ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конфликтология Выполнила: Выполнила: Евсюкова Ольга Евсюкова Ольга.
Advertisements

C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
Особенности взаимодействия с людьми пожилого возраста Максим Подберёзкин Москва,
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Этика взаимоотношений на работе. Zoja Vaks. Этика Свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Этика производственных отношений - правила.
Выбираем профессию Типичные ошибки при выборе профессии.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным?
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЗНАКОМСТВА, ПРИЯТЕЛЬСТВО, ТОВАРИЩЕСТВО СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Д О К Л А Д КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ?. ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ. ПОЧЕМУ НЕ ХОТЯТ? Это вопрос вопросов. В чем же причины? Их немало. В каждом конкретном.
Транксрипт:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения В большинстве случаев если клиента беспокоят проблемы в области межличностных отношений, то у него можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера. Однако имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и межличностного планов. Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру: связанные с личными и деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений с близкими и достаточно далекими от него людьми. Эти проблемы могут иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения. Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому составу) социальных группах. Все эти проблемы практически взаимосвязаны и в большинстве случаев жизни должны решаться комплексно.

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми К группе этих проблем прежде всего относятся те, которые касаются взаимоотношений клиента с теми людьми, которые примерно одного с ним возраста и отличаются по возрасту друг от друга не более чем на два- три года. Наблюдения показывают, что чаще всего в психологическую консультацию по поводу проблем взаимоотношений с окружающими людьми обращаются те, кому больше пятнадцати и меньше шестидесяти лет. В дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно еще нет серьезных проблем во взаимоотношениях детей со сверстниками, которые требовали бы повышенного внимания и проведения психологического консультирования. В пожилом возрасте взаимоотношения людей ограничиваются обычно узким кругом родственников, знакомых и друзей, с которыми эти взаимоотношения установились давно и более или менее отрегулированы.

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях При проведении консультирования на данную тему важно иметь в виду следующие обстоятельства: Во-первых, далеко не всегда эту проблему можно практически решить только за счет советов. Причинами отсутствия межличностных симпатий людей могут быть весьма трудноустранимые факторы(подсознательные, недостаточно). Во-вторых, таких причин обычно бывает несколько, и, устранив одну из них, можно не добиться желаемого результата в устранении других причин, так как реально действующими при этом останутся иные, не менее весомые факторы. В-третьих, прежде чем приступить к проведению психологического консультирования, желательно знать типичный перечень причин возникновения подобной проблемы.

Значительная доля причин отсутствия межличностных симпатий людей заложена в самом человеке, в его личной психологии, а не во взаимоотношениях или в обстоятельствах жизни. Тем не менее ряд причин связан именно с этими обстоятельствами. Если человек, сам того не замечая, своими непродуманными действиями может существенно затронуть жизненно важные интересы других людей, нарушить принятые в обществе или группе правила поведения. Если на жизненном пути человека случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил немало неприятных минут. Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. Еще одной внешней причиной отсутствия взаимных симпатий между людьми может оказаться невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на личность другого человека.

Наличие антипатий в общении клиента с людьми Как позиции крайние – симпатия или антипатия переходят друг в друга в сложной динамике человеческих, эмоционально окрашенных взаимоотношений, сменяются относительно нейтральными, нормальными и внешне спокойными взаимоотношениями. Первая задача, которую перед собой должен поставить и постараться решить психолог-консультант, оказывая практическую помощь клиенту, состоит в том, чтобы избавить его от эмоциональных крайностей во взаимоотношениях с людьми – в данном случае от их явно выраженной антипатичности. Для этого сначала необходимо выяснить причины отрицательного отношения одного человека к другому. Имеет смысл определить и обсудить способы диагностики, а также практические пути устранения антипатий, основанных на недопонимании или недоразумениях, нередко возникающих в сфере человеческих взаимоотношений.

Практически установить, каковы подлинные причины антипатий между клиентом и другими людьми можно, поставив перед клиентом следующие вопросы: 1. Есть ли какое-либо дело, в ходе которого человек, относящийся к вам с явно выраженной антипатией, выступает как ваш потенциальный конкурент? 2. Как он обычно реагирует на ваши успехи в этом деле? 3. Известно ли вам о человеке, к которому вы сами относитесь с явно выраженной антипатией, что-либо такое, что определенно свидетельствует об унижении им вашего человеческого достоинства или же достоинства близких, значимых для вас людей? 4. Имеется ли у данного человека, вызывающего антипатию, склонность сознательно делать что-либо такое, что вам доставляет неприятности? 5. Испытывает ли этот человек удовольствие от причинения вам неприятностей? 6. Проявляется ли у данного человека общее отрицательное отношение к людям, характеризующее его как личность? 7. Обладает ли данный человек такими чертами характера, которые лично для вас неприятны? 8. Есть ли что-либо такое в поведении, поступках данного человека, что вызывает у вас неприязнь? 9. Занимается ли этот человек распространением слухов, унижающих вас или порочащих достоинство других, значимых для вас людей?

Неспособность клиента быть самим собой В случае, если клиент жалуется на то, что неудовлетворен самим собой, то для того, чтобы помочь клиенту, психологу-консультанту необходимо: во-первых, уточнить, где, когда и при каких обстоятельствах у клиента появляется неудовлетворенность собой. Во-вторых, определить, в чем конкретно проявляется неестественность его поведения. В-третьих, постараться помочь клиенту самому разобраться в том, каков он на самом деле, в чем состоит естественное для него поведение. В-четвертых, помочь клиенту определить и выработать у себя новые формы более естественного поведения, позволяющие ему быть самим собой. На психодиагностическом этапе консультационной работы рекомендуется задать клиенту следующие частные вопросы: Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее всего ощущаете (переживаете) свою неспособность быть самим собой? В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша неспособность быть самим собой? Что конкретно мешает вам оставаться самим собой в соответствующих жизненных ситуациях?

Цель психодиагностики – точно определить те персональные психологические качества клиента, которые естественно присущи ему и о существовании которых он знает очень мало. Итогом этой части работы психолога-консультанта с клиентом должен явиться адекватный образ Я клиента. Исходя из этого образа, консультант и клиент далее должны будут установить, что означает для самого клиента быть собой, вести себя естественным образом с учетом особенностей его образа Я. Заключительный этап работы должен состоять в том, что психолог- консультант вместе с клиентом намечают и реализуют план конкретных действий по выработке и закреплению в опыте клиента новых, более естественных для него форм поведения и реагирования на разнообразные жизненные ситуации. В самом конце совместной работы психолог-консультант и клиент договариваются о том, как они в дальнейшем будут контактировать и обсуждать текущие результаты выполнения выработанных практических рекомендаций.

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми Для решения проблем делового взаимодействия с людьми в психологическую консультацию обращаются обычно деловые люди и руководители учреждений. Люди, вступая в деловые контакты друг с другом, часто обнаруживают, что не могут успешно их наладить. Это, например, проявляется в том, что они: оказываются не в состоянии бесконфликтно распределить между собой обязанности таким образом, чтобы это их полностью устраивало; не могут договориться о согласованных совместных действиях, связанных с теми или иными вопросами; ожидают друг от друга того, что не вполне соответствует их возможностям; претендуют на большие права, но сами не желают брать на себя дополнительные обязанности.

Возможные причины возникновения трудноразрешимы х проблем в сфере деловых взаимоотношений: Дефицит способностей Наличие отрицательных черт характера, препятствующих нормальным деловым взаимоотношениям с людьми Внешние проявления и формы поведения, функционально связанные с чертами характера, изменить можно, хотя и не всегда сделать это легко. В данном случае желательно дать клиенту понять, как он на самом деле выглядит со стороны, т.е. предоставить ему возможность увидеть себя в реальных деловых взаимоотношениях с людьми. Отсутствие у человека достаточного личного опыта участия в соответствующем деле Отсутствие у клиента необходимого опыта организации дела является проблемой, преодолимой сравнительно легко, по мере приобретения самого такого опыта. Большие индивидуальные различия, порождающие психологическую несовместимость Участникам делового общения необходимо выяснить и осознать, в чем они отличаются друг от друга и что им мешает нормально взаимодействовать. Самого факта осознания имеющихся индивидуальных различий в большинстве случаев бывает достаточно для того, чтобы каждый из участников учел их и приспособился к другим участникам. Особые обстоятельства, складывающиеся во время совместной работы

Неспособность клиента быть лидером Существует два разных теоретических объяснения способности или неспособности человека быть лидером для других людей: харизматическое и ситуационное: Харизматическое объяснение лидерства основано на убеждении, что лидером среди людей может стать далеко не каждый человек, а только тот, кто обладает особенными, данными ему от природы, психологическими качествами лидера. Суть ситуационного объяснения составляет идея о том, что для того, чтобы стать лидером вполне достаточно оказаться в подходящей жизненной ситуации, в обстановке, благоприятной для проявления обычных положительных качеств, которые имеются у данного человека.

Среди всех возможных случаев обращения в психологическую консультацию по поводу лидерства (руководства) можно, как типичные, выделить следующие: Случай 1 Человеку еще никогда не приходилось, но предстоит выступить в роли лидера. Он, однако, опасается, что у него не все получится так, как надо, и одновременно не знает точно, как себя следует вести в этом случае. Рекомендации психолога-консультанта: убедить клиента в том, что у него уже есть многое из того, что необходимо хорошему лидеру, подсказать клиенту, как избежать возможных ошибок, в будущем и выработать у себя личностные качества, освоить формы поведения, которых ему в данный момент недостает. Случай 2 Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный опыт жизни. В данный момент времени человек находится в состоянии растерянности. Он плохо представляет себе, что делать дальше, как исправить сложившееся положение дел. Рекомендации психолога-консультанта: успокоить клиента, и далее вместе с ним спокойно разобраться в том, что происходит или уже произошло. Клиент должен признать не только свои ошибки, но и очевидные удачи. Далее можно будет непосредственно приступить к поиску путей исправления допущенных ошибок, к разумной и взвешенной коррекции своего лидерского поведения.

Случай 3 Человек уже имеет достаточно большой опыт исполнения роли лидера в различных коллективах. Сначала все шло прекрасно, однако со временем он начал понимать, что далеко не все у него идет так гладко, как хотелось бы и как казалось раньше. Рекомендации психолога-консультанта: консультант-психолог вместе с клиентом намечает пути устранения допущенных ранее ошибок, вырабатывает план и программу реализации соответствующих рекомендаций. Случай 4 Человек уже имеет большой и в общем достаточно удачный опыт лидерства. Во многих, связанных с этим, проблемах он разобрался вполне самостоятельно. Однако некоторые вопросы, касающиеся повышения эффективности лидерства, у него все же остались. Рекомендации психолога-консультанта: роль психолога- консультанта является в основном пассивной и сводится к четкому и своевременному реагированию на действия клиента.

Неспособность клиента подчиняться другим В жизни неспособность человека подчиняться другим людям очень часто сочетается с неумением руководить людьми. И, напротив, этот недостаток довольно редко встречается у тех людей, которые сами являются хорошими лидерами. Став хорошим лидером, человек начинает лучше понимать, как должен вести себя подчиненный и исполнитель. Соответствующие ценностные ориентации он, естественно, переносит и на себя. В связи с этим консультант-психолог, столкнувшись со случаем проявления клиентом неумения подчиняться другим людям, должен в первую очередь обратить свое внимание на способность клиента быть лидером. И если у клиента обнаружатся недостатки и в этом плане, то нужно будет одновременно учить его быть хорошим лидером и подчиненным.

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим? Для уточнения того, какие чувства клиент испытывает в тех случаях, когда им пытаются руководить другие люди достаточно задать клиенту следующую серию вопросов: 1.Как часто вами пытаются руководить другие люди? 2.Что конкретно эти люди делают для того, чтобы оказать на вас влияние? 3.Можете ли вы объяснить, почему вам не нравится, когда вами пытаются руководить другие люди? 4. Каким образом вы сопротивляетесь оказанию на вас психологического давления? 5.Какие ощущения при этом возникают у вас? Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще. Во-вторых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-своему, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей. В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие люди. В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.

