Элективный курс по алгебре Автор курса: учитель математики высшей категории МОУ СОШ1 г.Фурманова Смалева Елена Владимировна Адрес учебного заведения: 155523,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Advertisements

Математик а. Модуль числа равен самому числу, если данное число неотрицательное, и равен противоположному числу, если данное число отрицательное. - x,
Параметр плюс модульПараметр плюс модульПараллельный перенос вдоль оси ординат Для построения графика функции необходимо график функции перенести вдоль.
Построение графиков функций, уравнений и соответствий ЧУДАЕВА Е. В. учитель математики, г. Инсар, СОШ 1 Элективный курс, 10 класс.
Две взаимно перпендикулярные числовые оси с общим началом 0 образуют прямоугольную систему координат на плоскости. Горизонтальная ось называется осью.
Р ешение задач с параметром подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (С5) Занятие математического кружка Учитель: Яковлева Т.Л.
Построение графиков функций, аналитическое задание которых содержит знак модуля.
Наумова Ирина Михайловна1 Функция y = cos x Ее свойства и график.
Функционально- графические методы решения заданий типа С 5. Подготовила ученица 11 класса ФМ МОУ лицей Хисматуллина Екатерина.
Графический метод решения.Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые.
Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля. г. Мурманск МБОУ гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
Выполнила: ученица 7А класса ученица 7А класса Трушина Ангелина. Трушина Ангелина.Руководитель: учитель математики Калугина О. О.
Метод областей на координатной плоскости Решение задач с параметрами.
1 Автор:Мирошникова Елена Анатольевна, Автор: Мирошникова Елена Анатольевна, Учитель ЗСОШ 1 п.Зимовники Ростовской области Учитель ЗСОШ 1 п.Зимовники.
Факультативное занятие в 11 классе: Графический подход к решению задач с параметром и модулем подборка заданий для подготовки к ЕГЭ.
1 Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск Автор: Кольцова М.Н. Новосибирск 2006.
Учитель МОУ Межозерной средней школы Розенфарб Наталья Ивановна.
Сложные задачи части С задачи с параметром « Математике нельзя научиться, глядя как это делает сосед! » А. Нивен.
Числовой функцией называется соответствие (зависимость), при котором каждому значению одной переменной сопоставляется по некоторому правилу единственное.
Y x Быкадорова Анна 11 «а». Самый трудный материал, с которым приходится встречаться школьникам на экзаменах, - это задания с параметрами. Актуальность.
Транксрипт:

Элективный курс по алгебре Автор курса: учитель математики высшей категории МОУ СОШ1 г.Фурманова Смалева Елена Владимировна Адрес учебного заведения: , Ивановская область, город Фурманов, ул. Тимирязева, д. 42 Телефон (49341) ;

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций Графики функций вида y=|f(x)|, y=f(|x|) Графики функций вида y=|f(x)|, y=f(|x|) График функции y=|f(|x|)| График функции y=|f(|x|)| Графики «функций» |y|=f(x), при f(x) 0; |y|=|f(x)| Графики «функций» |y|=f(x), при f(x) 0; |y|=|f(x)| Графики функций вида y=|x-x 1 |+|x-x 2 |+…+|x-x n | и y=|||x-a|-b|-c| Графики функций вида y=|x-x 1 |+|x-x 2 |+…+|x-x n | и y=|||x-a|-b|-c| Графический метод решения некоторых задач с параметрами Графический метод решения некоторых задач с параметрами Построение графиков «функций», аналитические выражения которых содержат знак модуля, выраженных неявно Построение графиков «функций», аналитические выражения которых содержат знак модуля, выраженных неявно Построение множества точек плоскости, задаваемого соотношениями Построение множества точек плоскости, задаваемого соотношениями

На главную ДалееНазад

Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Математическое строгое понятие о симметрии сформировалось сравнительно недавно –в ХIХ веке. В наиболее простой трактовке современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали. Мы будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т.е. обеспечивающее ее самосовмещение. Виды симметрии на плоскости: - осеваяосевая - центральнаяцентральная -трансляционная: поворот; параллельный перенос, скользящая симметрия. На главную ДалееНазад

Осевая Симметрия Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (или тела) преобразуется в симметричную ей относительно некоторой оси s точку А', при этом отрезок АА ' s, называется осевой симметрией. Если точка А лежит на оси s, то она симметрична самой себе, т.е. А совпадает с А '. В частности, если при преобразовании симметрии относительно оси s фигура F переходит сама в себя, то она называется симметричной относительно оси s, а ось s называется её осью симметрии. На главную ДалееНазад

Центральная симметрия Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры (тела) в точку А ', симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием центральной симметрии или просто центральной симметрией. Точка О называется центром симметрии и является неподвижной. Других неподвижных точек это преобразование не имеет. Если при преобразовании центральной симметрии относительно центра О фигура F преобразуется в себя, то она называется симметричной относительно центра О. При этом центр О называется центром симметрии фигуры F. Примерами фигур, обладающих центром симметрии, являются параллелограмм, окружность и т.д. На главную ДалееНазад

Трансляционная симметрия Поворот Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (тела) поворачивается на один и тот же угол α вокруг заданного центра О, называется вращением или поворотом плоскости. Точка О называется центром вращения, а угол α – углом вращения. Точка О является неподвижной точкой этого преобразования. Центральная симметрия есть поворот на 180°. На главную ДалееНазад α

Параллельный перенос Преобразование, при котором каждая точка фигуры (тела) перемещается в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние, называется параллельным переносом. Чтобы задать преобразование параллельного переноса, достаточно задать вектор а. На главную ДалееНазад

На главную ДалееНазад Скользящая симметрия Скользящей симметрией называется такое преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос. Все перечисленные преобразования будем называть преобразованиями симметрии. При построении графиков функции симметрия встречается довольно часто.

На главную ДалееНазад Множество действительных чисел называется симметричным относительно точки х=0 числовой оси, если вместе с любой точкой х ему принадлежит точка (-х). ОПРЕДЕЛЕНИE: Функция y=f(x) с симметричной относительно начала координат областью определения D(f) называется: -четной, если для любого x Є D(f) выполняется равенство f(-x)=f(x); -нечетной, если для любого x Є D(f) выполняется равенство f(-x)=-f(x). Для того чтобы построить график четной функции, достаточно построить график функции при x0 и полученную часть графика отобразить симметрично относительно оси oy. Пример: Построить график функции y=|x|+1 D(y)=R ; y(-x)=|-x|+1=|x|+1=y(x) Функция y=|x|+1 – чётная. 1)Строим график функции y=|x|+1 при х 0,т.е. y=x+1. 2) Симметрично относительно оси oy отражаем часть графика при x 0. x y

1. Построение графика функции вида y=|f(x)| Чтобы построить график функции вида y=|f(x)|, надо сначала построить график функции y=f(x), а затем участки этого графика, лежащие выше оси абсцисс, оставить без изменения, а участки, лежащие ниже оси ox, зеркально отразить относительно этой оси. Так как f(|-x|)=f(|x|), то функция y=f(|x|) четная и для построения ее графика следует удалить точки графика функции f(x), находящиеся слева от оси oy, а все точки, лежащие на оси oy и справа от нее, отобразить симметрично относительно оси oy. На главную ДалееНазад Пример 1: Постройте график функции y=|2x-3|: 1)Строим график функции y=2x-3 2)Из графика функции y=2x-3 получаем график функции y=|2x-3|, отобразив симметрично относительно оси ox часть графика, лежащую под осью.

Пример 2: Постройте график функции y=|x²+4x-5|: 1)Строим график функции y=x²+4x-5;D(y)=R; графиком является парабола; y=(x+2)²-9; (-2;-9)- координаты вершины; x=-2 – ось симметрии. 2)Из графика функции y= x²+4x-5 получаем график функции y=|x²+4x-5|, отобразив симметрично оси ox ту часть графика, которая лежит ниже этой оси. На главную ДалееНазад Взять на заметку! - Каких чисел точно не будет в множестве значений функции y=|f(x)| ? - В каких координатных четвертях расположен график функции y=|f(x)| ?

На главную ДалееНазад Пример 1: Построить график функции y=-x²+4|x|-5 2. Построение графика функции вида y=f(|x|). Так как f(|-x|)=f(|x|), то функция y=f(|x|) четная и для построения ее графика следует удалить точки графика функции f(x), находящиеся слева от оси OY, а все точки лежащие на оси OY и справа от неё, отобразить симметрично относительно оси OY.

На главную ДалееНазад Пример 2: Построить график функции y=x(x²-4x+3)/x : Очевидно, что следует рассматривать два случая: x>0 и x 0 и y=- x² +4x-3, если x

Чтобы построить график функции вида y=|f(|x|)| нужно: 1)Построить график функции y=f(x) для x 0. 2)Отобразить построенную часть графика симметрично относительно оси ординат. 3)Участки полученного графика, лежащие ниже оси абсцисс, зеркально отразить относительно этой оси. На главную ДалееНазад Пример: Построить график функции y=|2-|x||. y=2-x при x0 y=2-|x| y=|2-|-x|| Отметим, что данный и ему подобные графики можно построить другими способами. Рассмотрим один из них.

На главную ДалееНазад Второй способ.

На главную ДалееНазад 1. Построение графиков «функций» вида |y|=f(x) при f(x)0. По определению абсолютной величины y=±f(x), где f(x)0. Строго говоря, y нельзя назвать функцией x, так как каждому значению аргумента x будут соответствовать два значения «функции»: +f(x) и –f(x), поэтому далее в аналогичных случаях будем брать слово «функция» в кавычки или называть зависимостью. Алгоритм построения: 1) Установить, для каких x выполняется условие f(x)0. 2) На найденных промежутках значений x построить график функции y=f(x). 3)Выполнить зеркальное отражение графика относительно оси ox. Пример 1 : | y|=-4/x

2.Построение графиков «функций» вида |y|=|f(x)|. Очевидно, что y=±|f(x)|, т.е. график «функции» будет симметричен относительно оси абсцисс. Соответствующая последовательность действий: 1) Построить график функции y=|f(x)|. 2) Осуществить его зеркальное отражение относительно оси ox. Пример 2: |y|=|x| На главную ДалееНазад

На главную ДалееНазад Чтобы построить график функции вида y=|||x-a|-b|-c| и y=|x-x 1 |+…+|x-x n |, можно найти точки «перелома» функции, а затем провести ряд тождественных преобразований на каждом из промежутков, ограниченных точками «перелома». Однако бывает целесообразнее использовать способ, связанный с геометрическим преобразованием графиков функции. Пример 1: Построить график функции y=|x-1|+|x-2|. Рассмотрим последовательность действий. 1) Найти абсциссы точек «перелома» графика функции. В данном случае используем для этого условия: x-1=0 x-2=0 x=1 x=2 2)Рассмотреть далее функцию на каждом из полученных промежутков: (-; 1); [1;2]; [2;+) Если х

На главную ДалееНазад Пример1: Сколько корней имеет уравнение |x+3|=a? Решение: 1)Построим в одной системе координат графики функций y=|x+3| и y=a. 2) Прямая y=a не пересекает данный график при a0. Ответ: корней нет при a0. Одним из наиболее трудных на экзаменах являются задачи, в которых требуется найти все значения параметров, при которых выполнено некоторое условие. Если хотя бы одно из допустимых значений параметра не исследовано, задача не считается решенной полностью. Нельзя дать универсальных указаний по решению задач с параметрами. Но для уравнений и неравенств первой и второй степени с параметрами при заданном условии можно использовать графический метод решения, как наиболее наглядный. Поясним суть этого метода на конкретных примерах.

На главную ДалееНазад Пример 2. Найдите число решений уравнения |x²-2x-3|=a, в зависимости от параметра а. Решение: 1) Построим график функции y=|x²-2x-3|. (Можно выделить полный квадрат: x²-2x-3=(x-1)²-4). 2) Уравнение |x²-2x-3|=a имеет столько решений, сколько раз прямая y=a пересекает график функции y=|x²-2x-3|. На рисунке видно, что графики не имеют общих точек, если a 4; имеют три общие точки, если a=4; четыре точки, если 0

На главную ДалееНазад Пример 3: Решить уравнение x|x-4 |+ a = 0. Решение: Строим график функции f(x ) = -x|x-4|= -x²+4x, x4; x²-4x, x

На главную ДалееНазад Пример 1: Построить график «функции» |x|+|y|=2 1. Построим график функции y= 2-x - график прямая. 2. Далее осуществляем последовательное двукратное отображение графика относительно оси ox, а затем относительно оси oy.

Пример 2: Построить график «функции» |y |=|X 2 -4X| 1. Построим график квадратичной функции y=x²-4x - график парабола. y=(x²-4x+4)-4=(x-2)²-4 Сдвиг на 2 клетки вправо и на 4 вниз. 2. Далее преобразуем данный график путем отображения его относительно оси OX. На главную ДалееНазад

На главную ДалееНазад Пример 3: Построить график «функции» (|x|-1)²+(|y|-2)²=4 1. Построим график функции (x-1)+(y-2)=4 –график окружность с центром в точке (1;2) и радиусом Далее преобразуем данный график путем отображения его относительно оси OX, а затем оси OY.

На главную ДалееНазад Задание 1: Решить систему уравнений |x|+|y|=1 |x|+y=1

На главную ДалееНазад Задание 2: Решить систему уравнений |x-1|+|y-5|=1 y=5+|x-1|

На главную ДалееНазад Пример 1: Построить множество точек плоскости, заданных системой неравенств: 0-1 Решение 1)Построим прямые х=1; х=0; y=-1. Эти прямые служат границами заданного множества. 2)Определяем части плоскости, которые удовлетворяют неравенствам: x>0; x1; y>-1. 3) Искомое множество точек показано двойной штриховкой.

1) Математика для поступающих в десятый лицейский класс: Варианты конкурсных заданий: Учебное пособие / Под общ. ред. профессора В.Я. Райцина; сост. Л.А.Приходько. Издательство «Экзамен», с. (Серия «Поступаем в лицей»). 2) А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир Алгебраический тренажер: Пособие для школьников и абитуриентов. Илекса, с. 3) П.Ф.Севрюков,А.Н.Смоляков Школа решения задач с параметрами М.:Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, с. 4) Презентацию выполнила Правдина Анастасия, победитель конкурса учебно-исследовательских работ по математике в рамках областного научного конкурса «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» 2011г., финалист V международного конкурса «Математика и проектирование» 2011г. На главную