ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ Сборник содержит рекомендации по организации урока математики с применением здоровьесберегающих технологий,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Advertisements

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ)
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Педагогические здоровьесберегающие технологии МОУ «Болтовская СОШ» Орехова Евгения Николаевна.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Приемы здоровьезбережения на уроках математики Учитель математики МК С(К)ОУ С(К)ОШ VII вида 7, Федорова Н.С. МК С(К)ОУ С(К)ОШ VII вида 7, Федорова Н.С.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса» Учитель английского языка Мансурова П.Г.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СБО. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Транксрипт:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ Сборник содержит рекомендации по организации урока математики с применением здоровьесберегающих технологий, гигиенические критерии оценки урока с применением здоровьесбережения.

Организация урока с позиции здоровьесбережения В современном общества, с всё возрастающим потоком информации, школа стала вредить здоровью детей. В связи с этим меняется парадигма образования: современный урок должен не давать знания детям, а учить их добывать знания.

Поэтому к существующей триединой цели современного урока: -обучение -воспитание -развитие в настоящее время добавляется четвертая, не менее важная – здоровьесбережение.

Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объёма учебного материала и методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняя их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности, т.е. это физиологически обоснованный современный урок.

Правильно построенный с позиции здоровьезбережения урок сохраняет здоровье не только ученикам, но и учитель. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находится ребёнок в возрасте от трёх до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

В то же время, школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих

В период обучения в школе организм ребёнка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

В то же время по данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России : только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми; 50% - имеют функциональные отклонения; 35-40% - хронические заболевания; Ко времени окончания школы у каждого четвёртого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы,; у каждого третьего – близорукость, нарушение осанки; отклонения со стороны нервной системы в 10-ом классе регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей; 50% учащихся нуждаются в помощи психолога.

Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чём свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно-психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами. С 1-го по 11-й классы число здоровых детей значительно уменьшается. Именно наша школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребёнка.

Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить: Интенсификацию учебного процесса; Стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества); Несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса и др.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здорового образа жизни.

Гигиенические критерии организации урока 1. Плотность урока. Должна быть от 60% до 80%. 2. Введение в урок – орг. момент – 1 – 3 минуты Чередование видов учебной деятельности. 3. Наличие, место, содержание и длительность оздоровительных моментов. На уроке должно быть 2 физ. паузы по 1 минуте. Физ. паузы должны быть обоснованными: -если писали – для глаз, пальцев -если слушали – для снятия напряжения, смены позы.

4. Психологический климат. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. 5. Наличие эмоциональных разрядок. Шутки, улыбки, стих, музыка и др. на проверенных уроках полностью отсутствуют. Должны быть 2 – 3 раза за урок. 6. Наличие ограничений в свободе естественных проявлений учащихся.

7. Виды преподавания. Виды учебной деятельности должны чередоваться 4 – 7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут каждая 8. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы, творческого самовыражения учащихся. 9. Поза учащихся и её чередование. За этим следят практически только учителя начальных классов.

10.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Вопросы здорового образа жизни на уроках не затрагиваются, хотя можно обращать внимание детей на здоровье хотя бы во время физ. паузы. 11. Наличие мотивации деятельности учащихся (как внутренней, так и внешней). Редко используется игра, обсуждение, полемика. На уроках дети не могут самовыразиться, возникает психологический дискомфорт. 12.Гигиенические условия в кабинете во время урока ( температура, свежесть воздуха, освещённость и др.). В 67% гигиенические условия урока не соответствовуют норме: плохая освещённость, шум ламп, духота и др.

13. Темп окончания урока. На заключительную часть урока учителя оставляют очень мало времени, дети не успевают понять домашнее задание, задать вопросы. Иногда урок затягивается и на перемене, что недопустимо. 14. Место и длительность применения ТСО. ТСО на уроках применяется очень редко и почти всегда с нарушением норм. Особенно не правильно ведутся киноуроки, когда дети все 45 минут смотрят кино или телевизор.

В результате не соблюдения гигиенических критериев здоровье детей с момента поступления в школу до её окончания ухудшается в 2,5 раза. От неудовлетворительных гигиенических условий страдают не только ученики, но и сами учителя. Очень часто используется авторитарный стиль ведения урока. Многократное повторение таких слов. как «так», «итак» и других нарушает вербальное пространство урока, дети очень быстро устают.

Динамика работоспособности на уроке (для среднего и старшего звена) Минуты урока На первых уроках фаза утомляемости наступает чуть позже, на последних – раньше.

Динамика работоспособности в течение дня Первый пик физиологической активности с 10 до 12 часов дня (к 12 начинается спад). Для учащихся второй смены в это время лучше выполнять домашние задания. Максимально продуктивные уроки 2 – 3. В это время лучше ставить наиболее трудные уроки. Совсем не продуктивные уроки – 5 – 6 (при необходимости уроки должны быть наиболее «лёгкими». Второй пик – 16 – 18 часов.

Подготовка к уроку Идя на урок (особенно если тяжело или просто не хочется к этим детям): Взвесьте все плюсы и минусы класса – сконцентрируйтесь на плюсах Очень хорошо помогает упражнение «Радуга»: Закройте глаза. Представьте чистое, чистое небо, на нём яркую радугу и вы на ней верхом. Скатитесь с неё как с горки. Снова заберитесь на неё. Скатитесь. Проделайте это 5 – 7 раз. А теперь представьте, что всё это время внизу стояли ваши ученики и смотрели, как вы катаетесь на радуге. Правильно подбирайте цвет одежды: Чёрная впитывает все эмоции. Если вы хотите ощущать настроение класса – выберите чёрный цвет одежды. Белый отталкивает всё постороннее, сохраняя своё. Если вы хотите не зависеть от состояния класса – выберите белый цвет. Красный - привлекает внимание, но раздражает, его лучше выбрать для изложения новой темы, но нужно помнить, что он может держать внимание детей не более 10 минут. Оранжевый - привлекает внимание, но быстро утомляет Старайтесь войти в класс первыми, чтобы занять эмоциональное и психологическое пространство вперёд учеников. Дайте выйти предыдущему классу, пусть они унесут с собой все эмоции и свой психологический климат.

Организация урока Три основные части урока: 1.Подготовительная (1 – 3 минуты) -постановка цели, задачи, упражнения для активизации класса. -хорошо бы сказать несколько приятных слов классу: например, как вы соскучились по ним, или как вы их любите. Это создаёт благоприятный эмоциональный настрой на вас, а значит и на работу с вами. -если к вам пришёл перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), можно провести упражнения «надувание воздушного шарика» или «сдувать пушинку с ладони», при этом соревнуясь кто её удержит дольше (упражнения на «выдох») -если класс пришёл вялый, «спящий», сделать упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится) - упражнения на «вдох». 2.Основная (35 – 40 минут) -проверка д/з, повторение, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение и систематизация новых знаний, контроль знаний и умений -исходя из динамики работоспособности на уроке выбрать правильно время для физ. паузы и можно провести следующие упражнения: – «пиджак на вешалке» (можно сидя), – «стрельба глазами» (особенно нравится детям, если предложить девочкам «стрелять» в мальчиков и наоборот), – сильно сжаться и расслабиться сидя на стуле и др. -оптимально выбрать средний темп урока, чтобы успевали все -во время самостоятельной работы не садитесь за последнюю парту – этим вы создаёте в классе нервную обстановку -если помогаете ребёнку работать в тетради – подходите к нему сбоку. 3.Заключительная « минуты) -подведение итогов, объяснение домашнего задания, ответ на вопросы

Очень хороши для здоровьесбережения нестандартные уроки (путешествия, игры, КВН и др. дети много и активно двигаются).

Факторы, приводящие к утомляемости на уроке 1.Оптимальный урок должен длится 45 минут. Увеличение урока, как и его уменьшение (дети не успевают переключится с предмета на предмет) приводит к быстрой утомляемости. 2.Сильно утомляет письмо шариковой ручкой с твёрдым стержнем. 3.Очень вредно для глаз письмо чёрной пастой (сильный контраст с белой бумагой, глаза быстро утомляются). Паста должна быть синяя или фиолетовая. 4Преобладание книжных форм обучения. 5.Состояние стресса. Нельзя держать детей в длительном напряжении, у них возникает состояние сильного стресса. 6.Очень утомляет нежелание учится (может из-за того, что тяжело воспринимается), невозможность самовыразиться. 7.Индивидуальные особенности детей (многие дети в соответствии со своими психологическими особенностями не могут усваивать знания так быстро, как этого требует программа. Некоторые все-таки усваивают, но ценой собственного здоровья). 8.Очень сильно влияют на работоспособность детей индивидуальные особенности учителя. Не дети должны пристраиваться к учителю, а учитель к детям. 9.Ограничение двигательной активности (гиподинамия). 10.Нарушение гигиенических норм (особенно освещённость). 11.Объём, насыщенность, структура урока, использование ТСО должны быть по норме.

Санитарно-гигиенические нормы ТемператураВлажность Зимой Оптимальная Допустимая 17 – 22 0 ОптимальнаяДопустимая Осенью 16 – – – 50%25 –60% Весной18 –

Освещённость: мыть окна -изнутри – 1-2 раза в месяц -снаружи – 3 раза в год. Цветы на подоконниках недопустимы. Если есть шторы – то работать только при искусственном освещении.

Цветовая экология: -отсутствие ярких и тёмных тонов -доска только коричнево или зелёного цвета (допускается синяя) -стены светлые, тёплые, нежные тона (лучше оттенки нежно зелёного или голубого)

Признаки утомления учащихся Проводить физкультминутки не обязательно в определённое время – вы должны чувствовать утомляемость класса. I группа – на поведенческом уровне: -снижается качество учебной деятельности -увеличивается количество ошибок -нарушается координация движений (изменяется почерк) -наблюдается двигательное беспокойство. II группа – на физиологическом уровне: -нарушается функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы -возникает потливость (особенно рук) -усиливается вырабатываемость желудочного сока (хочется есть, ребёнок просится в туалет, попить и пр.) -в клетках мозгового вещества центральной нервной системы развивается процесс охранительного торможения -в организме накапливается молочная кислота III группа – на психологическом уровне: -нарушается концентрация внимания -появляется рассеянность -снижается качество мыслительных функций «Прежде, чем сделать ребёнка умным и сообразительным – сделайте его здоровым» Руссо.