Если неспособность клиента подчиняться другим людям проявляется в том, что он просто сопротивляется оказанию на него психологического давления,то клиенту необходимо предложить подумать над тем, насколько разумным на самом деле является такое поведение. Можно привести следующие аргументы: Во-первых, все люди в жизни, коль скоро они вынуждены жить сообществом, должны уметь не только руководить, но и подчиняться. Без этого нормальная человеческая жизнь невозможна. Во-вторых, определенные выгоды есть не только в том, чтобы руководить людьми, но и в том, чтобы исполнять роль подчиненного. С последней из ролей связана меньшая ответственность за происходящее и гораздо меньшая напряженность труда. В-третьих, отказ от подчинения другим противопоставляет, изолирует данного человека, лишает его поддержки, ограничивает возможности его роста и развития в психологическом плане. В иных случаях можно обратиться и к другим методам психокоррекции данного недостатка. Среди таких методов можно назвать, например, следующие: Предложить клиенту выслушать по этому же поводу мнение других людей, которым он лично доверяет. Предложить клиенту выслушать возражения тех людей, чье мнение он сам подвергает сомнению и чьему влиянию активно сопротивляется. Предложить клиенту самому выявить и объективно оценить как положительные, так и отрицательные последствия того, что предлагает он сам, и что советуют ему сделать другие люди.

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты Проблемы этого типа распространены достаточно широко. Человек сталкивается с ними: 1. Когда он сам является источником частых конфликтов, возникающих в процессе его общения с окружающими людьми. При этом он может: а) не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так; б) он может иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей, но сам себя виновником конфликтов не признает. 2. Когда человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он общается, нередко провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликтов между ним и окружающими людьми. 3. Когда человек сам не является участником межличностных конфликтов, но его лично очень беспокоят конфликты, возникающие между значимыми для него другими людьми. а) проблемы других людей могут быть как-то связаны с ним лично, и он, в той или иной степени считая себя виновным в их возникновении ; б) возникшие межличностные проблемы других людей его беспокоят, но он не является и не считает себя их причиной.

Возможные рекомендации психолога-консультанта клиенту в каждом из описанных случаев. В данном случае психолог- консультант может предложить клиенту внимательно понаблюдать за тем, как люди, с которыми клиент общается, реагируют на его действия и высказывания. В данном случае психологу-консультанту вместе с клиентом следует точнее установить, что в поведении самого клиента вызывает негативные реакции со стороны людей, с которыми он общается. Затем желательно предложить клиенту некоторое время внимательно проконтролировать свое поведение в общении с другими людьми, с тем чтобы исключить то, что провоцирует других на конфликты. Случай 1,а. Одна из главных задач психолога- консультанта состоит в том, чтобы убедить клиента, что он сам является причиной тех конфликтов, которые у него возникают с окружающими людьми. Консультанту не рекомендуется активно возражать клиенту даже в том случае, если консультант убежден, что клиент явно обеляет себя и очерняет других участников конфликта, просто наговаривает на них. Психолог- консультант, однако, также не должен безоговорочно соглашаться со всем тем, что ему говорит клиент. Случай 1, б.

Случай 3,й может быть практически идентифицирован по следующим признакам: клиент обычно жалуется на то, что между близкими, значимыми для него людьми слишком часто возникают конфликты, и он сильно переживает по их поводу, или сам нередко против своей воли оказывается вовлеченным в эти конфликты. В первой из описанных выше ситуаций клиенту можно рекомендовать следующее: ни в коем случае не вставать на защиту только одной из конфликтующих сторон. избегать проявления каких-либо особых чувств только к одной из конфликтующих сторон; стараться дать твердо понять обеим сторонам конфликта, что обязательным условием сохранения доброжелательных отношений является прекращение конфликта. В первой из ситуаций (3,а) он действительно сам выступает «яблоком раздора» между конфликтующими сторонами Во второй ситуации для устранения возникшего конфликта или для снятия его остроты необходимо прежде всего внимательно проанализировать, почему личное вмешательство клиента в конфликт между значимыми для него людьми не приводит к желаемому результату, т.е. к устранению конфликта. До получения точного и ясного ответа на данный вопрос целесообразно полностью прекратить неудачные попытки вмешательства в него. Во второй ситуации (3,б) клиент лично не участвует в конфликте, но его личное вмешательство в конфликт с целью его устранения не приводит к должному эффекту.