«Организация учебно- исследовательской работы школьников по русскому языку» Абрамова С.В. Svetlana.Abramova@umail.ru Дистанционный курс повышения квалификации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Advertisements

Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Самообразование» - приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Муниципальное образовательное учреждение Мошокская средняя общеобразовательная школа Судогодского района Владимирской области Иванова Анна Юрьевна Учитель.
Проектная деятельность учащихся на уроках физики и астрономии Ефремов Александр Григорьевич – учитель физики и информатики сош 4 г. Сельцо.
Московский городской педагогический университет Учебный проект « » (Отрицания в языке) Авторы: Афанасьева Ж.В., Лихачёв С.В. Москва 2007.
Создавать образовательную среду, в которой учащиеся получают: возможность расширения своих познавательных потребностей; помощь в жизненном самоопределении;
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно - методический пакет «Способы передачи чужой речи» Малютина.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно-методический пакет «Ради жизни на земле…» по поэме А.Т.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода.
Транксрипт:

«Организация учебно- исследовательской работы школьников по русскому языку» Абрамова С.В. Дистанционный курс повышения квалификации учителей русского языка

Актуальность курса обусловлена Социальной востребованностью учебно- исследовательской работы (УИР) школьников Образовательной целесообразностью УИР Высоким развивающим потенциалом УИР Запросом учителей

Особенности курса Основан на личностно-деятельностном подходе (И.А.Зимняя) Структурирован логикой поэтапного проведения исследовательской работы Предлагает апробированную методику проведения исследовательской работы по русскому языку Иллюстрирован примерами из исследовательских работ школьников Реализует концепцию открытого образования

Реализация личностно- деятельностного подхода В организации УИР школьников В обучении учителей русского языка руководству УИР

Структура курса 8 лекций Вопросы и задания в конце каждой лекции, нацеленные на усвоение материала Развернутый список литературы и электронных ресурсов по теме лекции 2 контрольные работы Завершающая курсовая работа

Отражение этапов УИР в структуре курса Лекция2: Методика поэтапного проведения УИР Лекция4: Выбор темы УИР Лекция5: Работа с научной литературой в ходе УИР Лекция6: Выбор лингвистических методов исследования в проведении УИР Лекция7: Создание текста УИР и ее представление Лекция8: Оценка УИР

Программа-ориентир УИР школьников по русскому языку Предварительный этап: вовлечение школьников в УИР; развитие языковой рефлексии Основной этап: подготовка и проведение лингвистического исследования, представление результатов Оценка работы научным сообществом, рефлексия на результат

Основной этап УИР школьников 1.определение проблемы исследования 2.формулирование гипотезы 3. постановка целей и задач 4. изучение литературы 5. выбор метода исследования 6. проведение исследования 7.формулирование выводов 8. проверка гипотезы 9. создание текста 10. представление результатов исследования научному сообществу

Лекция1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе Предыстория вопроса: исследовательский метод в преподавании русского языка в школе Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе Исследовательская работа по русскому языку в современной школе: ее место и адресат

Лекция2. Учебные и научные аспекты УИР Цели и задачи учебно-исследовательской работы в сравнении с научным исследованием Навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности Методика поэтапного проведения учебно- исследовательской работы по русскому языку.

Лекция 3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в ходе УИР по русскому языку Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского языка Характерные черты языковой личности старшеклассника Языковая рефлексия и приемы ее развития.

Лекция 4. Выбор темы УИР по русскому языку Принципы выбора темы: добровольность, личная заинтересованность, научность, проблемность, доступность, этичность и др. Влияние научных интересов учителя на выбор темы курса Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку

Лекция 5. Работа с научной литературой в ходе УИР по русскому языку Популярные и справочные издания по лингвистике Приемы адаптации научной литературы Приемы обучения школьников работе с научной и научно-популярной литературой Обучение конспектированию на уроке русского языка и в рамках УИР Составление списка литературы по теме исследования.

Лекция 6. Использование лингвистических методов исследования в УИР Взаимосвязь проблемы и методов исследования Реализация принципов доступности, посильности, научности, связи с базовым образованием в выборе метода исследования Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования

Лекция 7. Создание текста УИР и представление работы Текст как конечный продукт исследовательской работы Работа с текстом: «свертывание» и «развертывание», составление аннотации, тезисов Отбор иллюстративного материала для представления работы Требования к оформлению и представлению исследовательских работ школьников на конференциях Публикация текста исследования

Лекция 8. Оценка учебно- исследовательской работы Основные критерии оценки УИР: приобретение исследовательских навыков, самостоятельное получение лингвистических знаний, развитие личности Концепция конференции и мнение научного сообщества при оценивании представленной работы Формы и методы оценивания УИР Самооценка как необходимый этап, завершающий УИР Педагогическая рефлексия по поводу УИР

В курсе используются примеры исследовательских работ школьников по русскому языку Для ориентирования учителей в выборе тем УИР В качестве иллюстраций каждого этапа УИР Предоставлены списки опубликованных исследовательских работ школьников по русскому языку

Пример задания на усвоение лекционного материала Оцените достоинства и недостатки следующих тем учебно-исследовательских работ школьников 1.Проблемы русского языка на современном этапе; 2.Новые существительные в современном русском литературном языке как отражение изменения общественной жизни; 3.Язык интернет-общения; 4.Узелковое письмо у славян; 5.Изменение в тематической группе лексики со значением «еда»; 6.Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе; 7.Сленг как самостоятельно явление в русском языке; 8.Фамилии учеников физико-математического лицея 27 г.Харькова; 9.Явление паронимии и парономазии в русском языке; 10.Современные русские семейные имена и прозвища; 11.Ассоциативный словарь школьника;

Пример лингвистического метода исследования Социолингвистическое анкетирование для исследования репертуара прецедентных феноменов в различных социальных группах ВысказываниеУзнаете?Употребляете в речи? Знаете откуда? 1.Быть или не быть 2.Спортсменка, комсомолка и просто красавица 3.Учиться, учиться и еще раз учиться 4.Ты же лопнешь, деточка 5.Давайте жить дружно

Пример представления результатов УИР Репертуар прецедентных феноменов в различных социальных группах Мультфильмы Песни Реклама Высказывания знаменитых людей Фильмы Книги лет лет лет Резкова Екатерина, 11 класс, лицей 1511 при МИФИ

Реализация в курсе концепции непрерывного образования Современные лингвистические исследования Современные психолого- педагогические концепции Развернутый список литературы и интернет-ресурсов по теме

Апробация курса На городских семинарах для учителей русского языка г.Москвы и г.Ржева На курсах повышения квалификации учителей в ЦРО г.Сочи На дистанционном курсе повышения квалификации Педагогического университета газеты «1 сентября»

Публикации по теме курса Абрамова С.В.Современный русский язык на кружковых занятиях в школе // «Русский язык в школе» Абрамова С.В. Русская орфография в историческом развитии (урок с перспективой внеклассной исследовательской работы по русскому языку)// Русский язык приложение к «1 сентября» Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях// Исследовательская деятельность школьников в современн Абрамова С.В. Дистанционный курс повышения квалификации учителей «Организация учебно- исследовательской работы школьников по русскому языку» // «Русский язык» приложение к «1 сентября» Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку. // «Русский язык в школе»

Работа над курсом была сделана при поддержке