Переход от ежегодного к среднесрочному бюджетному планированию: ситуация в Албании Презентация д-ра Шерефедина Шеху.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От ежегодной – к среднесрочной бюджетной программе: опыт Албании доктор Шерефедин Шеху.
Advertisements

Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 28 августа 2013 года г. Уфа.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Шербакульского муниципального района на период до 2013 года.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
1 Что такое среднесрочная структура расходов бюджета (MTEF) и почему она важна? Краткий обзор Мигара Де Силва Старший экономист Всемирного банка.
Доклад Заместителя Генерального директора по экономике и финансам ОАО «СЗТ» Хуснутдиновой Венеры Адыхамовны на годовом общем собрании акционеров 30 июня.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
1 Основы бюджетного процесса в Кыргызской Республике Май 2007 г.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
О системе муниципального планирования социально-экономического развития города Апатиты.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Транксрипт:

Переход от ежегодного к среднесрочному бюджетному планированию: ситуация в Албании Презентация д-ра Шерефедина Шеху

СБП как эффективное средство осуществления правительственной программы развития Обеспечивает формирование плана распределения ресурсов на среднесрочную перспективу, что способствует: Достижению целей и задач Правительства в части сокращения бедности и развития страны Составлению программ расходов на основе различных стратегий, включая: стратегию сокращения бедности национальную стратегию социально-экономического развития прочие отраслевые стратегии Предусматривает участие самых разных сторон, что обеспечивает необходимую поддержку для разработки и реализации устойчивой экономической политики

СБП помогает решить проблемы распределения ресурсов Недостатки системы ежегодного бюджетного планирования: Отсутствие бюджетной перспективы Фрагментарный подход к бюджету (в частности, к внутреннему инвестиционному бюджету и проектам с иностранным финансированием) Нестабильность лимитов бюджетного финансирования Несогласованность финансирования по отраслям, проектам и периодам времени Во многих случаях – низкая эффективность инвестиционных портфелей Инвестиционное планирование плохо увязано с бюджетным процессом

Улучшение бюджетного и общего контроля и распределения ресурсов (Общие результаты деятельности албанского правительства, % ВВП) Показатели2003г.2004г.2005г.2006г.2007г.2008г.2009г. Доходы и гранты24,524,124,6 25,626,026,8 Налоговые доходы21,321,7 21,821,92222,1 Неналоговые доходы2,82,11,8 Гранты0,40,3110,90,8 Общий объем расходов2929,228,428,728,22827,9 Текущие расходы24,62423,222,822,422,222 Кап. расходы4,655,35,55,7 5,8 Текущий баланс-0,5-0,20,40,71,41,61,9 Внутр. финансирование3,14,23,132,82,62,5 Иностр. финансирование1,510,81,10,7 Гос. долг61,756,554,9 54,453,552,6

2005 г.: введена система комплексного планирования (СКП) Основные реформы: Разработана правительственная программа модернизации На базе Национальной стратегии начался процесс стратегического планирования Процесс и процедуры СБП внедрены в полном объеме Разработана Стратегия внешнего содействия Разработаны процессы комплексного планирования бюджетных инвестиций и внешнего содействия Планирование интеграции в ЕС стало неотъемлемой частью общего планирования Внедрена система комплексного мониторинга Разработаны отраслевые стратегии

Система комплексного планирования *Программа Правительства НС СБП *Управление внешним содействием *Управление бюджетными инвестициями *Интеграция в ЕС Ежегодные бюджетные ассигнования

Как работает СКП? Отраслевые стратегии отражают: Программу Правительства Интеграцию в ЕС/НАТО Бюджетные инвестиции Внешнее содействие Отраслевые стратегии: Вносят вклад в Национальную стратегию развития и интеграции (НС) Обеспечивают согласованность экономической политики и способствуют формированию общего представления о перспективах развития отрасли НС ОТРАСЛЕВЫЕ/ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ СБП ЕЖЕГОДНЫЙ БЮДЖЕТ

Годовой бюджет в условиях СБП Первый год СБП Учет среднесрочных приоритетов и лимитов финансирования Главный инструмент преобразования государственной политики в программы расходов, их анализа и корректировки Результат анализа, проведенного Минфином, а также переговоров и слушаний с участием отраслевых министерств Оценка программы и показатели эффективности

Процедуры и компоненты СБП Как оно регулируется? Как оно работает? Примеры

Основные этапы процесса СБП Бюджетные ориентировки для СБПфевраль Макроэкономические основымарт Предварит. лимиты финансирования в рамках СБП март Подача программных заявок в рамках СБП – 1-й этап18 мая Первый проект программы СБПиюнь Лимиты финансирования в рамках СБПиюль Дополн. бюджетные ориентировки июль Подача программных заявок в рамках СБП – 2-й этапсентябрь Пересм. вариант проекта программы СБПоктябрь (Проект годового бюджета = Первый год СБП)

Процесс СБП и процедуры управления бюджетными расходами Ориентировки, необходимые для подготовки бюджета, выпускаются в два этапа (март и июнь) Отдельно даются ориентировки, относящиеся к управлению бюджетными инвестициями (УБИ) Правительственный Комитет по модернизации осуществляет контроль за ходом работы Министр финансов докладывает Совету министров о том, как министерства выполнили эту работу В июне-августе проводятся уточнение и доработка программных заявлений об экономической политике

Макроэкономические основы Позволяют: провести оценку имеющихся ресурсов СБП установить плановые показатели бюджетного дефицита в соответствии с целями макроэкономической стабилизации установить общий лимит расходов для каждого года СБП установить лимиты финансирования основных статей расходов: заработная плата, операционные и эксплуатационные расходы, инвестиции, обслуживание долга и т.д. Утверждаются Комитетом стратегического планирования (КСП) под председательством Премьер- министра (в его состав входят ключевые министры)

Плановые уровни основных показателей Экономический рост - 6% Инфляция - 2-4% Доля чистых внутренних заимствований в ВВП - 2,3% Доля доходов в ВВП - 27,3 % Доля расходов в ВВП - 31,2 % ПРИМЕР

Страховые взносы на обязательное социальное страхование Июнь 2006 г.: снижение ставки налога с 38,5% до 29,5% гг.: ежегодное снижение ставки налога на 1% до уровня 26,5% (из них 17% приходится на долю работодателей) Обоснование: Высокий процент уклонения от уплаты налога в несельскохозяйственном частном секторе: 48-50% Согласно ИНСТАТ, численность работников составляет 213 тыс. человек, в то время как налоги уплачивают только 150 тыс. человек Согласно отчетным данным, поступающим из частного сектора, средний размер заработной платы в частном секторе на 34% ниже, чем в государственном ПРИМЕР

Прогнозирование доходов, формирующихся за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование ПРИМЕР

Прогнозирование доходов, формирующихся за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование Ед. изм.2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г. Всегомлн лек % ВВП Несельскохоз. частный сектор Кол-во налогоплательщиковчел Ставка налога%38,529,528,527,526,5 Средняя заработная плататыс. лек15,618,724,331,639,5 Итогомлн лек Прогноз роста заработной платы20%30% 25% 2. Государственный сектор Кол-во налогоплательщиковчел Ставка налога%38,529,528,527,526,5 Средняя заработная плататыс. лек24,629,532,535,739,3 Итогомлн лек Прогноз роста заработной платы20%10% 3. Добровольное страхованиемлн лек Прогноз роста доходов28%15% 4. Сельское хозяйствомлн лек Кол-во налогоплательщиковчел Прогноз роста кол-ва налогоплательщиков 19%10% ПРИМЕР

Прогнозирование доходов, формирующихся за счет налога на прибыль Ежегодное снижение ставки налога на 1% до уровня 17% в 2009 г. Увеличение амортизации для новых технологий 20%-ная скидка для реинвестированной прибыли 10%-ное увеличение за счет экономического роста и 8%-ное увеличение за счет совершенствования налогового администрирования ПРИМЕР Статья Общий объем доходов (млн лек)19,77322,08124,66327,428 Общий объем доходов (% ВВП)2,2% 2,3% Ставка налога20%19%18%17% Прибыль предприятий (млн лек)98,863116,217137,019161,343 Темпы роста прибыли18,20%17,60%17,90%17,80% Прогноз увеличения доходов за счет экономического роста10% Прогноз увеличения доходов за счет сокращения числа неплательщиков налога8%

Принципы (прогнозные показатели) финансирования расходов Бюджетные ассигнования на заработную плату увеличатся на 7% В 2009 г. обслуживание долга к ВВП составит 2,96% Рост операционных и эксплуатационных расходов по отношению к предыдущему году составит 12%, 15% и 20% Благодаря увеличению страховых взносов, сократятся трансферты на обязательное социальное и медицинское страхование Трансферты органам местного самоуправления будут ежегодно увеличиваться на 25% Размер социальных выплат и пособий по безработице увеличится на 6% Рост инвестиций по отношению в предыдущему году составит 62%, 28% и 18% ПРИМЕР

Расходные лимиты в рамках СБП Привязаны к общему лимиту расходов, однако утверждаются отдельно, чтобы не мешать обсуждению вопросов, касающихся выделения ресурсов отраслям Устанавливаются с учетом отраслевых стратегий и в полном объеме отражают планы иностранного финансирования Составляются и пересматриваются Минфином Формально утверждаются КСП и Совмином: это значительно укрепляет весь процесс это придает больший вес процедуре СБП это повышает общую дисциплину

Отраслевые прогнозы: рост по отношению к предыдущему году Министерства 2007 г.2008 г.2009 г. Операц. и экспл. расходы Инвести- ции Операц. и экспл. расходы Инвести- ции Операц. и экспл. расходы Инвести- ции Экономики0,0%20,2%0,0%16,2%0,0%16,6% С/х0,0%20,2%0,0%16,2%0,0%16,6% Общественных работ13,0%20,2%10,0%16,2%8,0%16,6% Образования19,0%45,0%16,2%30,0%15,0%30,0% Культуры и спорта13,0%20,2%10,0%16,2%8,0%16,6% Здравоохранения19,0%45,0%16,2%30,0%15,0%30,0% Юстиции0,0%20,2%0,0%16,2%0,0%16,6% Внутр. дел0,0%20,2%0,0%16,2%0,0%16,6% Обороны19,0%45,0%16,2%30,0%15,0%30,0% Окр. среды13,0%20,2%10,0%16,2%8,0%16,6% Фонд развития0,0%20,2%0,0%16,2%0,0%16,6% Прочее0,0% ПРИМЕР

Лимиты финансирования важнейших отраслей Министерств о Единица изм.2006г.2007г.2008г.2009г. Образования,млн лек27,12834,00739,87546,202 % ВВП%3,023,463,713,93 Здравоохранения,млн лек19,81823,88527,56031,858 % ВВП%2,202,432,562,71 Обороны,млн лек14,16916,80519,16821,801 % ВВП%1,571,711,781,85 Обществ. работ,млн лек20,28728,82735,82042,634 % ВВП%2,252,933,333,62 ПРИМЕР

Подача программных заявок в рамках СБП Программные заявки должны опираться на стратегию и среднесрочную экономическую политику Каждая программа должна быть структурирована следующим образом: Стратегические цели программы (на долгосрочную перспективу) Экономические задачи программы (на каждый год СБП) Продукты программы Проекты программы Направления деятельности Расходы с разбивкой по направлениям деятельности и статьям Два раза в год (апрель-май и июнь-август) во всех отраслевых министерствах проводится Стратегический анализ программ (САП)

Программный документ СБП Комитет стратегического планирования (КСП) утверждает три варианта программного документа СБП: два предварительных варианта – в июне и сентябре, заключительный вариант – после того, как Национальное собрание утвердит годовой бюджет

Управление процессом СБП и создание потенциала: ключ к успеху Главная роль принадлежит Министерству финансов, которое: разрабатывает (пересматривает) процедуры и ориентировки СБП готовит лимиты расходов с учетом макроэкономического прогноза направляет и поддерживает работу отраслевых министерств анализирует поданные программные заявки и работает с отраслевыми министерствами в целях их совершенствования готовит программный документ СБП и годовой бюджет

Управление процессом СБП и создание потенциала: ключ к успеху Отраслевые министерства имеют ключевое значение для достижения успешных результатов: Они формируют Группы подготовки СБП (так называемые ГСБИ) Председателем каждой группы является Министр Координатором каждой группы является Генеральный секретарь Министерства Членами групп являются Директора программ Для того, чтобы Группы подготовки СБП работали эффективно, они должны принимать участие и нести ответственность за принятие следующих решений: утверждение перечня программ распределение лимитов финансирования по программам утверждение программных заявок, поданных в рамках СБП Координаторы и Группы управления программами должны играть более активную роль: в разработке (пересмотре) перечня, целей, задач, проектов, продуктов и направлений деятельности программ, а также их расходов по каждому направлению деятельности и каждой статье

Надлежащее документирование новых систем и процедур Система бюджетных расходов, инвестиций и программ: Система СБП разработана и внедрена в полном объеме с охватом всех государственных министерств Разработаны Инструкции для пользователей, которые направлены во все министерства Доклады о результатах анализа бюджетных расходов: Специалисты Бюджетного департамента Минфина анализируют программные заявки, поданные в рамках СБП Разработаны шаблоны докладов и собираются отчетные данные, подготовленные отраслевыми специалистами