Семинар-тренинг «Основы внедрения гендерного подхода в работе с мигрантами и переселенцами на местном уровне современного мегаполиса» 8 февраля 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Advertisements

Этнонациональная политика : либеральный проект? Эмиль Паин Новосибирск. 29 сентября 2013.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Культурная идентичность Шесть ступеней развития межкультурной чувствительности М. Беннета Нгуен Нгок Лан
Барьеры и мосты межкультурного взаимодействия: проблема идентичности Н.Л. Иванова профессор НИУ - ВШЭ Barnett Newman, 1967.
Существуют ли внутренние закономерности развития политических структур? Возможно ли успешное прогнозирование тенденций развития тех или иных политических.
Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
ЭТНИЧНОСТЬ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Стирая грани этничности, процесс глобализации выступает разрушающим фактором самобытной традиции и культуры народа.
О.Малинова Идеологическое измерение нового путинского срока: идеи и практики III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» Москва,
СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ.
Проверка темы «Этнос и межэтнические отношения». Многообразие национальных культур в современном мире служат проявлением: национальной изолированности.
Формирование межкультурной коммуникативной компетентности как стратегия успешной адаптации иностранных студентов Ж.В.Зарицкая.
1. Современный этап мирового развития 2. Глобализация – характеристика современного мира 3. Глобальные проблемы современности Противоречивость и целостность.
«ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
Гендерные конфликты в образовании ТЕМА 14.1 Гендерное воспитание = процесс социализации.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Алексей ГЛАЗЫРИН президент Российской ассоциации по связям с общественностью генеральный директор Группы компаний НЬЮТОН Современная идентичность как вектор.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Транксрипт:

Семинар-тренинг «Основы внедрения гендерного подхода в работе с мигрантами и переселенцами на местном уровне современного мегаполиса» 8 февраля 2011 г. Санкт-Петербург Мультиэтническая и мультикультурная природа современного мегаполиса: «вызовы» миграции и гендера Анисья Хохлова: Елена Тыканова: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии

Современный дискурс полиэтничности и мультикультурализма: предпосылки формирования Индустриализация Урбанизация Миграция Глобализация Этнический парадокс современности (Г.Старовойтова)

Этнический парадокс: самобытность против унификации. Ожидания Глобализация и модернизация приведут к стиранию культурных границ, формированию транснациональных норм, символических систем и образцов поведения. Позитивные экспертные оценки унификации: облегчение коммуникации, разрешение межкультурных конфликтов, распространение либерально-демократических ценностей. Негативные экспертные оценки унификации: идеологическая и культурная гегемония США, исчезновение культурной уникальности, самобытности, «Культурный Чернобыль».

Этнический парадокс: самобытность против унификации. Эмпирические данные «Взрыв этничности» и сецессионные движения (шотландцы, баски, французские канадцы, американские индейцы, Чечня); Падение берлинской стены; распад стран советского блока по этническим границам (СССР, Югославия, Чехословакия); Рост иммиграции из стран 3 мира в Западные демократии с последующим формированием культурных меньшинств. Локализация + этническая мобилизация + формирование мощных национальных движений, в рамках которых борьба за сохранение культурных традиций часто перерастает в политическую.

Специфика городского образа жизни: город vs. деревня ГородДеревня Gesellschaft (общество)Gemeinschaft (сообщество) Нестабильное членствоСтабильное членство Культурная гетерогенностьКультурная гомогенность Высокий уровень социальной мобильности Низкий уровень социальной мобильности Анонимность, невмешательствоВысокий уровень социальной интеграции Поверхностные, узкоспециальные и рациональные социальные контакты Эмоционально насыщенные контакты Скрытый социальный контрольЖесткий социальный контроль Отсутствие жестких негативных санкций Выраженные негативные санкции

Критика оппозиции «города – деревни» включение небольших поселений в глобальные потоки; распространение «городского образа жизни» в небольших городах и деревнях и его превращение в универсальный повседневный опыт; формирование «городских деревень» (urban villages); Распространение закрытых сообществ (gated communities) в городах и рост популярности пригородов; размывание границ между городом и деревней: например, слияние небольших городов и сельской периферии в странах Третьего мира и вхождение этих территорий в состав крупных городов

Стратегии адаптации мигрантов в принимающем обществе (J.B. Berry) АссимиляцияИнтеграцияСепарация/ сегрегация Маргинализация Поддержка взаимоотношений с другими группами ++–– Поддержка собственной идентичности и отличительных характеристик свой культуры –++–

Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: уровень повседневных взаимодействий (М. Беннет) Этноцентризм Отрицание (физическая или символическая изоляция) Защита (клевета, превосходство, обратное развитие) Умаление (минимизация различий) Этнорелятивизм Адаптация (эмпатия, плюрализм) Интеграция

Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: формирование стереотипов Формирование упрощенных, стабильных и эмоционально нагруженных преставлений об инокультурных группах Недооценка ситуативных факторов при оценке Чужого Редуцирование социального разнообразия к этническому Представление о том, что рождение в этнической группе автоматически означает вечное членство в ней

Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: политические решения Политика «плавильного котла» Политика «салатницы» Политика «слоеного пирога»

Реакция принимающего общества на инокультурную миграцию: политико- нормативные курсы Политический либерализм: Права и свободы человека выступают основой политической системы и экономического устройства. Принцип автономии: «единица счета» – отдельный индивид. Для обеспечения благополучия и справедливости достаточно 2 поколений прав. Государство «слепо» (нейтрально) по отношению к культурным различиям. Мультикультурализм: Индивидам должны быть гарантированы определенные (групповые) права и поддержки в силу их принадлежности к определенной культурной группе (культурному меньшинству). «Единица счета» – культурная группа. Для обеспечения благополучия и справедливости необходимо 3 поколение прав: адресные права меньшинств. Государство чувствительно к культурным различиям.

Политика в отношении инокультурных групп: последствия для женщин «У миграции мужское лицо»? Женщины как «слабая, молчащая публика» (движение The other voices в социальных науках) Критика либерализма: ведет к стиранию культурных различий, утере самобытности в сфере практик, регулирующих частную жизнь: брачных законов, правил и предпочтений, разводов, воспитания детей, распределения и контроля над семейной собственностью, прав наследования. Между тем, эти практики важны для поддержания идентичности культурной группы в целом и женщин-членов группы – в частности. Критика мультикультурализма: ведет к поддержанию скрытой дискриминации женщин внутри культурных меньшинств, поддерживая нормы и традиции, фиксирующие неравенство мужчин и женщин (примеры: полигамия, вынужденный брак, детский брак, клиторотомия, «убийства чести», отсутствие доступа к образованию и пр.)

Трансформации городской публичности: последствия для мигрантов Приватизация прежде общедоступного публичного пространства, Формирование закрытых сообществ vs. геттоизация «Культура страха»: параноидальная озабоченность прозрачностью и безопасностью + исключение нежелательных людей и групп Демонизация «Чужого»

Выводы Современный город отличает бесконечное культурное многообразие, превращающее его в мозаику людей и групп: этнических, религиозных, субкультурных и пр. Крупные города всегда выступали «пунктами притяжения» для инокультурных мигрантов; воспроизводились и развивались за счет миграции. Процессы глобализации активизируют миграционные потоки, в результате чего обостряются проблемы межкультурной коммуникации, межэтническая конкуренция и конфликты в городах. Ни один политический курс не является «панацеей» в решении данных проблем, т.к. всегда порождает не предусмотренные создателями «побочные эффекты» на этапе внедрения.

Спасибо!