Структурные элементы диссертации. Особенности научного исследования характер целеполагания выделение специального объекта исследования применение специальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Транксрипт:

Структурные элементы диссертации

Особенности научного исследования характер целеполагания выделение специального объекта исследования применение специальных средств познания - методов исследования однозначность терминов

Уровни методологии Методология науки – это учение о принципах построения, формах организации и способах научного познания 1.Философские знания 2.Общенаучная методология - системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д. 3.Конкретно-научная методология - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Методологическая культура Методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность) Способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Структурные элементы диссертации тема исследования ее актуальность проблема объект предмет цель задачи гипотеза* методологические основы методы исследования научная новизна положения на защиту теоретическая значимость практическая значимость информационная база апробация и внедрение достоверность и обоснованность результатов структура и объем работы сведения о публикациях

Тема исследования Название должно быть кратким и точным, соответствовать содержанию, объекту и предмету исследования. В наименовании темы обычно присутствуют аспект или угол зрения исследования, направленность стратификации, эффективности, совершенствования, оптимизации. Это может быть обозначение объекта исследования, сторон и особенностей явления, процесса, сферы знаний, а также предмет исследования как стратегический подход, инструмент, модель, теория, методология, концепция. Как носить воду решетом «Транспортировка соединение водорода и кислорода в пористых емкостях ячейистой структуры»

Тема исследования Тема диссертации должна идти от проблемы. Во многих работах проблема часто подменяется темой, что фиксируется не только в заголовке, но и в содержании диссертации. В результате защищается не проблема, не ее теоретическое значение, на которое исследователь должен выходить, благодаря раскрытию заложенной концепции, а некие общие авторские представления при искусственном подборе отдельных фактов. Найти проблему значительно сложнее, чем её решить (английский физик и общественный деятель Джон Десмонд Бернал, «Социальная функция науки», 1939 г.). Именно в выбранной для изучения проблеме должна содержаться та идея исследования, которую и будет осуществлять соискатель ученой степени.

Необходимо так сформулировать тему, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкновения старого с тем, что предлагается в исследовании. «Эвристический и исследовательский методы обучения как средство умственного развития воспитания» Последовательность слов не должна нарушать первичность предмета и объекта «Улучшение агроклиматических свойств почв на основе разработки специльных отвесных плугов» Тема исследования. Рекомендации

Не широкая Не узкая Избегать слова «вопросы», «проблемы», «исследования», «изучение», «анализ» Количество слов 7-16 вместе с предлогами С соблюдением граматических правил Не перегружена специальными терминами «Влияние трихоцефалезной инвазии и метабалитов паразитов на кариотип соматических клеток хозяина»

Рекомендации по теме НаправлениеОбъектПредмет Совершенствование Разработка Оптимизация Улучшение Повышение Технология Теория Практика Проектирование Процесс За счет … С использованием … На основе …

Актуальность исследования Отражает длительные непростые поиски – как Вы к этому пришли, почему это действительно интересно, что новое научное знание, которое Вы предполагаете получить, необходимо для профессиональной практики, а в науке оно отсутствует Каков замысел Вашего исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать и т.д. Обосновывается актуальность направления исследований не целой области, а конкретной выбранной темы. Какие задачи стоят перед отраслью в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально- экономических условиях развития общества. Что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками.

Исследование можно считать актуальным в том случае, если не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: во-первых, её изучение отвечает насущной потребности практики, во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Противоречие Это «взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний...» словарь-справочник Н.И. Кондакова Противоречие (научное) – это важнейшая логическая форма развития познания. 1)Когда что-то одно (высказывание, мысль) исключает что-то другое, несовместимое с ним. Например: противоречия, сложившиеся в конце ХIХ в. между принципом относительности Г. Галлилея и системой уравнений Д. Максвелла в электродинамике, которое было разрешено созданной А. Эйнштейном специальной теорией относительности 2)Как несогласованность, несоответствие между какими-либо положениями

Примеры «противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей... с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов – с другой» (диссертация В.И. Борткявичене) «между необходимостью реализации прогностического подхода к исследованиям развития единой системы непрерывного образования и неразработанностью теории информационного обеспечения этих исследований» (диссертация С.И. Портновой).

Примеры «противоречие между необходимостью снижения эмиссии окислов азота и возможностями известных моделей для ее расчета» (диссертация Э.В. Сапожникова)

Противоречие. Рекомендации по педагогическим направлениям Противоречия необходимо выявить на ТРЕХ уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, научно-методическом. Наличие противоречий и подтверждает актуальность.

Тема: Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования Противоречия: на социально-педагогическом уровне: между ключевой ролью профессии программиста в современном информационном обществе и недостаточной ориентацией учащихся на приобретение этой профессии в процессе их обучения информационно-технологическим дисциплинам в системе школьного и дополнительного образования; на научно-педагогическом уровне: между необходимостью развития профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения программированию и недостаточной разработанностью необходимых психолого-педагогических основ такого развития; на научно-методическом уровне: между возможностью развития профессионального самоопределения школьников при обучении программированию в учреждениях дополнительного образования и отсутствием соответствующей методики. Пример

Противоречие Проблема В широком, общеупотребительном языке – как синоним слова «задача», «препятствие» и т.п. В научном же смысле, проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь). В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний Проблема диссертационного исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

Решить проблему исследования – значит создать условия, при которых противоречия будут устранены Формулировка проблемы строится на стремлении преодолеть установленные противоречия. (!) Необходимо различать научную проблему и практическую задачу

Примеры Проблему часто формулируют как вопрос «… Каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих учителей педагогического мышления?» (диссертация О.С. Сокур). …. ! Постарайтесь в диссертации и автореферате (докладе) использовать слово «проблема», только в одном этом смысле – проблема Вашего исследования и никакая другая.

Объект исследования Объект противостоит познающему субъекту (в данном случае диссертанту) в его познавательной деятельности. То есть это та часть практики или научного знания с которой исследователь имеет дело. Объект описывает ту самую наиболее широкую (в пределах разумной целесообразности) «часть области деятельности» для предполагаемого исследования. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается?»

Не правильно: «объектом исследования являются учащиеся таких-то классов» или «психологи консультационных центров» !

Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, гигиенистами и т.д. Но у них у всех будут разные предметы исследования. Предмет диссертационного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Предмет отвечает на вопрос «Как рассматривается объект?»

Предмет не может быть частью объекта Пример формулировки предмета: «учебник как...», «научное обоснование как...», «включение личностного опыта как...» !

Примеры Тема: «Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера» Объект исследования: «учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся» Предмет исследования: «развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера». Тема: «Исследование и разработка методов построения систем отображения информации для ситуационного центра» Объект исследования: программно-аппаратные комплексы, используемые в новых устройствах отображения информации подвижными источниками света на основе светодиодов. Предмет исследования: алгоритмы работы, структура и состав программно-аппаратных комплексов.

Цель исследования Цель исследования - что в самом общем виде нужно достигнуть в итоге всей работы, то есть желаемый конечный результат конкретной диссертационной деятельности. Это то, к чему мысленно стремится исследователь, и что ожидается в итоге после проведенного эксперимента и внедрения результатов исследования Цель – это не просто «разработать» или «создать», цель – это тот эффект, связанный с изменениями объекта, которые будут получены в итоге и опытным путем зарегистрированы

Цель исследования. Формулировки разработка экономических, педагогических, или научно- методических (организационно-педагогических, социально- педагогических и т.п.) условий чего-либо …., обеспечивающих выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (экономических, дидактических, методических, методологических) условий* (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития)... обоснование содержания, форм, методов и средств... разработка методики (модели, комплекса, методической системы) разработка методики формирования чего-либо или методики применения разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)... разработка теоретической модели чего-либо разработка требований, критериев педагогическое обоснование чего-либо

Цель исследования. Рекомендации Формулировка «цель – решить поставленную проблему исследования» говорит о том, что Вы берете на себя смелость утверждать, что полностью исчерпали проблему, и после Вас другим уже как бы будет делать в ней нечего. Целью не может быть практический результат НИР. Например такой как «совершенствование языковой подготовки…», «совершенствование процесса обучения алгебре...» «повышение эффективности производства…» !

Примеры Тема: «Метод расчета содержания окислов азота в отработавших газах судовых среднеоборотных дизелей флота рыбной промышленности» Объект исследования: «являются среднеоборотные судовые дизели, наиболее часто используемых в качестве главных и вспомогательных двигателей на судах рыбопромыслового флота» Предмет исследования: «математические модели рабочих процессов и модели образования окислов азота в судовых среднеоборотных дизелях, учитывающие влияние конструктивных параметров, технического состояния и условий эксплуатации с целью ограничения величины эмиссии окислов азота в окружающую среду». Цель работы – разработка простого и приемлемого для практики метода расчета содержания окислов азота в отработавших газах судовых среднеоборотных дизелей, учитывающего в явном виде влияние конструктивных и эксплуатационных факторов и не содержащего эмпирических коэффициентов.

Примеры Тема: «Обоснование и выбор рациональных параметров эксплуатации экскаваторов цикличного действия» Объект исследования: «экскаваторы цикличного действия, эксплуатируемые на горнодобывающих предприятиях » Предмет исследования: «влияние условий эксплуатации на нагруженность узлов рабочего оборудования и эффективность эксплуатации экскаваторов ». Цель работы – повышение эффективности эксплуатации экскаваторов на основе применения разработанной методики обоснования и выбора рациональных параметров эксплуатации в зависимости от нагруженности узлов рабочего оборудования.

Задачи Выверенный по порядку следования перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к результатам Это обычно делается в форме перечисления: изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... Количество, содержание и глубина задач выбирается индивидуально, но среди них можно выделить: статистические задачи оценки существующих и перспективных требований к объекту исследования, методологические и теоретические задачи раскрытия предмета исследования, экспериментальные задачи подтверждения правильности теории, практические задачи выявления эффективности решений.

Задачи должны быть ориентированы на результат: выявить состояние..., раскрыть содержание..., разработать представление... А не на процесс: «проанализировать на основе обобщения исследуемого исторического опыта...», провести неполный факторный анализ...». !

Гипотеза исследования Имеет вид: если А, то В, где А – совокупность формируемых исследователем условий, основанных на ведущей идее исследования В – совокупность результатов, приводящих к цели (или отождествляемых с целью) ГИПОТЕЗА является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.

Гипотеза Формулируется в общих чертах и уточняется после теоретического изучения проблемы. В ходе НИР гипотеза может не подтвердиться. Поэтому желательно формулировать многокомпонентную гипотезу. Отрицательный результат можно описывать в работе - это обогащает работу, придает ей достоверность и убедительность Гипотеза не должна быть очевидной. «Если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими» Не во всех исследованиях гипотеза может быть сформулирована в явном виде (например, по истории педагогики). В технических работах гипотеза часто отсутствует

Тема: Развитие профессионального самоопределения учащихся при обучении программированию в системе дополнительного образования Гипотеза: процесс обучения школьников программированию в учреждениях дополнительного образования будет сопровождаться развитием профессионального самоопределения учащихся, если: методику обучения программированию построить с учётом особенностей профессиональной деятельности современных программистов, в частности, коллективного характера труда, ролевой дифференциации в ходе проектирования программного продукта, применения современных технологий программирования; профессиональное самоопределение учащихся характеризовать уровнями, определяемыми развитием компонентов профессионального самоопределения: знаниями и умениями, профессиональным самосознанием, профессиональной самоориентацией. Пример

ВЗАИМОСВЯЗЬ предмета, цели, задач и гипотезы

ЦЕЛЬ Аспект исследования РЕЗУЛЬТАТ (ЦЕЛЬ)ПОСЫЛКА(УСЛОВИЯ) ГИПОТЕЗА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ результат Теоретическая значимость Практическая значимость Гл.1 Гл.2 Теоретические результаты Практические результаты ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту