Лекция 1. Поэма Гоголя « Мертвые души » – « история болезни, написанная рукою мастера » ( Белинский В. Г.). 2. Идейно - политический и духовный смысл поэмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В. Гоголь «Мертвые души» История создания, особенности сюжета История создания, особенности сюжета и композиции, и композиции, система образов. система.
Advertisements

Россия «Мёртвых душ». Система образов в поэме Н. В. Гоголя.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» щ Работу подготовил Литвинюк Григорий.
Умники и умницы Интеллектуальная игра Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». Манилов – «Ни то, ни се» Коробочка – дубинноголовая Ноздрев – историческая личность Собакевич – историческая личность.
М.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» Характеристика Манилова Что мы узнаём о характере Манилова, знакомясь с его усадьбой? Что мы узнаём о характере Манилова,
Николай Васильевич Гоголь « Мёртвые Души» Тема урока: « О Русь, взмахни крылами!»...Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце Моём Русь,не.
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася.
Николай Васильевич Гоголь (страницы жизни ) Учитель литературы Вагнер В.П. «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен, как Гоголь для.
Личностные качества. Н. В. Гоголь «Мёртвые души» «Мёртвые души» роман русского писателя Н. В. Гоголя, жанр которого сам автор, в соответствии со своими.
Российский турнир-конференция «Юность, наука, культура – юг» г. Туапсе, 2007 Колсанова Светлана, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 10 класс Руководитель.
Роль художественной детали в поэме Гоголя «Мёртвые души» (Чичиков у Коробочки)
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир.
РУССКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ГЕРОИ ПОЭМЫ Н.В.ГОГОЛЯ « МЕРТВЫЕ ДУШИ» Тарасенко Марина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 93 Советского.
Сентиментальный и глупый Манилов Жесткий, но расчётливый хозяин Собакевич Упрямая и бестолковая Коробочка Жалкий Плюшкин Беспардонный врунишка Ноздрёв.
Вся Русь явится в нём… Это будет моя первая порядочная вещь, которая вынесет моё имя… Н.В.Гоголь.
Парад героев по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Помещики.
Транксрипт:

Лекция

1. Поэма Гоголя « Мертвые души » – « история болезни, написанная рукою мастера » ( Белинский В. Г.). 2. Идейно - политический и духовный смысл поэмы Гоголя « Мертвые души ». 3. Сатирический и патетический пафос поэмы Гоголя « Мертвые души ». 4. Сюжет и композиция, основные образы

Мережковский Д. С. Гоголь и черт. М., 1906; Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934; Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. 1987, 4; Гуковский ГА. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959; Елистрагова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972; Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979; Золотусский И. Гоголь. М., 1984; Смирнова Е. А. Поэма Гоголя « Мертвые души ». Л., 1987; Манн Ю. В поисках живой души. М., 1987; Манн Ю. Поэтика Гоголя, М., 1988; Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Мифология. Идеология. Контекст. М., 1993.

Сюжет поэмы « Мертвые души » был подсказан Н. В. Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года

В соответствии со своим ведущим художественным принципом - разворачивать образ из имени - Гоголь дает Чичикову фамилию, образованную путем простого повтора невнятного звукосочетания ( чичи ), не несущего никакой отчетливой смысловой нагрузки. Фамилия, таким образом, отвечает общей доминанте образа Чичикова, суть которой в фиктивности ( А. Белый ), мнимости, конформизме : « не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод ».

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу : все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше.

Фольклорный источник образа Коробочки - баба Яга ( А. Синявский ). Отдельными чертами К. также напоминает ведьм из « Вечеров на хуторе близ Диканьки » ( М. Вайскопф ). Фамилия Коробочка метафорически выражает сущность ее натуры : бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка « одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки … В один … целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки … »

Образ Н. представляет тип « разбитного малого », кутилы « неугомонной юркости и бойкости характера », « исторического человека »... Главная страсть Ноздрева - « нагадить ближнему »: распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по - прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть его общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе.

Фольклорные источники образа Собакевича - былинные и сказочные богатыри. Собакевич похож « на средней величины медведя »; цвет лица « каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке »… Грубость и неуклюжесть - суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, « рубила со всего плеча : хватила топором раз - вышел нос, хватила другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет …».

Фамилия Плюшкина - парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание : плюшка - символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка - противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей : он предстает бесполым существом, скорее бабой : « Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак …»…

Выражается сильно русский народ ! Какой русский не любит быстрой езды ! Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан Один там только и есть порядочный человек : прокурор ; да и тот, если сказать правду, свинья. Дама, приятная во всех отношениях Давненько не брал я в руки шашек ! Прореха на человечестве Кувшинное рыло Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Эх, тройка, птица - тройка, кто тебя выдумал ?

Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде - не что иное, как указание пути к добру абсолютно ЛЮБОМУ человеку. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала.