ОВОС и СЭО в регионе Центральной и Восточной Европы Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Advertisements

Практический опыт в области применения СЭО в Болгарии Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка»
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
Проект разработан Е.Лаевской Редактирован Т.Плешко и Н.Замфир в соответствии с рекомендациями Jerzy Jendrośka.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Стратегическая экологическая оценка планов и программ территориального развития 2 курс 6 группа Курочкина Александра.
Что такое оценка? XXI. Оценка воздействия на окружающую среду Оценка практики экологической экспертизы в Индии c использованием SWOT-анализа Серия презентаций.
Неофициальный перевод Принудительное переселение 0P 4.12: Инструменты планирования.
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра.
« Систематические наблюдения, анализ и прогнозирование состояния и выполнения требований законодательства РФ и Московской области в сфере образования в.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Экологическая и социальная экспертиза Д-р Дариуш Прашек Начальник отдела операционной поддержки Управление экологии и устойчивого развития Москва 4 июня.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Транксрипт:

ОВОС и СЭО в регионе Центральной и Восточной Европы Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» апреля 2013 г., г. Алматы, Казахстан Дипломированный инженер Нина Стоянова, Международный экологический консультант, Болгария

Философия ОВОС Надлежащее информирование до принятия решения о разработке проекта Оценка воздействия осуществляется в качестве меры предупреждения Заключается в необходимости учитывать экологические факторы наряду с техническими аспектами и вопросами локализации, включая «нулевую» альтерантиву. Экологические факторы необходимо учитывать на ранних этапах процесса проектирования Широкое общественное участие должно обеспечивать широкое признание реализуемых проектов

Философия СЭО Данный процесс начинается на ранних этапах разработки политики и заключается в исследовании альтернативных способов достижения поставленных целей. СЭО должна быть систематическим процессом, в котором различные институты пользуются единой системой отчетности Принципиально важным для успешной СЭО является масштабное вовлечение заинтересованных сторон, директивных органов и широкой общественности. Успешная СЭО зависит от правильного и точного применения методологий оценки, будь то в части качественных или количественных аспектов, либо и тех, и других. Успешная СЭО – это активный образовательный процесс участия для всех сторон, в котором заинтересованные стороны могут оказать влияние на директивный орган, а директивный орган может повысить осведомленность относительно стратегических масштабов политики, плана или программы.

Основные различия между СЭО и ОВОС СЭООВОС Уровень принятия решения План Программа / в рамках соответствующей политики Проект Характер действий Стратегические, непрактичные, концептуальные Незамедлительные, оперативные Результаты ОбщиеДетализированные Масштабы воздействия Макроскопические, кумулятивные, неопределенные Микроскопические, локализованные Шкала времени Долгосрочные – среднесрочныеСреднесрочные – краткосрочные Основные источники данных Стратегии устойчивого развития, отчеты о состоянии окружающей среды, обзоры Исследования на местности, анализ проб Вид данных Больше качественныеБольше количественные Альтернативы По всему участку, политические, регулятивные, технологические, налоговые, экономические Конкретные места, проектирование, строительство, эксплуатация Строгость и анализ Больше неопределенностиБольше строгости Критерии оценки Критерии устойчивости (критерии и цели) Юридические ограничения и передавая практика Роль практикующего специалиста Посредник для переговоров Защитник ценностей и норм Специалист, использующий ценности заинтересованных сторон Общественное восприятие Более нечеткое, отдаленноеБолее реагирующее (NIMBY*) * Отказ от экологически небезопасных операций на своей территории

ОВОС в Чешской Республике

Чешская Республика (ЧР) 1918 – Чехословакия 1989 – Бархатная революция 1993 – Чешская Республика 2004 – Присоединение ЧР к ЕС ОВОС в чешском законодательстве – первый закон об ОВОС/СЭО – перенос Директивы ОВОС (100/2001) – перенос Директивы СЭО

Основные характеристики чешской ОВОС ОВОС регулирует отдельный законодательный акт (100/2001) Комплексная и всесторонняя (также влияет на здравоохранение) Процедуры проведения ОВОС и получения разрешений (процедуры согласования строительства) - ОВОС – это независимая процедура, которая выполняется до процедур получения разрешений - процедурами проведения ОВОС и получения разрешений занимаются разные органы Заключение по ОВОС - не является обязательным для согласования строительства, но - невыполнение требований и условий в отношении ОВОС должно быть обоснованным Высказывать замечания по документации ОВОС может каждый Альтернативы - Оценка - Сравнение, рекомендация наиболее безвредной для окружающей среды альтернативы

