Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Advertisements

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ Теория, отражающая наиболее общие характеристики глобальных объектов и закономерности.
Типология общества 10 класс elena22 Типология Способ научного познания, основанный на разграничении и классификации явлений по существенным.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Смысл и направленность общественного развития.. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них даёт свою социальную картину мира.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Поиски социальной макротеории теории локальных цивилизаций стадиальные теории Материал к уроку обществознания 10 класс Кико Ольга Николаевна МАОУ «СОШ.
Цивилизация?! Это совокупность материальных, духовных, культурных и нравственных средств которыми обладает данное общество в данный исторический промежуток.
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Транксрипт:

Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень

План 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. План 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Локально-стадиальный подход типология цивилизаций по типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому Н.Я. Данилевскому типология культур по типология культур по О. Шпенглеру О. Шпенглеру типология цивилизаций типология цивилизаций по А. Тойнби А. Тойнби типология цивилизацийА. Тойнби Слабости теории: преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение) Цивилизация - наиболее творческий этап его развития Цивилизация - наиболее творческий этап его развития «первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.) «одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.) «двухосновные цивилизации» имеют два развитых начала (западноевропейская) «объединительная цивилизация» развивает политические, культурные, экономические начала (славянская)

Типология по А. Тойнби «первичные» цивилизации - неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие «вторичные» цивилизации - возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования «третичные» цивилизации - возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель. Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство».

Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: упадка; упадка; умирания культуры; умирания культуры; окостенения; окостенения; потери творческих сил. потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны

Теория общественно-экономических формаций Представители: Представители: К. Маркс, Ф. ЭнгельсК. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс - процесс смены общественно- экономических формаций коммунистическая капиталистическая феодализм рабовладельческая первобытная ступень Переход - противоречие в способе производства классовая борьба. Простота и универсальность в объяснении процесса развития. НО: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл Д. БеллД. Беллобществообщество доиндустриальноедоиндустриальноеиндустриальноеиндустриальное Постиндустриальное: выросла роль науки; выросла роль науки; услуги на первом месте; услуги на первом месте; выросла роль государственного прогноза выросла роль государственного прогнозаПостиндустриальное: выросла роль науки; выросла роль науки; услуги на первом месте; услуги на первом месте; выросла роль государственного прогноза выросла роль государственного прогноза

Учение О. Тоффлера О. ТоффлераО. Тоффлера «Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества. «Вторая волна» лет назад превращение общества аграрного в индустриальное. «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

ч

Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; эти переходы носят характер революционных изменений. эти переходы носят характер революционных изменений.Различия: главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; роль духовных факторов. роль духовных факторов.

Николай Яковлевич Данилевский ( гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Арнольд Джозеф Тойнби ( гг.) Британский историк, автор двеннадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880 – 1936 гг.) Выдающийся немецкий философ и культуролог. Основные труды - «Закат Европы», «Человек и техника»; «Годы решений».

Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.) Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) (1820 – 1895 гг.)

Дэниел Белл Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».

Элвин (Олвин) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».

Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Словарь урока Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации. Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Базис - определенная система общественных отношений. Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания. Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

Ресурсы 1.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, Википедия -