МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ. Формы и методы.
Формы и методической работы в образовательном учреждении Существует множество форм методической работы в ОУ, они дополняют, в какой - то степени повторяют друг друга. Традиционно используемые : Педагогические совещания ; Педагогические и методические советы ; Консультации ; Семинары и семинары - практикумы ;
Профессиональные объединения в современном ДОУ. Цели : повышение профессиональной компетенции ; разработка программ развития ', повышение эффективности проектно - исследовательской деятельности ; подготовка программ экспериментов и др. управленческих задач.
Профессиональные объединения : Педагогическая мастерская Школа профессионального мастерства Школа передового педагогического опыта Творческая группа ( рассмотрим поподробнее )
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Основания объединения в группу единство интереса к проблеме ; компенсаторные возможности ; психологическая совместимость, взаимная симпатия. Цели творческой группы проектное решение конкретной большой по значимости и объему задачи ; подготовка исследовательского проекта и его реализация ; обеспечение исследования какого - либо вопроса, педагогических разработок с последующим представлением мотивированного заключения ; создание условий для личного и профессионального развития педагогов, привлечение внимания к их поискам и находкам.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Аналитическая группа. - временный коллектив, занимающийся « аналитико - прогнозирующей деятельностью. Состав : заведующий, ст. воспитатель. педагоги. Задача : анализ планов и концепций развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно - воспитательного процесса. « Исследовательская группа »- добровольное объединение педагогов. Задача : инновационная и проектная деятельность. Основа деятельности группы : потребность в исследовательской работе и способность к исследованию ; наличие определенной темы для исследования ; стремление к исследованию ранее не изученного ; совпадение исследовательских интересов и способность к совместному действию : нестандартность мышления ; свободный выбор темы исследования.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Группа « Я »- позиции - группа педагогов, работающих над исследуемыми проблемами индивидуально ( в силу особенностей характера, интересов и желаний ). Задача : реализация « Я »- позиций педагогов, что позволяет продемонстрировать индивидуальные достижения в педагогике, методике, психологии, собственное новаторство, свои подходы к организации занятий и их содержанию. Основа деятельности группы : Проведение мастер - классов. Педагогические мастерские. Обобщение передового педагогического опыта.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Творческая группа - добровольное объединение педагогов с общей целью - созданием " нового, никогда не существовавшего педагогического продукта, участвующая в творческой деятельности. Задача : разработка комплексно - целевых программ в ДОУ. Основа деятельности группы : потребность в творческой деятельности и способность к творчеству ; осознание необходимости и важности дела, которое творчески внедряется в практику ; демократичность, профессиональная и творческая совместимость ; совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности ; стремление к внедрению своих проектов ; личная заинтересованность в активном использовании результатов творчества.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Схема работы творческой группы 1. Изучение документов по проблеме. 2. Разработка анкет и диагностического пакета. 3. Работа с педагогами по теоретическим вопросам проблемы. 4. Перспективно - тематическое планирование. 5. Разработка и проведение консультаций, диспутов, круглых столов, семинаров - практикумов. 6. Проведение тематического дня, недели, месяца и подведение итогов. 7. Анализ деятельности за год по проблеме и составление плана на следующий год.
Психолого - педагогический консилиум : Совещаниеиливзаимная консультация специалистов ( экспертов ) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в дошкольных образовательных учреждениях, где ведется инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. ( Педагоги - новаторы, педагог – психолог узкие специалисты ) собираются 1-2 раза в год
Годичные команды педагогов. Управляемые объединения педагогов, сформированные на основе психологической совместимости. Решает те же вопросы, что и психолого - педагогический консилиум. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные, активные педагоги, узкие специалисты ) Ежемесячно.
Школа профессионального мастерства. Профессиональное объединение педагогов, формирующееся на основедифференцированного подхода к уровню развития их мастерства. Имеется четыре ступени школы. Перваяступень : группа повышенного, внимания администрации. Включает в свой состав как малоопытных педагогов, так и тех, кто по каким - либо причинам не желает заниматься самообразованием, профессионально расти, а также тех, кто отказывается от участия в инновационной работе. Цель группы - стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.
Втораяступень : школа становления молодого педагога. Включает в свой состав молодых I специалистов. Цель школы - оказание молодым педагогам помощи в их профессиональном становлении.
Третьяступень : школа совершенствования профессионального мастерства. Объединяет педагогов, имеющих квалификационные категории. Цель работы - доведение их знаний и практических умений до уровня педагога - мастера. Четвертая ступень : школа высшегопедагогического мастерства. Объединяет педагогов - новаторов. Цель работы - повышение их знаний и практических умений в области научно - исследовательской деятельности, обучение методам ведения экспериментальной работы, помощь в освоении новых педагогических технологий.
Школа передового опыта. Имеет своей целью распространение опытаработы педагогов дошкольногообразовательного учреждения средимолодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущие формы работы : лекции, семинары, просмотры открытых занятий руководителя школы. Девиз школы - « Делай, как я !». индивидуальное наставничество и педагогическая студия ( Варианты школы передового опыта ). Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог дошкольного учреждения, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми педагогами на равных. Ведущие формы работы : совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты ) 1 раз в месяц
Педагогическое ателье или педагогическая мастерская. Педагогическое ателье - вызов традиционной педагогике. Его цель - познакомить воспитателей дошкольного учреждения с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Как правило, педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно - образовательной системы и практическими способами ее реализации. Ведущие формы работы : совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально - практических заданий с прицелом на дальнейшее их использование в работе с детьми. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты ) По потребностям педагогов, не чаще 1 раза в месяц.
Мастер - класс. Разовая и одновременно выездная форма работы педагогов с целью распространения своего опыта среди других дошкольных, учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ своей работы. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты ). По мере необходимости.
Творческие микрогруппы. Стихийные объединения двух - трех опытных педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы творческое микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Цель создания - нахождение способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и пр.( Педагоги - новаторы, педагоги - м астера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости до полного решения проблемы.
Кружки качества. Организуются по инициативе администрации для решения той или иной проблемы. Ведущий метод - « мозговая атака » или « мозговой штурм ». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера.) По мере необходимости до полного решения проблемы.
Временные творческие коллективы. Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения какой - либо проблемы. Основной метод -« мозговой штурм ». Конечный продукт - сценарий праздника, конспекты занятий и др. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости, невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток
Школа исследователя. Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской работы с детьми. Обязательно есть научный руководитель Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги. По мере необходимости. Длительность работы от 1 года до нескольких лет. Частота встреч - 1 раз в 1-2 месяца.
Временные научно - исследовательские коллективы. Создаются по инициативе администрации для разработки какого - либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Работа во временном научно - исследовательском коллективе требует хорошей научной подготовки. Его члены должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Временный научно - исследовательский коллектив имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги ). По мере необходимости до полного решения проблемы.
Творческие лаборатории. Творческие лаборатории. Создаются с целью теоретической разработки и практического внедрения инновационного содержания дошкольного образования. Задачи : теоретическая разработка документа, апробация его на практике, отслеживание и анализ полученного результата, распространение опыта работы среди педагогов. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги ). По мере необходимости. Частота встреч - 1 раз в месяц
Кафедра. Создается с целью подготовки к публикации результатов работы дошкольного образовательного учреждения в виде методических рекомендаций, учебно - методических пособий, дидактических материалов и т. д. Имеет право теоретической разработки документов, внедрения их в практику работы учреждения, отслеживания результатов, проведения курсов повышения квалификации. У кафедры обязательно должен быть научный руководитель или консультант. ( Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги ). По мере необходимости, до полного решения проблемы. Длительность работы - от 1 года до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в месяц.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !