеятельности.
Результат урока Безусловное интеллектуальное, нравственное приращение личности и обучающегося, и обучающего.
Соразвитие Ученик Учитель Исходный уровень развития ученика и учителя Личные достижения (приращения) ученика и учителя Технологические этапы (ступени)
Ресурсы Средства, к которым обращаются в необходимом случае. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, С.672.
Ресурсы Любые свойства и возможности личности, а также информационные, технические и другие средства, позволяющие качественно осуществлять образовательный процесс и добиваться его максимальных результатов.
Источники ресурсов урока Личностные свойства субъектов урока. Личностные свойства субъектов урока. Инфраструктура образовательной среды. Инфраструктура образовательной среды.
Структура ресурсов Субъекты урока Инфра- структура среды Личностные ресурсы субъектов урока Материально- технические ресурсы Управленческие ресурсы Технологические ресурсы
Личностные ресурсы Мотивация ребенка и педагога. Мотивация ребенка и педагога. Культурно-нравственные особенности. Культурно-нравственные особенности. Психолого-физиологические особенности. Психолого-физиологические особенности.
Материальные ресурсы Учебные пособия. Учебные пособия. Методические пособия. Методические пособия. Учебное и лабораторно-практическое оборудование. Учебное и лабораторно-практическое оборудование. Компьютерные средства обучения. Компьютерные средства обучения.
Управленческие ресурсы Осмысление и проектирование учителем краткосрочных и долгосрочных перспектив собственного развития и развития каждого своего ученика. Осмысление и проектирование учителем краткосрочных и долгосрочных перспектив собственного развития и развития каждого своего ученика. Осознанная реализация учителем функций управления на уроке с учетом и своих, и детских психологических и физиологических особенностей. Осознанная реализация учителем функций управления на уроке с учетом и своих, и детских психологических и физиологических особенностей. Осуществление ребенком самоуправления учебной деятельностью. Осуществление ребенком самоуправления учебной деятельностью.
Технологические ресурсы Технологии обучения. Технологии обучения. Технологии воспитания. Технологии воспитания.