4 класс «Окружающий мир»
Рассказывают, что случилось это в середине XVIII века, когда кто-то из крестьян, живших неподалёку от подножия горы Везувий, вздумал вырыть у себя во дворе то ли колодец, то ли погреб. На глубине нескольких метров его лопата наткнулась на металл и звякнула. Осторожно расчистив находку, крестьянин увидел прекрасный бронзовый светильник, позеленевший от времени.... Примерно так, по рассказам очевидцев, начались раскопки древнего города Помпеи, засыпанного пеплом и залитого грязью во время извержения Везувия в 79 году нашей эры...За шестнадцать с лишним веков люди начисто забыли о существовавших здесь цветущих в ту пору городах. Потеряли даже места их нахождения и спокойно разводили овощи над крышами засыпанных строений. По А.Н.Томилину Стартовая работа Прочитай текст. Выполни задания к нему. Если для выполнения какого-то задания тебе недостаточно информации, запиши свой вопрос.
1.Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но сооружение храма Аполлона в Помпеях учёные относят к VII веку до нашей эры. Что было раньше, а что - позже? Расставь буквы, обозначающие события, по порядку на шкале времени. А. Находка светильника крестьянином. Б. Основание города Помпеи. В. Раскопки города учёными-археологами. Г. Сооружение храма Аполлона. Д. Извержение вулкана, погубившего Помпеи.
2. Рассмотри масляный светильник, найденный в Помпеях. Что можно сказать по этой находке о людях- жителях Помпей? А) _________________________ Б) _________________________ В) __________________________
3.За 17 лет до рокового извержения Везувия в Помпеях произошло сильное землетрясение. Город был разрушен, но жители снова восстановили свои дома. Незадолго до извержения в Помпеях снова чувствовались толчки. Поясни, о чём свидетельствовали землетрясения. Ответ: ___________________________________________________ ___________________________________________________ Вопрос:___________________________________________
4.На картосхеме показаны города, погибшие при извержении Везувия в 79 году. Масштаб 1: С помощью линейки определи примерное расстояние от кратера Везувия до Помпей. Ответ: ________________ 1 см
5. По мнению вулканолога Альфреда Ритмана, 20 веков назад Везувий был одноглавым, а его высота превышала 2 с половиной км. Он был покрыт густым лесом с диким виноградом. На его вершине располагалось заросшее чашевидное углубление следы древнего кратера. После извержения 79 года конус вулкана был разрушен. С севера осталась стена высотой 1100 м, а южнее образовалось плато. Сегодня в южной части плато можно видеть новый конус вулкана высотой около 1300 м. Эти изменения показаны на схемах. 500 м 1000 м 1500 м север 2500 м 2000 м юг 20 веков назад После разрушения Помпей В настоящее время Дорисуй пропущенную схему.
1)проработка учениками способа экспериментирования в области формулирования гипотез (освоение моделирования как средства построения развернутых гипотез исследования); подготовка учеников к работе с учебными моделями средней школы; 2)повышение грамотности чтения 3) ознакомление учеников с широким кругом явлений и фактов из области естествознания и обществознания; разделение «Окружающего мира» на естествознание (природоведение) и обществознание (историю) 4) подготовка учителей среднего звена к приему детей, заканчивающих начальную школу. 5) подготовка детей к новой системе оценивания Задачи года
1) коротко сказать, о чем этот текст; 2) ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту; 3) придумать и записать название; 4) выделить маркером главные слова; 5) разбить текст на смысловые части; 6) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части; 7) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значкам, картинкам или ключевым словам; 8) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану); 9) составить свой текст, предварительно написав подсказки; 10) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста. 11) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту; 12) составлять простые тексты-инструкции; 13) составлять простые тексты-описания;
14) составлять простые тексты-рассуждения; 15) составлять простой план текста из отдельных предложений; 16) искать на картах страны и мира те географические названия, которые встретились в тексте; 17) задавать вопросы к тексту; 18) достраивать текст самостоятельно.
Ресурсы Учебник Тетрадь для практических работ Тетрадь для тренировки и самопроверки Сайт Диски ЗАО «1С»
Ругозы – одиночные кораллы Существовали 500 – 250 млн лет назад
Аммониты – головоногие моллюски Существовали 400 – 60 млн лет назад
График роста численности населения Земли Время, годы Н,э.До н.э. Численность населения, миллиарды