1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Кто и как может получить займ в РФТР. Директор ФГАУ «РФТР» М.Б.Рогачев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Рогачев М.Б. Директор ФГАУ «РФТР»
Advertisements

1 Взаимодействие государственных институтов финансовой и экспертной поддержки инновационных проектов Директор ФГАУ «РФТР» Рогачев М.Б. 2011г.
1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Кто и как может получить займ в РФТР. Калининград, октябрь 2011.
Стратегическая цель: Привлечь частный венчурный капитал в инновационные проекты на всех стадиях их реализации в России с созданием условий для саморазвития.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНЖИНИРИНГА Итоги деятельности Регионального центра инжиниринга Чувашской Республики в 2013 году и план работы на годы Чебоксары,
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ГИДРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ»
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
2008 г. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ СУБСИДИИ Департамент стратегического.
Создание в рамках реального времени структуры сделки инвестиционного проекта, реализация которого возможна по механизму проектное финансирование «Схема.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Резник Светлана Перспективы развития инфраструктуры для инновационных компаний как инструмент снятия рыночных барьеров.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
1 ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДА 11 месяцев 2013 года Материал подготовлен управлением промышленной политики департамента экономического.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к промышленным кластерам в целях применения к ним мер поддержки,
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
1 ДД, MM, ГГ, город Новые продукты ОАО «РосБР» Март 2010 ОАО «Российский банк развития»
1 Инвестиционные предложения Разработка и отбор инвестиционных предложений Администраторы бюджетных программ Уполномоченный орган по стратегическому и.
Транксрипт:

1 Роль и место РФТР в системе государственной поддержки инновационного развития. Кто и как может получить займ в РФТР. Директор ФГАУ «РФТР» М.Б.Рогачев

2 Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии НИОКР ИнструментИспользование инструмента институтами развития и органами госуправления Комментарий ГрантыРФФИ, РАН, Фонд содействия развитию МП НТС, Фонд развития Инновационного центра Сколково, Постановление Правительства РФ 220. Софинансирование проекта из других источников не является обязательным условием выдачи гранта. СубсидииМинобрнауки, ФЦП, Постановления Правительства РФ 218, 219 Необходимо софинансирование из внебюджетных источников Инвестиции в уставный капитал ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд развития инновационного центра Сколково Роснано инвестирует в проекты с выраженной отраслевой направленностью (нанотехнологии), Сколково ориентируется на приоритетные направления, определенные Президентом ГосзаказФЦП, отдельные проекты федеральных органов исполнительной власти Дает возможность инновационной компании получить средства для развития за счет продажи продукции Банковские кредиты не используетсяУ компаний на данных стадиях отсутствуют материальные активы, необходимые для залога. ЗаймыФГАУ «РФТР»Нет требования о залоге и возможно оказание компании дополнительных специфических услуг технологического и управленческого консалтинга. РФТР является единственным институтом развития, предоставляющим заемное финансирование на стадии НИОКР

3 Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии внедрения и промышленного производства ИнструментИспользование инструмента институтами развития и органами госуправления Комментарий ГрантыНе используетсяИспользование грантов предполагает высокую неопределенность результата, что на данной стадии не приемлемо СубсидииОтраслевые ФЦПНеобходимо софинансирование из внебюджетных источников Инвестиции в уставный капитал ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд развития Инновационного центра Сколково Основной критерий поддержки - высокий коммерческий потенциал ГосзаказОтдельные проекты федеральных органов исполнительной власти Дает возможность инновационной компании получить средства для развития за счет продажи продукции Банковские кредиты ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ», Корпорация Внешэкономбанк (через дочерние банки) Кредит предоставляется на оборотные средства или развитие материально-технической базы, а не на НИОКР ЗаймыОАО «РОСНАНО»Займы Роснано являются сопутствующим инструментом в общем объеме финансирования проекта РФТР не оказывает финансовую поддержку проектам на стадии внедрения

4 Роль РФТР в рамках общей системы государственной поддержки инновационного развития Финансирование и организационно-управленческая поддержка проектов НИОКР, реализуемых в рамках развития Технологических платформ, а также прорывных проектов Агентства стратегических инициатив Направления деятельности ФГАУ «РФТР»: финансирование НИОКР-составляющей проектов средних компаний на стадии запуска и расширения производства инновационной продукции; оказание услуг/ реализация проектов в соответствии с госзаданием, устанавливаемым Минобрнауки; экспертные, консалтинговые, управленческие услуги предприятиям и организациям; системная интеграция и управление проектами

5 Отнесение к НИОКР осуществляется в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса НИОКР - выполнение организациями научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности: разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации. Источник: подпункт16.1. п.3 Статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации

6 Технологические платформы, являющиеся приоритетными для РФТР 1. Медицина будущего ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» 2. Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030 ОАО "РТ-Биотехпром" (ГК Ростехнологии), МГУ имени М.В. Ломоносова 3. Биоэнергетика ФГУ Российский научный центр «Курчатовский институт» 6. Инновационные лазерные, оптич. и оптоэлектр. технологии - фотоника Некоммерческое партнерство «Лазерная ассоциация» 15. Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности ОАО «Всероссийский теплотехнический научно- исследовательский институт» 16. Перспективные технологии возобновляемой энергетики ОАО «РусГидро» 17. Малая распределенная энергетика АО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», ОАО «Интер РАО ЕЭС», НП РТБО 27. Освоение океана ОАО «Концерн морские информационные системы» «Агат», ОАО «ОСК», ОАО «Концерн МПО-Гидроприбор» 21. Материалы и технологии металлургии ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ, ОАО «РТ-Металлургия», НИТУ МИСиС 22. Технологическая платформа твердых полезных ископаемых ОАО Сибирская угольная энергетическая компания 23. Технологии добычи и использования углеводородов ГОУ ВПО «РГУ нефти и газа имени И. М.Губкина» 24. Глубокая переработка углеводородных ресурсов ОАО «ВНИПИнефть» 28. Технологии экологического развития Русское географическое общество

7 Базовый пакет услуг по поддержке проекта 1.Предоставление беспроцентного целевого займа на срок до 5 лет Возврат средств – начиная с 4-ого года с даты начала реализации проект 2.Консультационное сопровождение проекта / компании в течение всего срока займа. Цель – снижение рисков невозврата займа. Консультационное сопровождение включает: технологический аудит; комплексную экспертизу проекта; сопровождение разработки бизнес-плана; формирование регламентной базы компании по управлению инновационной деятельностью; мониторинг проекта и консалтинг по возникающим вопросам; консультационное сопровождение при привлечении дополнительного финансирования. Примерная цена консультационного сопровождения – 3% суммы остатка займа в год

8 Вариант 1. Займы для среднего бизнеса при наличии крупного потребителя инновационной продукции Техплатоформа - научно-технический эксперт: - форсайтинг; - техническая экспертиза; - включение в перечень проектов; - информационная поддержка Крупное предприятие – базовый потребитель продукции: -обязуются покупать продукт при соответствии ТЗ; - производят модернизацию под новый продукт Фонд Предприятие – оператор проекта: - несет основные риски проекта - ведет собственные разработки - заказывает НИОКР - аккумулирует права на РИД - создает производство - производит продукцию - привлекает инвестиции Крупное предприятие – дополнительный потребитель продукции: - потенциальный потребитель продукции Предприятие - лицензиат: - потенциальный покупатель лицензии на производство продукции Акционеры: -собственные инвестиции; -стратегические решения по проекту ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт – головной разработчик: - получает заказ на НИОКР - выполняет НИОКР - все права передает Оператору - подготовка специалистов ВЭБ или его дочерние банки: -кредит Оператору на проект в части создания материально- технических активов; - кредит Базовому потребителю на модернизацию Венчурные инвесторы: -венчурные инвестиции; -стратегические решения по проекту Коммерческие банки: -коммерческие кредиты; -лизинговые схемы Займ на НИОКР Экспертиза и включение в состав проектов платформ Заказ НИОКР Результаты НИОКР, включая права на РИД Общее взаимодейст вие Приобретение доли Вклад в УК Кредит Продажа лицензий Продажа продукта Гарантиро ванная продажа продукта Общее взаимодейст вие Кредит

9 Вариант 2. Займы развивающимся компаниям на НИОКР, ориентированные на вывод на рынок нового продукта АСИ - стратегическая поддержка: - форсайтинг; - техническая экспертиза; - включение в перечень проектов; - информационная поддержка Фонд Предприятие – оператор проекта: - несет основные риски проекта - ведет собственные разработки - заказывает НИОКР - аккумулирует права на РИД - создает производство - производит продукцию - привлекает инвестиции Акционеры: -собственные инвестиции; -стратегические решения по проекту ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт – головной разработчик: - получает заказ на НИОКР - выполняет НИОКР - все права передает Оператору - подготовка специалистов Коммерческие банки: -коммерческие кредиты; -лизинговые схемы Займ на НИОКР Экспертиза и включение проекта в состав проектов АСИ Заказ НИОКР Результаты НИОКР, включая права на РИД Общее взаимодей- ствие Реинвестирование прибыли от предыдущих проектов Кредит на оборотные средства Вывод на рынок продукта А Вывод на рынок продукта В Вывод на рынок продукта Б Активно растущий рынок конечной продукции (В2С) с высокой скоростью обновления Насыщение рынка время Объем продаж

10 ЗАЯВКИ НЕ ПР Критерии предварительного отбора ПРИНИМАЮТСЯ ЗАЯВКИОТКЛОНЯЮТСЯ ЗАЯВКИ От компаний, зарегистрированных в качестве участника технологической платформы в соответствии с определенным приоритетами От организаций, признанных банкротами, являющихся неплатежеспособными, на имущество которых наложен арест, деятельность которых приостановлена От компаний, чей проект поддержан (рекомендован) Агентством стратегических инициатив От государственных некоммерческих организаций и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных) По проектам, относящимся к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (определены Указом Президента РФ от ) От организаций, чистые активы (собственные средства) которых меньше запрошенной суммы займа От компаний, которые имеют крупного заказчика, готового гарантировать приобретение продукта при соответствии техническим требованиям От организаций, нарушивших обязательства по ранее заключенным договорам на проведение НИОКР с привлечением средств РФТР От компаний, готовых вывести новый продукт на известный им рынок От компаний, не способных описать и оценить рынок своего продукта

11 Типичные ошибки при подготовке заявок (1/2) 1.Заявка представлена не по форме (до 80% всех заявок). Необходимо заполнять в точном соответствии с формой, определенной стандартом Фонда. Форма заявки содержится на сайте 2.Заявка не соответствует формальным правилам РФТР: сумма чистых активов заемщика меньше суммы займа; тематика не соответствует профильным для РФТР технологическим платформам; запрашивается финансирование стадий инвестиционного проекта, отличных от НИОКР; заявка подана от имени физического лица, либо юридического лица, не имеющего права на заемное финансирование (государственные некоммерческие организации и унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные). 3.Наличие просроченных долгов заявителя перед РФТР. 4.Не предусмотрены меры по внедрению результатов НИОКР Бюджет проекта равен (или близок) сумме займа из средств РФТР, не показаны мероприятия по внедрению полученных в ходе НИОКР технологических решений.

12 Типичные ошибки при подготовке заявок (2/2) 5.Организация-заявитель не ведет реальной экономической деятельности. Показатели в отчете о прибылях и убытках равны нулю или близки к нулю. 6.Организация - заявитель повторно заявляет на получение заёмного финансирования НИОКР, на которые уже получало средства от других Институтов развития Уже полученное финансирование Фонда развития инновационного центра Сколково, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, РФФИ, Федеральных целевых программ.

13 Этапы прохождения заявок Заключение предварительного соглашенияРазработка ТЗ, сметы и графика НИОКР, бизнес-плана Главный фактор, влияющий на сроки рассмотрения заявок – это качество и обоснованность бизнес-плана и технического задания, представляемых заемщиком Комплексная экспертиза включает взаимодействие с Технологическими платформами и АСИ для подтверждения соответствия проектов их требованиям и критериям поддержки Регистрация заемщика на сайте комплекта документов с сайтаОформление и подача заявкиЭкспресс-экспертиза Стадия 1 Менее 1 месяца Стадия 2 1 месяц Комплексная экспертиза Принятие итогового решения о поддержке проекта Подписание договора займа и договора на услуги Выдача займа Стадия 2 1 месяц Стадия месяца

14 Документы, которые надо оформить/предоставить для получения займа Стадия 1. 1.Только заявка по упрощенной форме Для экономии времени и усилий заявителей, не соответствующих формальным правилам фонда. В результате экспресс-экспертизы отклоняется не менее половины поступивших заявок. Стадия 2 2.Предварительное соглашение о поддержке проекта 3.Соглашение о конфиденциальности Для юридической фиксации обязательств, которые примет на себя заёмщик в случае одобрения проекта Фондом. На данной стадии не менее четверти заявителей принимают решение об отказе от дальнейшей проработки проекта. Трёх стадийная процедура способствует выявлению ответственных заёмщиков, представляющих реальные бизнес-проекты. Стадия 3 4.Техническое задание 5.Бизнес-план 6.Календарный план 7.Смета расходов 8.Учредительные и регистрационные документы 9.Документы бухгалтерской отчетности заявителя 10.Договор целевого займа 11.Договор об оказании услуг

15 Органы РФТР, принимающие решения о поддержке проектов Отдел проектного финансирования (формальная экспертиза) Проектный комитет (экспресс-экспертиза) Научно-технический совет Проектный комитет (принятие решения по итогам комплексной экспертизы) Наблюдательный совет (для займов на сумму более 300 млн.руб.)

16 Сайт Рабочий инструмент взаимодействия с потенциальными и действующими заёмщиками Стандарты Фонда, шаблоны заявительных документов размещены на сайте Обязательная регистрация как инструмент работы с профессиональным сообществом

17 Принципы взаимодействия с Технологическими платформами и Агентством стратегических инициатив Координаторы Технологических платформ (для ТП, выбранных для приоритетной поддержки) ФГАУ«РФТР» Предложение проектов для финансирования, в т.ч. с учетом кумулятивного эффекта от объединения проектов по направлению Системная интеграция ресурсов различных источников (государственных и частных), включая институты развития Агентство стратегических инициатив (приоритет - направление «Новый бизнес» ) Статистика по проектам, инвестиционная экспертиза Займы на выполнение проекта в части НИОКР

18 Взаимодействие с ТП: предлагаемое распределение основных функций Основные этапы Функции Определение ключевых НИОКР Формирование ТЗ, заказ НИОКР НИР, ОКР, ОТР, разработка КД, ТД, техпроектирование Внедрение в производство выделение ключевых технологий/ продуктов – целей для R&D ТП экономическое обоснование, расчет бюджетаРФТР формирование ТЗ, включая технико- экономические показатели ТП (+ согласие РФТР) выбор генразработчикаРФТР (+ согласие ТП) выполнение НИОКРпредприятия ТП (или иной R&D-центр) финансирование НИОКР, финансовый и общий контроль НИОКР РФТР технический контроль НИОКРТП выбор технологического проектировщикаРФТР технологическое проектирование – ПР (базовый проект) предприятия ТП (или иная проектная организация) финансирование ПР, финансовый и общий контроль ПР РФТР технический контроль ПРТП консолидация всех прав на результатыРФТР привлечение лицензиатовТП лицензирование, контроль, получение платежей РФТР инжинирингТП производствопредприятия ТП

19 Определение ключевых НИОКР, имеющих стратегическое значение для отрасли/ технологического направления Формирование ТЗ, оценка расходов, выбор разработчика, заказ НИОКР НИР, ОКР, ОТР, разработка КД, ТД, типовой проектной документации, сертификация Внедрение в производство, адаптация, инжиниринговое сопровождение Схема разработки и внедрения базовых технологий при поддержке ТП и РФТР Технологическая платформа Российский фонд технологического развития Предприятие - лицензиат Головной разработчик продукта/технологии финансирование экономическая оценка предлагаемых НИОКР Лицензионные платежи конкурсный выбор головного разработчика выделение ключевых технологий/ продуктов формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов Проектный институт разработка мониторинг, сопровождение возврат финансирования формирование ТЗ на разработку участие в выборе головного разработчика технический контроль Продажа лицензий

20 Договорные схемы. Вариант 1. РФТР дает займы разработчику Технологическая платформа : - выделение ключевых технологий/ продуктов как целевых для разработки; - формирование ТЗ на разработку; - формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов разработанных технологий/ продуктов; - участие в выборе головного разработчика РФТР - экономическая оценка предлагаемых НИОКР; - конкурсный выбор головного разработчика; - выделение займа на разработку ключевых технологий/ продуктов Предприятие - лицензиат: - заявление о готовности приобретать лицензию; - покупатель лицензии по итогам разработки; Головной разработчик продукта/технологии (ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт, корпоративный R&D центр) - разработка технологии/продукта; - аккумулирование и контроль РИД - лицензирование результатов Займ на НИОКР Формирование «Программы целевых НИОКР» Погашение займа ТЗ на разработку Лицензионные платежи Продажа лицензий Предварительные лицензионные соглашения Если «консолидатором результатов НИОКР» выступает негосударственое предприятие, то необходимы дополнительные меры по контролю использования результатов и обеспечению их доступности для лицензиатов от технологической платформы В случае, если консолидатором результатов НИОКР и оператором проекта выступает государственное предприятие, расходы, учет, охрана и использование результатов находятся под полный контроль

21 Консолидатором результатов НИОКР и оператором проекта выступает государственное предприятие, что гарантирует полный контроль процесса, расходов, учета, охраны и использования результатов Договорные схемы. Вариант 2. РФТР выступает номинальным заказчиком Технологическая платформа : - выделение ключевых технологий/ продуктов как целевых для разработки; - формирование ТЗ на разработку; - формирование пула компаний – потенциальных лицензиатов разработанных технологий/ продуктов; - участие в выборе головного разработчика РФТР - экономическая оценка предлагаемых НИОКР; - конкурсный выбор головного разработчика; - заказ разработки ключевых технологий/ продуктов -- заказ разработки базового проекта Предприятие - лицензиат: - заявление о готовности приобретать лицензию; - покупатель лицензии по итогам разработки; Головной разработчик продукта/технологии (ВУЗ, Институт РАН, отраслевой институт, корпоративный R&D центр) - разработка технологии/продукта; - аккумулирование и контроль РИД - лицензирование результатов Заказ НИОКР Формирование «Программы целевых НИОКР» ТЗ на разработку Лицензионные платежи Продажа лицензий Предварительные лицензионные соглашения Заказ ПР

22 Благодарим за внимание