В процессе познавательной готовности к выпускному экзамену можно выделить два основных содержательных ориентира. приобретение и систематизация знаний.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог Сереброва Н.Ю.. Интеллект – карты (их оригинальное название – mind- maps, иногда также переводят как ментальные карты)- это кустообразные.
Advertisements

ГБОУ СОШ 900 педагог - психолог Сереброва Н. Ю.. В процессе познавательной готовности к выпускному экзамену можно выделить два основных содержательных.
Общеучебные умения и навыки. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно.
Общеучебные умения и навыки Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова.
Общеучебные умения и навыки Учебно – организационные умения и навыки Учебно – коммуникативные умения и навыки Учебно – интеллектуальные умения и навыки.
Формирование и закрепление универсальных учебных навыков на уроках информатики.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Концепция «зоны ближайшего развития» в коррекционной работе по проблемам дефицита произвольности поведения и внутреннего плана действий: помощь ребенку.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Транксрипт:

В процессе познавательной готовности к выпускному экзамену можно выделить два основных содержательных ориентира. приобретение и систематизация знаний учащихся развитие у ученика образовательных компетенций (общеучебных навыков)

Обучение имеет два вида результатов: 2 - косвенные, побочные продукты зарождение и созревание психических функций ученика: произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различения. 1 - непосредственные цели обучения: знания, умения и навыки, прежде всего процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления языком, письмом, счетом, рисованием

Наиболее эффективной стратегией формирования познавательной готовности к экзамену представляет собой единство двух направлений педагогической деятельности, которые можно условно обозначить как знаниевое и компетентностное.

Компетентностное направление включает в себя четыре блока: Учебно- информационные умения и навыки Учебно- коммуникативные умения и навыки Учебно- логические умения и навыки Учебно- управленческие (учебно - организационные) умения и навыки

Учебно-управленческие (или учебно - организационные) общеучебные умения и навыки включают: определение индивидуальных и коллективных учебных задач; определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными формами самоконтроля; владение различными формами самоконтроля; оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников; оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; постановка цели самообразовательной деятельности; постановка цели самообразовательной деятельности; определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности. определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

ЧТО ПОМОЖЕТ

Организующая помощь, задача которой– стимулировать развитие у ученика навыков самоорганизации и самоконтроля. Организующая помощь означает, что педагог помогает ученику спланировать свою работу, но ни в коем случае не организует ее за ученика.

Основным методическим приемом в данном виде педагогического воздействия являются организующие вопросы. Это такие вопросы, которые не дают ученику готовых ответов, а побуждают его задуматься над планированием собственной деятельности самостоятельно.

Варианты использования организующей помощи в работе учителя. 1. Помощь учащимся в планировании выполнения задания. Для этого можно воспользоваться такими организующими вопросами: Как ты будешь решать эту задачу? Как ты будешь решать эту задачу? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание. Расскажи, как ты будешь выполнять это задание. Очень важно, проговаривать с учениками не конкретные этапы решения учебной задачи («Сначала пишем вот эту формулу»), а помогать им по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.

2. Помощь учащимся в организации собственной работы Здесь могут быть полезны такие организующие вопросы: Как ты думаешь, что тебе надо сделать? Как ты думаешь, что тебе надо сделать? С чего ты начнешь? С чего ты начнешь? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время? Как ты распределишь время?

3. Помощь в осуществлении самоконтроля. Это можно сделать следующими способами: - указание на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указывается количество ошибок, строка, в которой есть ошибка и т.д.) - указание на наличие ошибки без выделения непосредственно ошибочного ответа (указывается количество ошибок, строка, в которой есть ошибка и т.д.) - привлечение ученика к оценке собственной работы («Удалось ли тебе достичь поставленных целей?») - привлечение ученика к оценке собственной работы («Удалось ли тебе достичь поставленных целей?») - оценка учеником выполнения задания по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность) - оценка учеником выполнения задания по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность)

Помимо организующей помощи можно пользоваться следующими приемами: 1. Организация самоанализа учащихся. Данный прием предполагает обсуждение с учащимися таких вопросов, как: Что тебе сложнее всего дается в данном предмете/ в данной теме/ на экзамене? Что тебе сложнее всего дается в данном предмете/ в данной теме/ на экзамене? Что ты можешь сделать, чтобы решить эту проблему? Что ты можешь сделать, чтобы решить эту проблему? Какие затруднения возникли у тебя в процессе выполнения задания? Какие затруднения возникли у тебя в процессе выполнения задания?

2.Самостоятельная постановка учебной задачи. Для этого можно воспользоваться следующими заданиями: сформулируйте три вопроса учителю, на которые вы бы хотели получить ответы в процессе выполнения задания; сформулируйте три вопроса учителю, на которые вы бы хотели получить ответы в процессе выполнения задания; исходя из темы, выделите основные вопросы, которые нужно рассмотреть исходя из темы, выделите основные вопросы, которые нужно рассмотреть прочтите имеющуюся информацию, предположите, какое может быть задание. прочтите имеющуюся информацию, предположите, какое может быть задание.

Учебно-информационные умения и навыки работа с основными компонентами учебника; работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материалов по определенной теме; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление планов различных видов; составление планов различных видов; создание текстов различных типов; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; владение разными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов, конспектирование и др. составление тезисов, конспектирование и др.

ЧТО ПОМОЖЕТ

Большое влияние на процесс формирования этой группы умений оказывает организация проектной и исследовательской деятельности, поскольку одним из этапов ее осуществления является поиск, обработка и интерпретация информации.

В качестве дополнительных заданий можно предложить следующие: перечислить теории/темы/правила, необходимые для выполнения задания; перечислить теории/темы/правила, необходимые для выполнения задания; кратко изложить содержание темы (в трех предложениях, выделить пять ключевых слов и т.п); кратко изложить содержание темы (в трех предложениях, выделить пять ключевых слов и т.п); на основе данного текста составить сообщение с разной степенью детализации, разного объема (объем и степень детализации задает учитель); на основе данного текста составить сообщение с разной степенью детализации, разного объема (объем и степень детализации задает учитель); подобрать примеры к данной теме; подобрать примеры к данной теме; составить таблицы на основе данных, представленных в тексте; составить таблицы на основе данных, представленных в тексте; проинтерпретировать таблицы (схемы, рисунки…), представленные в тексте. проинтерпретировать таблицы (схемы, рисунки…), представленные в тексте.

Учебно-коммуникативные умения и навыки выслушивание мнения других; выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; организация совместной деятельности; владение культурой речи; владение культурой речи; ведение дискуссии. ведение дискуссии.

ЧТО ПОМОЖЕТ

Для развития данных навыков на уроке эффективно применять работу в мини-группах. Данная форма работы предполагает, что учитель делит учащихся на небольшие группы (по 4 – 5 человек). Затем каждая группа получает задание и выполняет его совместно.

Возможны различные способы организации такой работы: все группы получают одинаковое задание, тогда необходимо выбрать наилучший вариант решения (например, все группы составляют интеллект – карты к одному понятию, учитель выбирает наиболее полную и наиболее корректную) все группы получают одинаковое задание, тогда необходимо выбрать наилучший вариант решения (например, все группы составляют интеллект – карты к одному понятию, учитель выбирает наиболее полную и наиболее корректную) - группы получают разные задания (например, каждая группа получает задание составить интеллект – карту, но центральные понятия всем даются разные.) В этом случае итогами работы группы могут воспользоваться все остальные - группы получают разные задания (например, каждая группа получает задание составить интеллект – карту, но центральные понятия всем даются разные.) В этом случае итогами работы группы могут воспользоваться все остальные

Учебно-логические умения и навыки. определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта; определение соотношения компонентов объекта; проведение разных видов сравнения; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; классификация информации; владение компонентами доказательства; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения. формулирование проблемы и определение способов ее решения.

ЧТО ПОМОЖЕТ

Работу с каждым элементом теории нужно дополнять специально сформулированными вопросами. Например, учащимся предлагается выполнить следующую работу. выделить существенные и несущественные свойства данного понятия, сформулированные в определении. выделить существенные и несущественные свойства данного понятия, сформулированные в определении. выделить свойства понятия, на использовании которых основано доказательство данной теоремы (решение данной задачи). выделить свойства понятия, на использовании которых основано доказательство данной теоремы (решение данной задачи). выделить свойства понятия, на обоснование которых направлено доказательство данной теоремы (решение данной задачи). выделить свойства понятия, на обоснование которых направлено доказательство данной теоремы (решение данной задачи).

Умения оперировать понятиями и суждениями, выполнять доказательство формируются в процессе решения задач. Для того чтобы учащиеся осознавали, какие факты они используют при решении задач, целесообразно предлагать им задания следующего типа. Для задач, решение которых представлено в тексте урока. Для задач, решение которых представлено в тексте урока. Сформулируйте теоретические факты, на основании которых выполняется каждый шаг решения. Для задач, предназначенных для самостоятельного решения. Для задач, предназначенных для самостоятельного решения. Объясните каждый шаг Вашего решения.

В качестве эффективного метода формирования учебно- информационных и учебно-логических навыков может выступать составление интеллект – карт

ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТЫ

Составление интеллект – карт (их оригинальное название – mind-maps, иногда также переводят как ментальные карты)- это эффективный метод формирования учебно- информационных и учебно-логических навыков. Это кустообразные картинки, изобретенные английским психологом Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей.

Техника интеллект-карт обладает многочисленными достоинствами: способствует проявлению и гармоничному сочетанию различных способностей. способствует проявлению и гармоничному сочетанию различных способностей. раскрепощает творческие способности учеников, улучшает работу памяти, развивает читательскую зоркость, стимулирует выработку собственных идей, развивает интерес и мотивацию к обучению. раскрепощает творческие способности учеников, улучшает работу памяти, развивает читательскую зоркость, стимулирует выработку собственных идей, развивает интерес и мотивацию к обучению. позволяет напрямую включать в процесс обучения субъектный опыт ученика. позволяет напрямую включать в процесс обучения субъектный опыт ученика.

Алгоритм составления интеллект-карт : Берется лист бумаги и в центре картинкой или одним- двумя словами обозначается основное понятие, концепция или анализируемая проблема. Берется лист бумаги и в центре картинкой или одним- двумя словами обозначается основное понятие, концепция или анализируемая проблема. Данное понятие обводится в кружок – из него все будет произрастать. Данное понятие обводится в кружок – из него все будет произрастать. От центрального круга отходят ветки – основные связанные понятия, свойства, и т.п. Подписываем их одним-двумя словами каждую. От центрального круга отходят ветки – основные связанные понятия, свойства, и т.п. Подписываем их одним-двумя словами каждую. Далее каждая ветка делится на несколько более тонких веточек – развитие этих понятий, детализация свойств, направлений работы. Далее каждая ветка делится на несколько более тонких веточек – развитие этих понятий, детализация свойств, направлений работы. Рекомендуется делать не более трех-четырех уровней, если первым считать центральное понятие. Рекомендуется делать не более трех-четырех уровней, если первым считать центральное понятие.

ДревнийЕгипет Раннее Царство(31-28 ) Среднее Царство(21-18) Старое Царство(28-22 ) Новое Царство(17-11) Поздний Египет(11-4) НижнийЕгипет Десятки номовых царст Менес (агрессия) Мемфис ВерхнийЕгипет Гос. Форма экспл. Храмовое жречество пирамиды Обожествл. царя Д еспотическая монархия Поднев. Професс. государ Сенусерте нубия и палестина Сист.ир ригац. обор.ук репл. Язык литература изоб.искус Рабы--египтяне Верх. нубийцы 525 Персия Нижн. ливийцы 671 Ассирия 332 Македонский Тутмас1,3 расшир. Могущест Карнак,Лу ксор Амон- Ра Рамсес 2. утрата Хетское госуд Амен хотеп Атон амар нское

Методика создания урока, ориентированного на подготовку к выпускному экзамену Методика создания урока, ориентированного на подготовку к выпускному экзамену

1. Выделение учебных компетенций, обеспечивающих успешность при сдаче экзамена по предмету. Данные компетенции можно выделить различными способами: изучение образовательных стандартов по предмету. При этом необходимо рассматривать именно стандарты, а не отдельные учебники, так как учебники не всегда корректно отражают стандарты.

педагогический анализ заданий экзамена. Например, если учащимся предстоит сдавать экзамен в форме ЕГЭ, учитель может просмотреть демонстрационные варианты и постараться ответить себе на вопрос: какими компетенциями (общеучебными навыками) должен обладать учащийся, чтобы успешно справиться с данными заданиями? При этом можно сконцентрироваться исключительно на познавательном компоненте готовности, а можно учитывать также личностную и процессуальную

Пример формулировки компетенций, сделанный учителем биологии. Распознать биологические понятия в тексте Распознать биологический объект на рисунке Распознать тип задания Определить положение биологического объекта, понятия в системе понятий (курс, раздел, тема и т.д.) Анализировать содержание вопроса, устанавливать причинно-следственные связи Использовать дополнительный фактический материал (например, экологического содержания) Владеть навыками самоконтроля и самопроверки Укладываться в предложенное время Сосредоточиться в незнакомой обстановке, в окружении незнакомых людей Владеть коммуникативными навыками (чтобы задать вопрос и т.д.) Мобилизоваться в стрессовой ситуации

2. Самоанализ педагогической деятельности В рамках данного самоанализа педагогу необходимо ответить на два вопроса: 1) Какие из данных компетенций я уже развиваю на уроке? 2) Какие из данных компетенций я развиваю недостаточно? Например, учитель может прийти к выводу, что он достаточно внимания уделяет коммуникативным умениям, но учебно- логические умения практически не развиваются.

3. Формулировка приоритетных задач Педагогу необходимо определиться, какие из перечисленных компетенций необходимо развивать в первую очередь. Это можно сделать различными способами: По итогам наблюдения за учащимися. На основании анализа проверочных работ или других форм контроля. По итогам самоанализа педагогической деятельности.

4. Подбор приемов развития выделенных компетенций 4. Подбор приемов развития выделенных компетенций Для этого можно воспользоваться вышеуказанными материалами или собственным опытом учителя. 5. Составление плана урока.

Спасибо за внимание