Процедура проведения ОВОС Предварительное обсуждение /не является обязательным/ Уведомление - Краткое описание (включая альтернативы, при изучении застройщиком) - Консультации – органы государственной власти, местные органы управления, общественность Процедура проверки/определения объема работ - Проверка – орган по ОВОС применяет критерии отбора - ОВОС: да или нет Определение объема работ, если ОВОС является обязательной - Содержание будущей документации по ОВОС

Процедура проведения ОВОС Документация ОВОС (ЗВОС) - Подробные требования к содержанию; Консультации; описание альтернатив Заключение эксперта по ОВОС - Форма учета данных о контроле качества; изучает документацию; выдает экспертное заключение по всем замечаниям; Предложение окончательного заключения по ОВОС; Консультации Общественная экспертиза - Практически во всех случаях; Любой может принять участие и выступить; Общественное обсуждение документации и заключения эксперта по ОВОС; Отчет по общественной экспертизе Заключение по ОВОС - Выдается органом, проводящим ОВОС, на основании предшествующей документации – Является ли проект приемлемым или нет

Решения и их пересмотр Процедуры получения разрешений - После выдачи заключения по ОВОС - IPPC (Комплексный контроль и предотвращение загрязнения), строительство, горные работы, отходы, водные ресурсы и т.д. Рассмотрение в суде - Заключения по ОВОС могут оспариваться в судах путем оспаривания самого решения - Процессуальной правоспособностью обладают Лица, чьи права (вероятно) были затронуты НПО, если ранее были замечания в ОВОС - Уклонение от рассмотрения в суде Более слабая позиция соответствующей организации (НПО)

СЭО в Болгарии

Республика Болгария 1946 – Народная Республика Болгария 1989 – Переход 1990 – Республика Болгария 1 января 2007 г. – присоединения Болгарии к ЕС СЭО в законодательстве Болгарии – Закон о защите окружающей среды, содержащий специализированный раздел по ОВОС - Закон о защите окружающей среды – в 2002 и 2005 гг. полный перенос Директивы по ОВОС и Директивы по СЭО - Постановление об условиях и процедурах Экологической оценки планов и программ – 2004 и 2006 гг.

Основные характеристики СЭО в Болгарии Требование о включении экологических факторов в секторное планирование и программирование вступило в силу 1 июля 2004 г. Большинство процедур экологической оценки проводится в сфере пространственного планирования – планы застройки городов; планы землепользования; планы управления мероприятиями на охраняемых территориях Процедуры экологической оценки проводятся по секторным программам – в следующих отраслях: энергетика, транспорт, туризм, ликвидация отходов Экологическая оценка по Программам оперативной деятельности – в рамках ожидаемой оценки Привлечение общественности – не отдельно – часть всего процесса консультирования в ходе планирования

Процедура проведения СЭО Проверка и определения объема работ в рамках экологической оценки Разработка исследования/отчета по ЭО Проведение консультации с государственными и заинтересованными органами Учет результатов консультации в исследовании/отчете по ЭО Определение мероприятий по мониторингу и контролю реализации плана/программы Выдача заключения по ЭО - обязательный документ до утверждения плана/программы. Содержит: основания, условия, меры предупреждения, сокращения или устранения значительных вредных воздействий на окружающую среду, меры по мониторингу Мониторинг и контроль за планом/программой - Реализация до утверждения – упор на соответствие окончательного плана/программы заключению по ЭО - В ходе реализации – регулярный контрольный отчет

Оценка «Натура» Директива 92/43/EEC «Натура 2000» – Особо охраняемые территории Особо охраняемые районы (79/409/EEC), Объекты государственной важности (92/43/EEC) Соответствующая оценка План или проект, оказывающий значительное воздействие на объекты План или проект может быть утвержден - При отсутствии вредного воздействия на целостность соответствующего объекта - По мнению (широкой) общественности Все компенсирующие мероприятия Негативная оценка Отсутствие альтернативных решений Общественный интерес в осуществлении плана или проекта Информирование Комиссии

Процедуры проведения ОВОС в горной промышленности /Латвия/ ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ Приложение 1 пункт 19 Карьеры и добыча открытым способом, если площадь объекта превышает 25 гектар, или торфодобыча, если площадь объекта превышает 150 гектар. Приложение II раздел 2 Карьеры, добыча открытым способом и торфодобыча (проекты, не включенные в Приложение I); Подземные горные работы; Добыча минеральных полезных ископаемых посредством речного и морского драгирования; Бурение на большие глубины, в частности: геотермическое бурение; бурение в целях хранения ядерных отходов; бурение в целях водоснабжения; за исключением бурения в целях исследования устойчивости грунта; Наземные промышленные установки для добычи угля, нефти, природного газа и руд, а также горючего сланца.

ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ Проекты, перечисленные в Приложении I, подлежат ОВОС В отношении проектов, перечисленных в Приложении II, Государства-участники должны принимать решение о необходимости проведения ОВОС по проекту на основании: изучения каждого конкретного проекта, или критериев, установленных Государством- участником При изучении каждого конкретного проекта или установлении критериев необходимо учитывать соответствующие критерии отбора, предусмотренные в Приложении III.

Некоторые общие сведения об ОВОС в горной промышленности Стратегическое и пространственное планирование помогает при выполнении долгосрочных процедур и исключает вероятность появления сложностей на последующих этапах (противоречия, конфликт интересов); Определение подходящих участков для промышленной добычи – соответствующий план снижения рисков, особенно на охраняемых (экологически уязвимых) территориях, таких как объекты «Натура 2000» (помните, что зона воздействия не ограничивается площадью объекта); Настоятельно рекомендуется избегать коридоры миграции и места высокой концентрации птиц; Один из главных аспектов – учет ландшафтных факторов, в частности, восстановление; Необходимо выполнять требования Директивы по ОВОС, Директивы по СОВОС, Директивы о среде обитания и птицах и прочих директив; При правильном применении это не только улучшит состояние окружающей среды, но и позволит сэкономить значительные средства, а также повысит уровень общественного одобрения (судебные прецеденты)

Проверка и объем работ при оценке в горной промышленности Характеристики горнорудного проекта Размер объекта и связанная с ним инфраструктура; Объединение с другими проектами; Использование природных ресурсов; Производство отходов; Загрязнение и неблагоприятное воздействие (шум, пыль, грунтовые воды, поверхностные воды, почва, дорожные трассы, вибрации, перевозки и т.д.); Вероятность аварий; Местонахождение (уязвимость) Географическая зона и размер зоны воздействия; Население, люди, которые будут подвержены воздействию, землепользование, охраняемые территории; Поглотительная способность (способность решать вопросы воздействия без утраты значительной части зоны воздействия); Сложность воздействия Масштаб, вероятность, длительность, частота, обратимость.

СЭО крупномасштабных планов в транспортном секторе /Германия/ Правовой контекст Все планы и программы, разрабатываемые в отношении нескольких секторов и определяющие рамки для согласования будущего строительства по проектам, перечисленным в Приложениях I и II к Директиве Совета 85/337/EEC от 27 июня 1985 года касательно оценки воздействия определенных проектов в государственном и частном секторах на окружающую среду; Директива 85/337/EEC – Приложение I: 7. Строительство автодорог, скоростных автомагистралей (1) и железнодорожных линий большой протяженностью, а также аэропортов (2) с базовой длиной взлётно-посадочной полосы от м и более. Директива 85/337/EEC – Приложение II: 10. Инфраструктурные проекты: (d) Строительство дорог, портов, включая рыбные гавани, аэродромов (проекты, не включенные в Приложение I); (g) Трамвайные линии, надземные и подземные железные дороги, подвесные или аналогичные линии определенного вида, используемые исключительно или главным образом для перевозки пассажиров.

Некоторые общие сведения о СЭО крупномасштабных планов в транспортном секторе СЭО необходимо проводить на ранних этапах в отношении всех планов транспортной инфраструктуры, которые будут иметь серьезные экологические последствия; Ответственным за подготовку отчета по СЭО является орган, предлагающий план транспортной инфраструктуры и занимающийся его разработкой, при поддержке природоохранных органов; Отчет по СЭО должен быть представлен на рассмотрение природоохранным органам, заинтересованным сторонам и общественности; При принятии решений относительно предлагаемого плана транспортной инфраструктуры компетентные органы должны принимать во внимание отчет по СЭО; Консультирование и участие – это неотъемлемые части процесса СЭО, которые должны быть запланированы на разных этапах; Результаты оценки должны быть учтены при вынесении окончательного решения относительно утверждения плана.

Основные этапы процесса оценки Проверка с целью определения необходимости в СЭО в начале процесса планирования; Определение объема работ с учетом физических ограничений, воздействия, альтернативных мер, требующих оценки; Проведение оценки – прогнозирование воздействия на окружающую среду, оценка степени воздействия, внесение рекомендаций, предпочтительная альтернатива, меры контроля за снижением воздействия; Подготовка отчета по СЭО и его изучение компетентным органом; Принятие решения с учетом результатов СЭО и консультаций; Организация мониторинга; Проведение дальнейших экологических оценок /на последующих этапах процесса планирования, как, например, ОВОС проекта/.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Дипл. инженер Нина Стоянова, Международный экологический консультант, Болгария Тел.: