Проблемы освоения модульной организации учебного процесса (на примере института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Advertisements

Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
1 Из опыта работы физического отделения института физико-математического, информационно- экономического образования Величко Анна Николаевна, к.п.н., доцент.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 5 Сроки реализации: 2008 – 2011 годы.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Опыт реализации асинхронного обучения на экономическом факультете ЮФУ Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор НОЦ «Академическая мобильность» профессор.
Качество подготовки выпускников вуза- основа успешной сертификации специалистов в промышленности Соловьёв В.П.
Транксрипт:

Проблемы освоения модульной организации учебного процесса (на примере института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова) Директор института Брагина З.В. Апрель 2011

Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова С осени начнет подготовку бакалавров по 69 профилям, объединенным в более чем в 20 направлений. Институт Экономики КГУ: 8 профилей, объединенных в три направления, Есть магистратура по двум программам. Конкуренты есть только у института экономики Качество (мы понимаем как компетентность) выпускника нужна не на словах, не в отчетах, а на деле Нужна иная технология и организация учебного процесса: дешевле, мобильнее, и активнее включать обучающегося в процесс

Нужен опыт перевода образовательного процесса от ПКМ а ККМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (ПКМ) Знания, Умения, Навыки. ЗУН Компетенции / Компетентность КОМПЕТЕНТНОСТНО- КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (ККМ)

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА Квалификация Профессиональные свойства 1. Знания 2. Навыки 3. Умения Свойства личности 1.Способность 2.Активность 3.Ответственность 4.Готовность познания 5.Личностные навыки 6.Социальные навыки

Условие эксперимента - добровольное согласие преподавателей, студентов и дирекции института Источник мотивации – моральное удовлетворение участников от успешной реализации своей инициативы Время проведения: второй семестр третьего курса Требования 1. продвинутая в информационных технологиях специальность 2.Наличие материально- технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий и нформатизацию всех процессов. 3. комплексного учебно- методического обеспечения по каждой из реализуемых ООП Кто соответствует? 1. Бакалавриат по профилю бизнес-информатика 2. обеспечены 3. наиболее полно разработаны УМК дисциплин учебного плана, предусмотрено активное использование электронных технологий. Методическое обеспечение большинства дисциплин подготовлено к разработке электронных версий контента.

Кадровый состав выпускающей кафедры «бизнес - информатики» Списочный состав 9 чел. Кандидатов наук 70 % Средний возраст ППС кафедры 34 года Списочный состав преподавателей других кафедр университета 26 чел. В т.ч.докторов наук 15% Кандидатов 70% Средний возраст 42 года.

Подготовительная работа Обсуждение особенностей модельного обучения на заседаниях кафедр, совете института, методических комиссиях Подбор кадрового состава преподавателей, работающих с этой группой студентов Совершенствование УМК дисциплин, участвующих в эксперименте особенно в части методического обеспечения практических и лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов Подготовка разных версий расписаний занятий преподавателей, для создания возможности им работать и в традиционном режиме и в модульном. Структурно учебный год был подразделен на 4 учебных модуля по 2 в каждом семестре продолжительностью 10 недель каждый; семестры разделены каникулами, каждый модуль заканчивается сессией

График учебного процесса на 2 полугодие 2008/2009 учебного года направления Бизнес информатика 3 курс 23 учебные недели (вкл. 18 аудиторных недель) Итого Во втором полугодие 07.05– недели Практика 01.05– недельМайские каникулы 03.04– недель (1+1)4-й модуль – недель (1+1)3-й модуль 31.12– неделиЗимние каникулы 23.10– недель (1+1)2-й модуль 01.09– недель (1+1)1-й модуль Календарный периодКоличество недель в модуле Модули

Проблемы решаемые и не… - На модульную организацию учебного процесса должен переходить ВУЗ в целом. Сочетать два режима трудно - Преподавателю нужен дублер или полноценный электронный контент. Отсутствие его недопустимо, т.к. даже один день нельзя перенеси, срывает весь график -В начале цикла преподаватель должен иметь возможность выложить необходимый методический материал для самостоятельной работы студентов по всему курсу, чтобы студент мог понять, чем он должен овладеть, к выполнению какой деятельности он должен себя подготовить. -Школьная подготовка абитуриентов разная. Вступительные процедуры сглаживают. Но различия в уровне подготовки остаются. В традиционной технологии их можно сгладить. В модульной - нет времени. - Предусмотренную неделю в календарном модуле на самостоятельную работу надо включать и в учебную нагрузку дня преподавателя

Эффекты модульной организации учебного процесса Признано, что выросла посещаемость занятий студентами. Пропуск даже трех дней занятий равносилен отчислению Устранение дублирования, практика привела к необходимости организовать «перекрестные лабораторные», т. е объединить например, «исследование предмета» и «освоение метода»., т.е. формировать компетентность Публичность методических разработок, обеспеченная электронной версией контента (качество каждого занятия, проводимое в авторской редакции не про контрлируешь) Обеспечена загруженность компьютерных аудиторий

Усиление мотивации к обучению за счет формирования устойчивой обратной связи Предоставление студенту четко и однозначно сформулированных критериев оценки достижения им учебных успехов (уровня знания, умения, понимания и формирования компетентностей) способствует формированию у студента четкой мотивации участия в учебном процессе за счет создания положительной обратной связи на основе ясного, четкого формулирования конечной цели усвоения и заданного объема учебной информации. Студент должен сам давать оценку выполненной работы, т.е. должна быть разработана форма «самооценки» выполненной работы.

Какие ключевые факторы успеха ВУЗа обеспечивает модульная организация учебного процесса 1. Создание контента по учебной дисциплине. 2. Самоорганизация «команды преподавателей» обслуживающих один профиль 3. Вернуть представление о редукции труда ППС ВУЗа: при наличии контента (электронного) в аудиторию должны вернуться лаборанты, ассистенты и основную долю лекционных занятий- ст. преподаватели и доценты. А содержание и форму представления контента определить профессор. 4. Обеспечение участия в учебном процессе работодателей, специалистов - практиков

Обобщение результатов, достигнутых нашими студентами позволяет нам отметить достижение некоторых целей, актуализированных экономикой высшей школы

Задана интенсивность процесса обучения на 5-6 недель. Модульная организация учебного процесса предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. При этом оценка знаний и умений студентов проводится регулярно с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и итогового контроля по календарным модулям и дисциплине в целом.

Первый синергетический эффект Студенту в условиях модульной организации аудиторной самостоятельной работы, обеспеченной электронным сопровождением учебного материала, всегда доступна проблемная (профессиональная) среда, и в этом смысле, его реакция на проблему публична. Происходит сближение моделей реальности, целей, точек зрения, видения проблемы. Такая технология обучения «превращает» студентов в команду единомышленников В этих условиях решается проблема обеспечения разнообразия взаимодействий между студентами и студентами и преподавателем в соответствии с конкретной (фактически существующей) конфигурацией профессиональной проблемы. Это имеет самое прямое отношение к самоорганизации, обеспечивая гибкость отношений, ее способность меняться (перегруппировываться) в соответствии с возникшей проблемой..

Второй синергетический эффект модульной организации учебного процесса Систематическое взаимодействие в электронной среде, дополняемое непосредственным общением студентов и преподавателя, ведет к формированию социальных эффектов (социально-культурны компетенций) Сложная сеть человеческих отношений, в которую органично вплетена изучаемая проблема, не известная полностью никому из участников, является «реальной движущей силой», основой профессионализма. В этих отношениях зарождаются такие «тонкие» материи, как доверие, солидарность, надежность, преданность. Это сближает ожидания и является основанием (даже гарантом) эффективности «мягких» правил, методов, инструментов профессионального взаимодействия.

третий синергетический эффект: коммуникационные возможности повышают информированность студентов и когерентность их профессиональных взаимодействий. Классическая технология обучения и соответствующий ей статус преподавателя предполагает наличие абсолютного знания только у него. Обучающиеся подчинены его воле. При таком подходе при аудиторной самостоятельной работе царит контекст доступности осознания сверхцелей решения проблемы или методов решения ее решения только преподавателю В условиях электронного сопровождения занятий доступность к исчерпывающей информации, к необходимому контенту знаний обеспечена. Нет места ощущению, что знание сконцентрировано в одной голове преподавателя. Оно рассеяно между всеми участниками группы, фрагменты этого знания у разных людей часто не согласуются, а порой и противоречат друг другу. В силу такого распределения знания и информации решения могут зарождаться у каждого участника, а не только у преподавателя. Равномерность распределения информации активизируют спасительную самоорганизацию интеллектуальных усилий.

Ориентация технологий обучения и педагогических методов на: - самостоятельную; - исследовательскую работу; - информационное, проблемно-ориентированное обучение; - формирование комфортных условий «бытия» образовательного процесса требует организационной перестройки учебного процесса вуза. Подходы к формированию компетенций студентов

Синергетические эффекты модульной организации учебного процесса 1. интенсивные занятия по учебной дисциплине принуждают или, в лучшем случае, побуждают студента быть всегда «в теме». Формируется команда единомышленников путем сближения моделей реальности, целей, точек зрения, видения профессиональной проблемы 2. известно, что систематическое взаимодействие, дополняемое непосредственным общением преподавателя со студентами ведет к формированию социальных эффектов (компетенций) 3. распространение знания среди студентов группы включает «коллективный мозг» и запускает самоорганизацию интеллектуальных усилий, способствующих становлению компетентности будущего специалиста

Спасибо за внимание!