ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: 129-17-22, факс: 129-09-22, e-mail: mail@forecast.ru, Концепция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва 2008 Технологическая модернизация в России: вызовы, цели, способы действий Конференция АНЦЭА Проблемы и перспективы российской модернизации"
Advertisements

Москва 2008 Макроэкономические результаты технологического Форсайта ЦМАКП Инновационная политика для обеспечения экономического роста: цели и инструменты.
Москва 2008 Разработка макропрогноза социально- экономического развития страны на долгосрочную перспективу в рамках разработки научно-технологического.
ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Москва 2010 Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Секция 4: «Вопросы модернизации экономики и социальной сферы» Александр Николаевич Шохин Санкт-Петербург, 20 ноября 2009.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Транксрипт:

ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: , факс: , Концепция долгосрочного социально-экономического развития и макроэкономический прогноз развития науки и технологий Москва 2009 X Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества Секция «Инновационное развитие российской экономики: проблемы и уроки»

Экономический кризис: что делать с технологическим прогнозом? Вместо последовательного стабильного развития глобальной экономики – возврат цикла. Причем все негативные факторы – замедление Китая, старение населения Европы и др. – продолжат действовать; Сбой российского развития произошел на самой рискованной фазе – накопления потенциала развития. Целый ряд ключевых мероприятий, включая создание соответствующих инфраструктур, оказался под вопросом. На этом фоне продолжается накопление потенциала для нового технологического рывка в развитых странах. Конкуренция на рынках существенно усилится. Вероятен рост внешних рисков безопасности в районе гг. Существует риск затягивания кризиса, что приведет к существенной деформации рынков промышленной продукции и мотивов к технологической модернизации. На этом фоне задача технологической модернизации и обеспечения условий для поступательного развития стала лишь более актуальной. ЦМАКП 2

Изменился прогноз условий развития Начавшийся кризис знаменует собой, вероятно, возврат классического экономического цикла. Соответственно, вместо постепенного роста мирового ВВП и транснационализации российской экономики мы получили рост неустойчивости внешних условий развития. Динамика мирового ВВП (темпы прироста, %) Приток прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.) ЦМАКП 3

Существенно осложнились внутренние условия развития В результате кризиса ближайшие четыре-пять лет могут оказаться почти потерянными для развития российской экономики. В дальнейшем выход на 5-6% темпы роста ВВП потребует свехусилий от государства и бизнеса. Динамика ВВП (темпы прироста, %) Динамика инвестиций в основной капитал (темпы прироста, %) ЦМАКП 4

Существенно осложнились внутренние условия развития В перспективе сохраняются довольно высокие – хоть и несколько меньшие, чем представлялось ранее – требования к росту эффективности (производительность труда – 4-6% в год, энергоэффективность – 3-4% в год). Динамика производительности труда (темпы прироста, %) Динамика энергоэффективности российской (темпы прироста, %) ЦМАКП 5

6 Проблемная ситуация Необходимость репозиционирования и смены технологической модели: экономический рост должен обеспечить условия для решения социальных задач, формирование потенциала устойчивого развития, обеспечение национальной безопасности; отсюда – экономический рост должен быть устойчиво не менее 5-5.5% в год; но в рамках сложившейся экономической модели экономическая динамика будет снижаться, в перспективе – до 3-4% в год. Необходимость репозиционирования и смены технологической модели: экономический рост должен обеспечить условия для решения социальных задач, формирование потенциала устойчивого развития, обеспечение национальной безопасности; отсюда – экономический рост должен быть устойчиво не менее 5-5.5% в год; но в рамках сложившейся экономической модели экономическая динамика будет снижаться, в перспективе – до 3-4% в год.

Новая повестка дня в сфере управления технологиями Необходимость совмещения стратегического и антикризисного аспектов управления; В рамках стратегического аспекта развития – преодоление нерешенных задач предыдущего периода (низкая инновационная активность, потеря конкурентоспособности и др.) плюс создание потенциала развития в посткризисный период; Создание нормативной правовой базы долгосрочного стратегического управления. Обеспечение кооперабельности с зарубежными партнерами, создание условий для адаптации технологий, в перспективе – участии в высокотехнологичных разработках; Создание адекватной системы финансирования инновационного процесса; Модернизация оборонных технологий и технологий безопасности. ЦМАКП 7

Динамика экспорта машин и оборудования (темпы прироста, %) Важнейшая задача – добиться перелома тенденции потери конкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке и обеспечить ее рост на внешних Потеря конкурентоспособности промышленной продукции Вызов конкурентоспособности ЦМАКП 8

Оценка научно-технологического потенциала Сильные стороны: по абсолютному уровню расходов на исследования и разработки (по ППС) Россия устойчиво входит в пятнадцать стран-лидеров; по численности занятых в этой сфере Россия находится на третьем месте в мире, уступая лишь США и Китаю; сохраняется широкий фронт проводимых фундаментальных исследований; наличие многих элементов НИС появление новых акторов НИС- госкорпораций, таких как «Ростехнология», «Нанотехнологии» с сетевой организацией; Фундаментальность образования в ряде ведущих ВУЗов Креативность интеллектуального потенциала по некоторым направлениям Слабые стороны: искаженная мотивация инновационной деятельности компаний; отсутствие инструментов и элементов НИС вовлекающих бизнес в формирование и реализацию научно- технической и инновационной политики; инфляция квалификации в условиях высокой скорости развития и усложнения систем управления; несоответствие системы образования долгосрочным потребностям развития; недостаточная координация и согласованность усилий всех министерств, ведомств, регионов, госкорпораций в формировании и реализации научно-технической и инновационной политики; ЦМАКП 9

Новый пакет документов стратегического управления: где место прогноза науки технологий? Готовится Закон о стратегическом прогнозировании – он станет основой для деятельности государства в сфере стратегического управления развитием. В него должен быть интегрирован Долгосрочный научно-технологический прогноз; В прогнозе необходимо обеспечить выполнение требований субъектности: его соответствие реальным интересам игроков в сфере научно-технологического развития (государства, бизнеса, научного сообщества). Это возможно только на базе вовлечения их в принятие решений в сфере долгосрочной технологической политики на базе проведения национального технологического Форсайта; Прогноз должен удовлетворять требованиям телеологичности: быть направлен на решение ключевых задач, стоящих перед российской экономикой (повышение конкурентоспособности, создание потенциала долгосрочного развития, обеспечение национальной безопасности); На базе Прогноза – разработка технологического наполнения отраслевых Стратегий развития, разработка ФЦП технологического профиля и ВИП-проектов. ЦМАКП 10

ЦМАКП 11 Долгосрочное развитие: институциональный аспект на базе проводимого Форсайта – разделение сфер приложения проектного и институционального подходов; государство (помимо финансирования НИР для госнужд) компенсирует «провалы рынка» и занимается поддержкой создания технологической базы; бизнес несет основную нагрузку по прикладным НИР; по мере продвижения от начала к концу технологического цикла и снижения рисков финансирование переходит к бизнесу формирование системы институтов развития; налоговое стимулирование инновационной деятельности; создание адекватной систем институтов развития на базе частно- государственного партнерства на базе проводимого Форсайта – разделение сфер приложения проектного и институционального подходов; государство (помимо финансирования НИР для госнужд) компенсирует «провалы рынка» и занимается поддержкой создания технологической базы; бизнес несет основную нагрузку по прикладным НИР; по мере продвижения от начала к концу технологического цикла и снижения рисков финансирование переходит к бизнесу формирование системы институтов развития; налоговое стимулирование инновационной деятельности; создание адекватной систем институтов развития на базе частно- государственного партнерства