Опыт взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовании Директор Института экономики Костромского государственного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональная система образования: инновационный путь развития Груздев Михаил Вадимович, первый заместитель директора департамента образования Ярославской.
Advertisements

Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
1 Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Руководитель магистерской программы от ПФ ГУ-ВШЭ:
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Хакасский филиал Красноярского Государственного аграрного университета.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
НОЧУ ВПО МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Транксрипт:

Опыт взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовании Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна 16 марта 2010

Пространство накопления опыта взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовании Производственные практики Курсовое проектирование Дипломное проектирование

Специальности Института экономики Костромского государственного университета Менеджмент организации Маркетинг Финансы и кредит Математические методы в экономике Бухгалтерский учет, анализ и аудит Экономика труда Коммерция (торговое дело) Бизнес-информатика (бакалавриат)

Объективные причины наработки опыта взаимодействия с работодателями в формировании компетенций будущих специалистов Конкуренция экономических специальностей ВУЗов города и необходимость формирования собственного бренда Участие в работе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) обеспечивало методическое обеспечение и некоторую материальную поддержку

Этапы наработки опыта 1. осмысление представлений о компетентности и компетенциях менеджеров и маркетологов 2.Осмысление технологий оценки компетенций 3. Участие в реализации инновационной политики, проводимой администрацией области

1. 1. разделяемое нами толкование омпетентностного подхода Компетентностный подход – «инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия» [2] [2] [2]Болонский процесс: середина пути/ Под науч ред. д.пед.н., профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центра подготовки специалистов, Российский Новый Университет, – 379с.

Компетентностный подход «В отличии от характерной для действующих ГОС квалификационной модели компетентная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда»[1].[1] [1] Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография/Колл. авт. под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, – 328с. [1]

1. 2. осмысление представлений о компетентности и компетенциях менеджеров и маркетологов Главное в работе команды: Навык общения Умение понимать и использовать идеи коллег Деловое отношение к критике Приверженность к коллективным ценностям

1.2.Команда студентов, направленная в торговый дом «Центр высокого качества» 9 чел. ФИОСпециальностьКурс Шавайда Светлана ВладимировнаМатематические методы в экономике 4 Золотавина Екатерина АлексеевнаМатематические методы в экономике 3 Горошко Михаил НиколаевичМенеджмент организации2 Ростов Максим Николаевич маркетинг 5 Борисова Елена АлександровнаМенеджмент организации3 Иванова Наталья ПавловнаБухгалтерский учет, анализ и аудит 4

Отзывы руководителей практик на предприятиях о работе студентов Ответственные, энергичные, уверенные в себе, достигающие результатов работники Четко выполняли поставленные задачи, но редко выступали с инициативой Хорошее знание программного обеспечения Качественная обработка полученных результатов Помощь в организации и проведении Дня бухгалтера г. Помощь в организации открытого семинара для бухгалтеров области по обучению 1С-Бухгалтерия 8.0 Проявление организаторских и коммуникативных способностей (Золотавина Екатерина, Щербакова Дарья, Чистякова Ольга, Скрябин Николай Шкуров Иван мат. методы 4к., Целинская Анна менеджмент организации 4к.) Хорошая работа в команде специалистов предприятия (Борисова Елена менеджмент организации 4к.) Привлечение собственных средств для решения задач (Горошко Михаил менеджмент организации 4к.) Взаимовыгодное сотрудничество

2. Осмысление технологий оценки компетенций Название компетенцииИндикаторыУровни освоения компетенций Способность и готовность к профессиональной деятельности Выступать инициатором совершенствования деятельности Компетенция не развита. Студент не владеет необходимыми навыками и не старается их применять. Выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы Компетенция недостаточно развита. Студент частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него не всегда получается. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. Базовый уровень, необходимый и достаточный для студента. Он дает представление о том, какое именно поведение и какие именно способности предполагаются данной компетенцией. Выступает инициатором деятельности и активно влияет на ситуацию. Сильный уровень развития компетенции. Студент владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности. Умеет превентивно, т.е. заранее, заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. Лидерский уровень развития компетенции. Данный уровень необходим только для магистра, который по своим должностным обязанностям может принимать стратегические решения.

2. 1. Базовые учебные предприятия Торговый дом «Центр высокого качества» ООО «Гелиос-С» Костромской филиал ОАО «Банк Рост» Костромское отделение 86/40 ОАО «Сбербанк» Бакшеевская сельская администрация Костромского района ООО «Верба»

2.2.Количество студентов, направленных в базовые предприятия по специальностям

2.3.Надбавки преподавателям за командную организацию практики студентов на базовых предприятиях число опубликованных научных статей в соавторстве с работниками предприятия Число дипломных проектов, принятых предприятием к использованию Число студентов, закрепленных за базовым предприятием Число специальностей студентов, участвующих в команде практикантов на базовом предприятии число студентов, выступивших с докладами на региональных конференциях и олимпиадах Число учебно-методических материалов, разработанных с использованием конкретных ситуаций базового предприятия.

2.4.Надбавки заведующим кафедрами Число базовых предприятий, курируемых преподавателями кафедры Число студентов, закрепленных за этими предприятиями Число специальностей студентов, участвующих в командах практикантов Число опубликованных статей совместно со специалистами предприятий Число ведущих специалистов предприятий активно участвующих в учебном процессе Число дипломных проектов, выполненных под руководством специалистов предприятий

Наши выгоды от базовых предприятий 1. постоянный состав специалистов- практиков, поддерживающих отношения с ВУЗом 2.практический опыт оценивания компетенций студентов, которые они проявляют в процессе защиты отчетов по практике

3. Участие в реализации инновационной политики, проводимой администрацией области Необходимость изменения парадигмы высшего образования понята и поддержана администрацией области. Принято считать, компетенции будущих специалистов формируются и реализуются в процессе их участия в решении актуальных хозяйственных и социальных проблем области

Губернатор Постановление Губернатора Костромской области 65-а от 17 марта 2008 года «О порядке определения тем дипломных работ студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Департамент образования и науки Костромской области Департамент образования и науки Костромской области в соответствии с постановлением администрации направил ректорам ВУЗов письмо с тематикой дипломных работ студентов учреждений высшего профессионального образования Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна Губернатор Департамент образования и науки Костромской области Ректор Деканы факультетов (директора институтов), зав. производственной практикой студентов Зав. кафедрами Института экономики Преподаватели

Деканы факультетов, директора институтов (фрагмент) - Распределение тем дипломных проектов по направлениям подготовки кафедр Кафедра экономики труда и институциональной теории: Социокультурная реабилитация инвалидов Трудовая реабилитация инвалидов и их интеграция в обществе Реализация социальной политики в сфере потребительского рынка Кафедра мат.методов в экономике Оценка эффективности размещения государственных заказов Организация внедрения нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях Костромской области Кафедра управления социально-экономическими системами Совершенствование организации финансового контроля в органах исполнительной власти субъекта РФ Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Кафедра маркетинга Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции Костромской области Исследование конкурентоспособности алкогольной продукции костромских производителей на алкогольном рынке области Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Бюджетирование в управлении финансовыми ресурсами Цикл потока денежных средств предприятия: проблемы формирования и управления Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Деканы факультетов (директора институтов) - Устранение конфликтов и противоречий между кафедрами и преподавателями; - Мотивация в основном моральная; - Подведение итогов выполнения заданий губернатора по семестрам; - Организация межкафедральной защиты отчетов по практике студентов. Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Заведующие кафедрами - Закрепление тематики выпускных квалификационных работ за ведущими преподавателями кафедры - -контроль хода выполнения курсовых и квалификационных работ студентами Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Зав.профессиональной практикой Института экономики - Подбор мест практики: - Базовые предприятия и организации города и области, в том числе муниципальные предприятия - Органы государственного управления - «Целевые» места практики (для студентов, направленных на обучение) - Самоопределение студентом места практики Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

- Нормативное обеспечение производственной практики - Программы практики по специальностям - Приказы об организации практики Контроль: - Отчетная конференция по итогам практики Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Выполнены темы выпускных квалификационных работ 2009 год кафедра управления социально-управленческими системами (фрагмент): 1. Разработка направлений по оптимизации расходов транспортных предприятий в целях снижения расходов областного бюджета 2. Совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта Костромской области 3. Трудовая реабилитация инвалидов и их интеграция в обществе Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Выполнены темы выпускных квалификационных работ кафедра маркетинга 1. Социальное партнерство в профессиональном образовании как инструмент приведения в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда 2. Исследование конкурентоспособности алкогольной продукции костромских производителей на алкогольном рынке Костромской области Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Встреча губернатора с научной общественностью области 17 февраля 2010 Одобрена работа ВУЗов по участию выпускников и преподавателей в решении актуальных для области проблем Дано задание: в 2010 году предложить механизм внедрения результатов исследовательских проектов студентов в практику работы предприятий и организаций

Чему учит опыт….. Первое. Изменяется отношение студентов к выпускной квалификационное работе. Они понимают свою ответственность за результаты работы. Студент ощущает себя участником коллектива, работающим над одной проблемой. В такой коллектив входят как минимум три человека : представитель заказчика, к чьим служебным обязанностям относится эта проблема (от него зависит постановка проблемы и информация исходная); преподаватель - консультант по теории проблемы и выбору метода ее решения и сам студент как исполнитель. Результат работы зависит от компетентности каждого из троих. Директор Института экономики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Д.т.н., профессор Брагина Зинаида Васильевна

Второе. Формируется культура индивидуальной подготовки специалиста в условиях массового производства образовательных услуг. Культура формируется у всех субъектах рынка труда. Работодатель (потребитель) знает, что надо и видит, какими усилиями этого можно достичь. Преподаватель-производитель услуг, наполняя себя эмпирическим материалом и переплавляя его в методический, переосмысливает образовательные технологии. Потребитель- студент, погружаясь в реальную деловую среду, понимает реальную сложность проблемы, что помогает ему формировать адекватное поведение на рынке труда.

Третье. ВУЗ врастает в социально-экономическую среду, становится неотъемлемой, а хотелось бы верить станет незаменимым ресурсом в инновационном развитии общества.