З.Фрейд «О женской сексуальности» 1. Мужчина или женщина - вот первое, что вы различаете, встречаясь с другим человеческим существом, и привычно делаете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Организация воспитательного процесса.
Advertisements

З.Фрейд К вопросу о динамике переноса З.Фрейд К вопросу о динамике переноса.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Тест для родителей. «Представление о воспитании мальчиков и девочек».
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Гендерное воспитание Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 Автор: Киселева Е.А.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Психосексуальное развитие Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент.
1 Уничтожение радикалов Рогозина Елена Геннадьевна Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей ПУ-97.
Как развивать в детях лидерские качества? Подготовила воспитатель ДОУ 1 г.Липецка Саетова О.А.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании» Педагог-психолог МОУ «СОШ 42» Цуканова Ирина Анатольевна.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
L/O/G/O Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.
Половое воспитание. Как говорить с детьми об «этом»… Относитесь спокойно и с уважением к детским вопросам Относитесь спокойно и с уважением к детским.
Ранние работы Фрейда в области неврологии Готовила Бугаева Виктория ПСХ21.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Транксрипт:

З.Фрейд «О женской сексуальности» 1

Мужчина или женщина - вот первое, что вы различаете, встречаясь с другим человеческим существом, и привычно делаете это без раздумий. Анатомическая наука разделяет вашу уверенность лишь в одном пункте. Мужское - это мужской половой продукт, сперматозоид и его носитель, женское - яйцо и организм, который заключает его в себе. У обоих полов образовались органы, служащие исключительно половым функциям, развившиеся, вероятно, из одного и того же предрасположения в две различные формы. Кроме того, прочие органы, форма тела и ткани, обнаруживают влияние пола, но оно непостоянно, и его масштаб изменчив, это так называемые вторичные половые признаки. В теле женщины присутствуют части мужского полового 2

аппарата, хотя и в рудиментарном состоянии, то же самое имеет место в обратном случае. Признак двуполости, бисексуальности, как будто индивидуум является не мужчиной или женщиной, а всякий раз и тем и другим, только одним в большей степени, а другим в меньшей. Соотношение мужского и женского, сочетающегося в отдельном индивидууме, подвержено весьма значительным колебаниям. У каждого индивидуума наличествуют либо те, либо другие половые продукты - яйцеклетки или сперматозоиды. Можно усомниться в решающем значении этих элементов и сделать вывод, что то, из чего составляется мужественность или женственность, неизвестного характера, который анатомия не может распознать. Мы привыкли рассматривать мужское и женское и как психические качества, перенося понятие бисексуальности также и в душевную жизнь. Человек, будучи самцом или самкой, в одном случае ведет себя по-мужски, а в другом - по-женски. 3

«Мужское" и "женское - это не психологическое различие, когда вы говорите, что мужское, как правило, предполагает "активное", а женское - "пассивное". Такая связь действительно существует. Мужская половая клетка активно движется, отыскивает женскую, а последняя, яйцо, неподвижно, пассивно ждет. Это образец поведения половых партнеров при половых сношениях. Т.о, особенности мужского сводятся к фактору агрессии. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское – пассивностью. Мать активна по отношению к ребёнку. Женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, мужчины не смогут жить с себе 4

подобными, если у них не развита пассивная уступчивость. Можно было бы попытаться охарактеризовать женственность психологически как предпочтение пассивных целей. Это не то же самое, что пассивность: для того чтобы осуществить пассивную цель, может понадобиться большая затрата активности. Предписанное женщине конституционально и, налагаемое на нее социально, подавление своей агрессии способствует образованию сильных мазохистских побуждений, которым все-таки удается эротически подавить направленные внутрь разрушительные тенденции. Мазохизм, что называется, поистине женское извращение. 5

Но если вы встретите мазохизм у мужчин, то что же остается сказать, кроме того, что этим мужчинам свойственны весьма отчетливые женские черты? Психоанализ исследует, как женщина ею становится, как развивается женщина из предрасположенного к бисексуальности ребёнка. В своих исследованиях развития женской сексуальности мы тоже опираемся на два предположения: первое заключается в том, что и здесь конституция не без сопротивления подчиняется функции. Второе гласит, что решающие перемены подготавливаются или совершаются уже до наступления половой зрелости. Оба предположения нетрудно подтвердить. 6

Затем сравнение с развитием мальчика говорит нам, что превращение маленькой девочки в нормальную женщину происходит труднее и сложнее, поскольку оно включает в себя на две задачи больше. Различие в формировании половых органов сопровождается другими физическими отличиями. В структуре склонностей тоже проявляются дифференциации. Маленькая девочка, как правило, менее агрессивна, упряма и эгоцентрична. В ней, по- видимому, больше потребности в нежности, поэтому она более зависима и послушна. Её легче и быстрее можно научить управлять своими экскреторными функциями, моча и стул являются первыми подарками, которые ребенок делает ухаживающим за ним лицам, 7

а управление ими - первой уступкой, на которую вынужденно идет инстинктивная жизнь ребенка. Создается впечатление, что маленькая девочка интеллигентнее, живее мальчика тех же лет, она больше идет навстречу внешнему миру, в то же время у нее более сильная привязанность к объектам. Ранние фазы развития либидо оба пола проходят одинаково. Можно было бы ожидать, что у девочек уже в садистско- анальной фазе проявляется отставание в агрессии, но это не так. Анализ детской игры показал, что агрессивные импульсы у маленьких девочек по разнообразию и интенсивности развиты как нельзя лучше. Со вступлением в фаллическую фазу различия полов полностью отступают на задний план, и мы должны признать, что маленькая девочка - это как бы маленький мужчина. У мальчиков эта фаза характеризуется тем, что он умеет доставлять себе наслаждение с помощью своего маленького пениса, связывая его возбужденное состояние со своими представлениями о половых сношениях. 8

То же самое делает девочка со своим еще более маленьким клитором. Кажется, что все онанистические акты происходят у нее с этим эквивалентом пениса, а собственно женское влагалище остается еще не открытым для обоих полов. В фаллической фазе девочки ведущей эрогенной зоной является клитор. С переходом к женственности клитор совсем или частично уступает влагалищу свою чувствительность, а следовательно, и значение. И это одна из двух проблем, которые предстоит решать женскому развитию, в то время как более счастливый мужчина ко времени половой зрелости должен только продолжать то, чему он предварительно научился в период раннего сексуального созревания. 9

Вторая проблема, которая стоит перед развитием девочки: Первым объектом любви мальчика является мать, она остается им также и при формировании Эдипова комплекса, по сути, на протяжении всей жизни. И для девочки мать, а вместе с ней и образы кормилицы, няни тоже являются первым объектом; ведь первые привязанности к объектам связаны с удовлетворением важных и простых жизненных потребностей, а условия ухода за ребенком для обоих полов одинаковы. Но в ситуации Эдипова комплекса объектом любви для девочки становится отец, 10

и при нормальном ходе развития она найдет путь от объекта-отца к окончательному выбору объекта. Итак, девочка с течением времени должна поменять эрогенную зону и объект, у мальчика то и другое сохраняется. Возникает вопрос, как девочка переходит от матери к привязанности к отцу, или, другими словами, из своей мужской в биологически определенную ей женскую фазу? Мы могли предположить, что с определенного возраста вступает в силу элементарное влияние притяжения друг к другу противоположных полов, которое и влечет маленькую женщину к мужчине, в то время как тот же закон позволяет мальчику упорно держаться матери. 11

Но дело не так просто – число женщин, которые долго остаются в нежной зависимости от объекта- отца, к тому же от реального отца, очень велико. Такие женщины с интенсивной и затянувшейся привязанностью к отцу предоставили нам возможность сделать поразительные открытия. Мы знали, что была предварительная стадия привязанности к матери, но мы не знали, что она могла быть так содержательна, так длительна и могла дать так много поводов для фиксаций. В это время отец - только обременительный соперник; в некоторых случаях привязанность к матери затягивается до четвертого года. Все, что мы позднее находим в отношении к отцу, уже было в ней и после того было перенесено на отца. 12

Либидозные отношения девочки к матери очень разнообразны. Проходя через все три фазы детской сексуальности, они принимают при этом признаки отдельных фаз, выражаются оральными, садистско- анальными и фаллическими желаниями. Эти желания представляют как активные, так и пассивные побуждения, их можно назвать мужскими и женскими. Они, кроме того, полностью амбивалентны, столь же нежной, сколько и враждебно-агрессивной природы. Последние часто проявляются, лишь превратившись в страхи. 13

Не всегда легко сформулировать эти ранние сексуальные желания: отчетливее всего выражается желание сделать матери ребенка и соответствующее ему желание родить ей ребенка, оба относятся к фаллическому периоду. Уже в доэдипов период можно обнаружить относящийся к матери страх быть убитой или отравленой, который впоследствии может образовать ядро заболевания паранойей. Почти все пациентки рассказывали, что были совращены отцом. Истерические симптомы есть плод фантазий и выражают типичный Эдипов комплекс у женщин. Мы находим в доэдиповой предыстории девочек фантазию совращения, однако совратительницей, как правило, бывает мать. 14

Но здесь фантазия уже спускается на реальную почву, потому что, действительно, мать, ухаживая за телом ребенка, вызывает у него в гениталиях ощущения удовольствия, возможно, даже впервые их пробуждая. Отчего умирает эта сильная привязанность девочки к матери, уступая место привязанности к отцу? Этот шаг в развитии свидетельствует не о простой смене объекта. Отход от матери происходит под знаком враждебности, связь с матерью выливается в ненависть. Такая ненависть может стать очень ярко выраженной и сохраниться на всю жизнь, позднее она может подвергнуться тщательной сверхкомпенсации, какая-то ее часть преодолевается, другая остается. Конечно, сильное влияние оказывают на нее события последующих лет. Во время перехода к отцу мы услышим длинный перечень весьма различного свойства обвинений и жалоб в адрес матери, призванных оправдать враждебные чувства ребенка. Некоторые из них - явные рационализации, действительные источники враждебности предстоит еще отыскать. 15

Упрёк в адрес матери заключается в том, что она слишком мало отдавала ребёнку молока, жадность к своему первому питанию вообще неутолима. С отнятием от груди связан, по-видимому, и страх перед отравлением. Яд – это пища, которая делает кого-то больным. Может быть, что и свои ранние заболевания ребёнок сводит к этому отказу. Следующее обвинение в адрес матери возникает, когда в детской появляется еще один ребенок. Возможно, оно фиксирует связь с вынужденным оральным отказом. Мать не могла или не хотела давать ребенку больше молока, потому что оно нужно для вновь появившегося. 16

Но ребенок чувствует себя ущемленным перед лицом нежелательного пришельца и соперника не только в кормлении молоком, но также и во всех других свидетельствах материнской заботливости. Он чувствует себя низвергнутым, ограбленным, обделенным в своих правах, на почве ревности ненавидит маленького брата или сестру и направляет на неверную мать свою злобу, которая очень часто выражается в неприятном изменении его поведения. Он становится "плохим", раздражительным, непослушным, отказываясь от приобретенных навыков в умении управлять своими экскреторными функциями. Мы редко имеем правильное представление о силе этих ревнивых чувств, об устойчивости, с которой они продолжают сохраняться, а также о величине их влияния на последующее развитие. Эта ревность в последующие детские годы питается новыми источниками, и все это потрясение повторяется с рождением каждого нового брата или сестры. 17

Немногое меняется от того, что ребенок остается любимцем матери; притязания любви ребенка безмерны, они требуют исключительности и не допускают никакого разделения. О источнике враждебности ребенка к матери свидетельствуют его многообразные меняющиеся в зависимости от фазы либидо сексуальные желания, которые в большинстве своем не могут быть удовлетворены. Самый существенный отказ имеет место в фаллической фазе, когда мать запрещает вызывающие наслаждение манипуляции с гениталиями, к которым она, правда, сама его подвела. Следовало бы предположить, что мотивов для обоснования отхода девочки от матери достаточно. Эта двойственность неизбежно следует из природы детской сексуальности, из чрезмерности притязаний любви и невыполнимости сексуальных желаний. Это первое любовное отношение ребенка обречено на неудачу именно потому, что оно первое, потому что эта ранняя привязанность к объекту в высокой степени амбивалентна: 18

наряду с сильной любовью всегда имеется сильная склонность к агрессии, и чем более страстно ребенок любит объект, тем восприимчивее он к разочарованиям и отказам со стороны объекта. Отношение мать - ребенок имеет особую природу, которая с такой же неизбежностью ведет к разрушению детской любви, потому что даже самое мягкое воспитание не может обойтись без принуждения к ограничениям, а каждое такое вмешательство в его свободу вызывает у ребенка как реакцию склонность к сопротивлению и агрессии. Но, ведь все эти факторы: обиды, разочарования в любви, ревность, соблазн с последующим запретом – действительны также для отношения мальчика к матери, однако они не вызывают у него отчуждения к объекту – матери. Этот специфический фактор находится в комплексе кастрации. Анатомическое различие сказывается и на психических последствиях. Мы и женщине приписываем комплекс 19

кастрации, хотя он не может иметь то же содержание, что и у мальчика. У него комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации, который становится самой мощной движущей силой его дальнейшего развития. Комплекс кастрации у девочки тоже возникает благодаря тому, что она видит гениталии другого. Она сразу же замечает различие и его значение. Она чувствует себя глубоко обделенной, в ней появляется зависть к пенису, которая оставляет неизгладимые следы в ее развитии и формировании характера, преодолеваемые не без серьезной затраты психических сил. То, что девочка признает факт отсутствия пениса, отнюдь не говорит о том, что она с этим смиряется. Желание заниматься интеллектуальной деятельностью может быть часто истолковано как сублимация вытесненного желания получить пенис. 20

Открытие своей кастрации является поворотным пунктом в развитии девочки. Оно открывает три направления развития: одно ведет к подавлению сексуальности или к неврозу, другое к изменению характера в смысле комплекса мужественности, последнее - к нормальной женственности. Основное содержание первого направления состоит в том, что маленькая девочка, которая до сих пор жила по-мужски, умела доставлять себе наслаждение возбуждением клитора, соотносила это занятие со своими часто активными сексуальными желаниями, относящимися к матери, под влиянием зависти к пенису лишается удовольствия от своей фаллической сексуальности. Уязвленная в своем самолюбии сравнением с мальчиком, наделенным пенисом, она отказывается от мастурбационного удовлетворения клитором, отвергает свою любовь к матери, нередко вытесняя при этом значительную часть своих сексуальных стремлений вообще. 21

Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и наконец также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери; с открытием того, что мать кастрирована, возможно, она отказывается от нее как от объекта любви, так что давно накопленные мотивы враждебности берут верх. Это означает, что открытие отсутствия пениса обесценивает женщину в глазах девочки, как и мальчика, а позднее, возможно и мужчины. 22

Все вы знаете, какое чрезвычайное этиологическое значение наши невротики придают своему онанизму. Они считают его виновником всех своих недугов. Онанизм является выражением детской сексуальности, от неправильного развития которой они и страдают. Правда, невротики в основном обвиняют онанизм периода половой зрелости; о раннем детском онанизме, от которого в действительности все зависит, они обычно забывают. Важны все фактические частные особенности раннего онанизма для последующего невроза или характера индивидуума, был ли он обнаружен или нет, как родители с ним боролись или допускали его, удалось ли ему самому его подавить. Все это оставило неизгладимые следы в его развитии. В развитии девочки, о котором я говорю, виден пример того, что ребенок сам старается освободиться от онанизма. Но это не всегда ему удается. 23

Там, где зависть к пенису пробудила сильное противодействие клиторному онанизму, а он все-таки не хочет уступать, начинается энергичная освободительная борьба, в которой девочка как бы берет на себя роль отставленной матери и выражает все свое недовольство неполноценным клитором, сопротивляясь удовлетворению с его помощью. Прекращение клиторной мастурбации означает отказ от части активности. Теперь пассивность берет верх, обращение к отцу происходит преимущественно с помощью пассивных побуждений. Такой сдвиг в развитии, устраняющий фаллическую активность, подготавливает почву для женственности. 24

Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка; ребенок, таким образом, занимает место пениса. Девочка еще раньше, в ненарушенной фаллической фазе, хотела ребенка, ведь таков был смысл ее игры с куклами. Но эта игра служила идентификации с матерью с намерением заменить пассивность активностью. Она играла роль матери, а куклой была она сама. С появлением желания иметь пенис кукла-ребенок становится ребенком от отца и отныне самой желанной женской целью. 25

Велико счастье, если когда-нибудь впоследствии это детское желание найдет свое реальное воплощение и особенно если ребенок будет мальчиком, который принесет с собой долгожданный пенис. С переносом желания ребенка-пениса на отца, девочка вступает в ситуацию Эдипова комплекса. Враждебность к матери, которой не нужно создаваться заново, получает теперь сильное подкрепление, потому что та становится соперницей. Для девочки эдипова ситуация является исходом долгого и трудного развития. Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием 26

опасности потерять пенис, Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Сверх-Я. У девочки происходит противоположное. Комплекс кастрации подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать, под влиянием зависти к пенису, нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань, и остаётся в нём неопределённо долго и лишь поздно, да и то не полностью освобождается от него. Как вторую возможную реакцию на открытие женской кастрации мы выделили развитие комплекса мужественности. Девочка как бы отказывается 27

признать этот неприятный факт, упрямым протестом ещё больше преувеличивает свою прежнюю мужественность, не хочет отказываться от своих клиторных действий, и находит себе прибежище в идентификации с фаллической матерью или отцом. Сущностью процесса является то, что в этом месте развития не происходит сдвига к пассивности, который открывает поворот к женственности. Крайним проявлением этого комплекса мужественности кажется нам влияние на выбор объекта в смысле открытого гомосексуализма. 28

Развитие женственности подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности. Регрессии доэдиповых фаз имеют место очень часто. В некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность. Некоторые психические особенности зрелой женственности: мы приписываем женственности более высокую степень нарциссизма, которая и влияет на её выбор объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем 29

любить. В физическом тщеславии женщины сказывается действие зависти к пенису, покольку свои прелести она тем более высоко ценит, что они представляются ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность. Стыдливости мы приписываем первоначальное намерение скрыть дефект гениталий. Условия выбора объекта женщиной часто изменяются социальными отношениями. Там, где он может проявиться свободно, он часто происходит по нарцисстическому идеалу мужчины, которым девушка хотела бы стать. Если девушка остановилась на привязанности к отцу, т.е. на Эдиповом комплексе, то она выберет его по типу отца. При переходе от матери к отцу враждебность 30

осталась направленной на мать, она следует за положительной привязанностью и переходит на новый объект. Супруг, который сначала получает в наследство чувства к отцу, со временем наследует и чувства к матери. Т.о., легко может произойти то, что вторую половину жизни женщины заполняет борьба против своего мужа. Другой поворот в сущности женщины может произойти после рождения в браке первого ребёнка. Под впечатлением собственного материнства может снова ожить идентификация с 31

собственной матерью, которой женщина вплоть до брака оказывала сопротивление, и привлечь к себе всё имеющееся либидо, так что с навязчивым повторением репродуцируется несчастный брак родителей. То, что прежний фактор отсутствия пениса все еще не утратил своей силы, обнаруживается в неодинаковой реакции матери на рождение сына или дочери. Только отношение к сыну приносит матери неограниченное удовлетворение; оно вообще является из всех человеческих отношений самым совершенным и наиболее свободным от амбивалентности. На сына мать может перенести свое честолюбие, которое она должна была подавить в себе, 32

от него она ждет удовлетворения всего того, что осталось у нее от комплекса мужественности. Даже брак нельзя считать устойчивым, пока женщине не удастся сделать и мужа своим ребенком и разыгрывать перед ним мать. Идентификация женщины с матерью позволяет различить два слоя - доэдипов, который основан на нежной привязанности к матери, считающийся образцом, и более поздний из Эдипова комплекса, когда мать устраняется и заменяется отцом. Многое от обоих остается для будущего, и можно по праву сказать, что ни один не преодолевается в процессе развития в достаточной мере. Но фаза нежной доэдиповой привязанности является для будущего женщины решающей; в ней подготавливается приобретение тех качеств, благодаря которым она позднее будет соответствовать своей роли в сексуальной функции. В этой идентификации она приобретает также привлекательность для мужчины, которая превращает его эдипову привязанность к матери во влюбленность. 33