ФГОС: от теории к практике Цели педсовета: обсуждение основных понятий и идей ФГОС; обобщение опыта учителей первых классов по реализации федеральных государственных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Advertisements

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
ФГОС ООО С 1 сентября 2013 года все образовательные учреждения Самарской области переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
Работа с родителями по вопросам введения ФГОСНОО Зам. директора по УВР Бабаева С.Д. МОУ СОШ 5 с.Эдиссии.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
Нормативная база Приказ 373 (Минобрнауки России) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) А.А. Фурсенко.
С чем мы вступаем в этот учебный год?. 2 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только.
ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Панова Н.В., доцент СПб АППО Семинар ГОУ СОШ ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Транксрипт:

ФГОС: от теории к практике Цели педсовета: обсуждение основных понятий и идей ФГОС; обобщение опыта учителей первых классов по реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. МОУ Северная СОШ 2011

ФГОС: от теории к практике Вступительное слово директора школы. Итоги 3 четверти (сравнительный анализ успеваемости). Отличительные черты стандартов второго поколения (Н.М. Виноградова). Реализация ФГОС второго поколения в практику школы: Организация внеурочной деятельности на базе МОУ ДОД ДДТ (Т.Е. Бучевая) Реализация образовательных программ по предметам (Н.В. Лихварева) Реализация внеурочной деятельности первоклассников через кружковую работу (М.И. Чикишева) Разное. Принятие решения. ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА

ФГОС: от теории к практике Успеваемость школьников по итогам 3 четверти

ФГОС: от теории к практике Сравнительный анализ успеваемости школьников

ФГОС: от теории к практике Сравнительный анализ качественной успеваемости школьников

ФГОС: от теории к практике Сравнительный анализ качественной успеваемости (отличники)

ФГОС: от теории к практике Вступительное слово директора школы. Итоги 3 четверти (сравнительный анализ успеваемости). Отличительные черты стандартов второго поколения (Н.М. Виноградова). Реализация ФГОС второго поколения в практику школы: Организация внеурочной деятельности на базе МОУ ДОД ДДТ (Т.Е. Бучевая) Реализация образовательных программ по предметам (Н.В. Лихварева) Реализация внеурочной деятельности первоклассников через кружковую работу (М.И. Чикишева) Разное. Принятие решения. ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Что сегодня определяет ситуацию в школе? Федеральный закон N 309-ФЗ Новая редакция «Закона об образовании» Введение нового ФГОС Результаты наших школьников в международных исследованиях ……………….

Что не устраивает в качестве Российского образования? Устойчивая ориентация педагогов на ЗУНы. Результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA) Непонятная ситуация с вариативностью Качество учебников Недостаточная технологичность образования ……………….

Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Что о цели говорят родители?

Основная цель российского образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Стратегия 2020 Новые технологии Проблемы России Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Что такое ФГОС? Как они будут вводиться? В чем их отличие от ГОС 2004 г.? «Стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко

15 - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности уч.год уч.год уч.год уч.год

Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон г.

УП Программы развития УУД Программы развития УУД Примерные (рабочие) программы Примерные (рабочие) программы Программы воспитания и социализации Программы воспитания и социализации Описание содержания образования Описание содержания образования Другие материалы Другие материалы Требования к структуре основных образовательных программ

Предметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения Требования к результатам освоения основных образовательных программ

19 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ. Какой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации

23 Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»

ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

25 результат в виде универсальных учебных действий – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование – Личностные – ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности

– ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках нового поколения Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева

Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис.) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что,.. потому что, во-первых,.. во-вторых… и т.д.» Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

ЧЕМУ УЧИТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Изменение подходов к содержанию – Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа- ционное ядро

Содержание учебников нового поколения Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Единый комплект учебников обеспечивает единство и непрерывность содержания образования Самообразование

КАК УЧИТЬ? (ТЕХНОЛОГИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

Что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Технологии, заложенные в учебниках нового поколения Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизация Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникации Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

37 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми.

Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог? Умение решать проблемы – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование – Личностные – ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Умение вести диалог в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора Умение извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

39 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. ЖИЗНЬ:

40 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

Какие общеучебные умения прежде всего развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? Умение работать по плану (алгоритму) – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование – Личностные – ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) В случае если анализ текста порождает оценочные суждения Умение извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

Технология оценивания учебных успехов Традиции оценивания ЧТО: Знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: Решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев- ники

«САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку». Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какие общеучебные умения прежде всего развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? Умение умение работать по плану (алгоритму) – Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование – Личностные – ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) – Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения толерантное отношение к иным решениям Умение логически обосновывать свои выводы

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОС, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты будут выявляться в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОС, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы действий; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.

Отличительная черта ФГОС Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Отличительная черта ФГОС Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся

Жизнь не похожа на задачи из типичного учебника… В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела, которые каждый должен решать самостоятельно!

ФГОС: от теории к практике Вступительное слово директора школы. Итоги 3 четверти (сравнительный анализ успеваемости). Отличительные черты стандартов второго поколения (Н.М. Виноградова). Реализация ФГОС второго поколения в практику школы: Организация внеурочной деятельности на базе МОУ ДОД ДДТ (Т.Е. Бучевая) Реализация образовательных программ по предметам (Н.В. Лихварева) Реализация внеурочной деятельности первоклассников через кружковую работу (М.И. Чикишева) Разное. Принятие решения. ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА