Новое в законодательстве об образовании в связи с применением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Факторович А.А., заместитель руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования
ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от ) Распоряжение Правительства РФ от р Государственная программа развития образования до 2020 г.; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от ) Распоряжение Правительства РФ от р Государственная программа развития образования до 2020 г.; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
ПРОЕКТЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ ПЕРЕЧНИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ; ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММАМ: - БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ, СПЕЦИАЛИТЕТА; - ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ И АДЪЮНКТУРЕ; - ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОРДИНАТУРЫ; МАКЕТ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ И АДЪЮНКТУРЕ ПЕРЕЧНИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ; ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММАМ: - БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ, СПЕЦИАЛИТЕТА; - ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ И АДЪЮНКТУРЕ; - ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОРДИНАТУРЫ; МАКЕТ ФГОС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ И АДЪЮНКТУРЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА Принят закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 года, 143-М) Утвержден Макет профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 года, 147-М) Утвержден План разработки профессиональных стандартов на годы (распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г р) Принят закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 года, 143-М) Утвержден Макет профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 года, 147-М) Утвержден План разработки профессиональных стандартов на годы (распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г р)
Изменения в структуре системы профессионального образования: уровни профобразования (ст. 11 п. 4., Гл. 8 ) Среднее профессиональное образование Начальное профессиональное образование Высшее образование (3 уровня) бакалавриат магистратура; специалитет подготовка научно- педагогических кадров; ординатура; ассистентура-стажировка !!!
ХАРАКТЕРИСТИКА ПД Объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности МАКЕТ ФГОС ВО ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВИДЫ ПД НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
МАКЕТ ФГОС ВО ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Система требований К результату освоения программы К структуре программы К условиям реализации программы УК все направления ОПК Конкретное направление ПК конкретная программы БЛОК ОД БЛОК ПРАКТИКИ БЛОК НИР БЛОК ГИА БАЗОВАЯ (18 ЕД.) + ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (162\222 ЕД.) Кадры Финансы Материально- техническая база Методическое сопровождение
ПРОЕКТ ПЕРЕЧНЯ УК способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке; способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия.
Научно-исследовательские владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области(в сфере, по проблемам и пр.); владение культурой научного исследования в области (в сфере, по проблемам и пр.); в том числе с использованием новейших ИКТ; способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной НИД в области(в сфере, по проблемам и пр.);с учетом правил соблюдения авторских прав; готовность организовать работу исследовательского коллектива в области(в сфере, по проблемам и пр.) Преподавательские способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования; способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей). ПРОЕКТ ПЕРЕЧНЯ ОПК
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММАМ АСПИРАНТУРЫ (АДЬЮНКТУРЫ) НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ФГОС, ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗРАБОТЧИК ОРГАНИЗАЦИЯ, С УЧАСТИЕМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОЧНО, ОЧНО-ЗАОЧНО, ЗАОЧНО, САМООБРАЗОВАНИЕ, ДИСТАНЦИОННАЯ, СЕТЕВАЯ ОЧНО, ОЧНО-ЗАОЧНО, ЗАОЧНО, САМООБРАЗОВАНИЕ, ДИСТАНЦИОННАЯ, СЕТЕВАЯ ОБЪЕМ 180 \ 240 ЕД., ВОЗМОЖНО УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ 180 \ 240 ЕД., ВОЗМОЖНО УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ, СПЕЦИАЛИТЕТА НОВЫЕ АСПЕКТЫ Программы магистратуры реализуют вузы и научные организации, при наличии лицензии; Обучающиеся имеют право участвовать в формировании содержания своего образования (на основании локального акта) Представлена структура ОПОП, УП, КУГ, рабочей программы дисциплины (модуля), практики Объем обучения: программ бакалавриата – не менее 180 и не более 300 зачетных единиц; программ специалитета – не менее 300 и не более 360 зачетных единиц; программ магистратуры – не менее 90 и не более 120 зачетных единиц. Сроки обучения: по программе бакалавриата – от 3 до 5 лет; по программе специалитета – от 5 до 6 лет; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программе магистратуры – от 1,5 до 2 лет. Возможность ускоренного обучения по ИП Программы академического и прикладного бакалавриата
ОБНОВЛЕННЫЕ МАКЕТЫ ФГОС В РАЗДЕЛЕ 1 п ФГОС разработан на основе ПС (указывается соответствующий ПС) В РАЗДЕЛЕ 3 п.3 образовательная программа может осваиваться в образовательной организации и в форме самообразования Предусматривается также возможность электронного обучения. В РАЗДЕЛЕ 4. Виды деятельности устанавливаются с учетом ПС. В РАЗДЕЛЕ 8. п.2. Внешнее признание качества программ бакалавриата и их соответствия требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Способность 1. использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. 2. анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. 3. использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. 4. использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. 5. к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. 6. работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. 7. к самоорганизации и самообразованию. 8. использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. 9. использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Перечень общекультурных компетенций, рекомендуемый разработчикам ФГОС
ПРИМЕРНЫЕ ОПОП Примерная основная образовательная программа представляет собой учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы ОПОП ОП СПО ОП ВО Обеспечение разработки - ФОИВ Порядок разработки – госзаказ \\ инициативно
ПРИМЕРНЫЕ ОПОП: ЭКСПЕРТИЗА И ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ПРОГРАММА МИНОБРНАУКИ РАЗМЕЩЕНИЕ НА САЙТЕ – ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ; ОТПРАВКА НЕЗАВИСИМЫМ ЭКСПЕРТАМ – ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОИВы, ОИВ СУБЪЕКТОВ РФ РАЗМЕЩЕНИЕ НА САЙТЕ – ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ; ОТПРАВКА НЕЗАВИСИМЫМ ЭКСПЕРТАМ – ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОИВы, ОИВ СУБЪЕКТОВ РФ КОМИССИЯ ПО ПРИМЕРНЫМ ПРОГРАММАМ ПРИ МОН ОТКЛОНИТЬ ВНЕСТИ В РЕЕСТР ОТПРАВИТЬ НА ДОРАБОТКУ ОТКЛОНИТЬ ВНЕСТИ В РЕЕСТР ОТПРАВИТЬ НА ДОРАБОТКУ ДОРАБОТКА РЕЕСТР ПРОГРАММ: Дата внесения Регистрационный номер Уровень и направленность ПО Текст Организация- разработчик РЕЕСТР ПРОГРАММ: Дата внесения Регистрационный номер Уровень и направленность ПО Текст Организация- разработчик
Государственный надзор в образовании Контроль, надзор, оценка в системе профобразования ГИА, публичная отчетность и др. Профессионально- общественная аккредитация Общественная аккредитация Педагогическая экспертиза Лицензирование Государственная аккредитация на 6 лет !!! Установление и предотвращение негативного воздействия ТСО, учебников, проектов НПА и др. Государственный контроль качества образовании ??? рассматривается
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ (ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ») Дополнительные механизмы Мониторинг: систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность; (пример: приказ Минобрнауки от ) Обеспечение информационной открытости системы: итоговые (годовые) отчеты в сети "Интернет" на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ГОСУДАРТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Федеральный уровень Положения о лицензировании образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности
Направления деятельности АККРЕДИТАЦИЯ КОНТРОЛЬ Экспертиза соответствия федеральным государственным образовательным стандартам: образовательной деятельности по основным образовательным программам; подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций Оценка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования НАДЗОР
Цели 1) определение соответствия предоставляемого образования потребностям физического и (или) юридического лица, 2) оказание им содействия в выборе организации и образовательной программы, 3) повышение конкурентоспособности организаций и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. Инициатива к проведению: - юридические или физические лица; -в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования. Субъекты Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Независимая оценка качества ПО (Закон «Об образовании в РФ, статья 95)
Объекты независимой оценки качества профессионального образования Компетенции выпускников Образовательные организации Образовательные программы Инструменты Оценка и сертификация квалификаций Общественная аккредитация Профессионально -общественная аккредитация
Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 7 мая 2012 г. ч.4 Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить предложения по проведению общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. декабрь 2014 г. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить предложения по проведению общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. декабрь 2014 г. Перечень поручений Председателя Правительства РФ по реализации положений статьи В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 27 марта 2012 г. ВП-П п. 15 Министерству образования и науки России: Представить предложения по проведению общественно- профессиональной оценки образовательных программ ВПО, в первую очередь по экономике, юриспруденции, управлению, социологии август 2012 Министерству образования и науки России: Представить предложения по проведению общественно- профессиональной оценки образовательных программ ВПО, в первую очередь по экономике, юриспруденции, управлению, социологии август 2012 ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОАПОА Содержание Соответствие критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. профессиональных стандартов, рынка труда Субъекты различные российские, иностранные и международные организации. работодатели, их объединения, уполномоченные ими организации Процедура Устанавливается общественной организацией, которая проводит аккредитацию работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией Сведения об общественной или профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении государственной аккредитации КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕНИЯ? КАКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ?
Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Минобрнауки от ИСТОЧНИКИ Открытые данные в сети Интернет Публичные доклады руководителей ЗАКАЗЧИКИ Общественные советы Преподаватель Учредитель ОО Региональная общественная палата Руководитель ОО Органы госвласти и местного самоуправления обучающийся
Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Минобрнауки от некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации; коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы; региональные центры оценки качества образования; отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования. ИСПОЛНИТЕЛИ
Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Минобрнауки от ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса; возможность использования результатов независимой оценки качества образования для соответствующих управленческих решений (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования) сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ. создание конкурентной среды
Оценка качества профессионального образования Государственная регламентация Комплекс процедур Государственная аккредитация Сертификация квалификаций Профессионально- общественная аккредитация Государственная аккредитация профессионально-общественной аккредитации. Государственная аккредитация должна проводиться с учетом результатов профессионально-общественной аккредитации.
Инфраструктура системы ВО: Образовательные организации Виды в рамках типа упраздняются Организация, осуществляющая образовательную деятельность Наименования образовательных организаций Образовательная организация тип специальные названия … Организация, осуществляющая обучение Организация, осуществляющая обучение УСТАВ ОО
Изменения в сфере высшего образования Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования: проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования; разработка, утверждение и реализация программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов; модернизация системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования Совершенствование структуры ОП: введение прикладного бакалавриата в высшем образовании; обеспечение высокого качества программ магистратуры; создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
Повышение результативности деятельности ОО ВО: обновление программ развития федеральных университетов; поддержка программ развития сети национальных исследовательских университетов; реализация программ развития ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно- образовательных центров; реализация программ стратегического развития образовательных организаций ВО; создание системы оценки качества подготовки бакалавров; переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема; введение нормативного подушевого финансирования. Введение эффективного контракта: разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками; разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя Изменения в сфере высшего образования
ИНФРАСТРУКТУРА (ПО ГПРО) ГРУППЫ ВУЗОВ, ИМЕЮЩИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МИССИИ И ЗАДАЧИ Исследовательские вузы мирового класса: лидерские позиции в фундаментальной и прикладной науке, коммерциализация знаний и технологий Исследовательские вузы мирового класса: лидерские позиции в фундаментальной и прикладной науке, коммерциализация знаний и технологий Отраслевые лидеры: включенность в технологическую и кадровую модернизацию различных отраслей российской экономики Отраслевые лидеры: включенность в технологическую и кадровую модернизацию различных отраслей российской экономики Вузы гуманитарной и социальной направленности Университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда Федеральные университеты Национальные исследовательские университеты Опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Применение: -Работодателями при формировании кадровой политики в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, руда и управления; -Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; -При разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Методическое обеспечениеПреподавание Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительное образование детей и взрослых Высшее образование (ВО) Среднее проф. образование (СПО) ДПО
Высшее образование Научно-методическое обеспечение Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Руководство НИР, проектной и иной деятельностью Профориентация школьников, поддержка проф. самоопределения студентов Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) Руководство группой преподавателей ДОЛЖНОСТИ ППС: СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Профессор Доцент Старший преподаватель Преподаватель Ассистент
КАДРЫ ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ Целевые показатели эффективности работы ОУ; Показатели и критерии оценки качества и количества затраченного работниками труда; Повышение ответственности работников за результаты труда; Дифференцирован ная система оплаты труда ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАДРОВ Международный рекрутинг научно- педагогических работников на конкурсной основе; Привлечение к преподаванию ведущих специалистов и мастеров профильных организаций Поддержка молодых преподавателей ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПК Персонифициров анное финансирование; Разнообразие провайдеров образовательных услуг ПК; Вариативность программ (конкурс, экспертиза); Международные стажировки