Дистанционный курс : разработка, построение, проведение Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Advertisements

Дистанционные образовательные технологии институт экономики и финансов МИИТа Заведующий кафедры Экономическая информатика Григорьев Олег Алексеевич.
Разработка модели дистанционного курса Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ « Федеральный.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Структура информационно- образовательного WEB-сайта преподавателя.
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
Бабкова Э. В. ст. преподаватель кафедры физики Брянской государственной инженерно - технологической академии СПб 2013.
Модель учебного процесса в межуниверситетской сетевой системе маршрутного обучения Модель системы обучения, основанная на использовании IT технологий.
Oчно - дистанционный курс Intel ® Обучение для будущего. ( версия10.0) Пасечник Ирина Григорьевна Южноукраинский национальный педагогический университет.
Модель образовательного процесса на основе ДОТ. Задачи: Подготовка участников образовательного процесса к использованию дистанционных образовательных.
Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования Задание 1.2 Тема: Технические.
Педагогический совет 16 ноября 2011год. - Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
1 Андреев Александр Александрович д.пед.н, к.т.н, профессор, завкафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии. сайт: a-edu.narod.ru э-почта:
Н ИКУЛИЧЕВА Н АТАЛИЯ В ИКТОРОВНА ЗАВ. КАФЕДРОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИРО П ОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И НОРМАТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Н ИКУЛИЧЕВА Н АТАЛИЯ.
Организация обучения на курсах ИИТО ЮНЕСКО Троян Галина Михайловна К.ф.-м.-н., доцент, Руководитель образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Транксрипт:

Дистанционный курс : разработка, построение, проведение Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения

Отбор и структурирование материала для ДК Просто о сложном – перевод с русского на русский ! Толкование всего, что может быть непонятным ( сноски, глоссарий, словари, ссылки ) Лирические отступления при очных лекциях – лишние абзацы в ДК ! Наглядность – таблицы, схемы, графики, рисунки … чем больше, тем лучше … Текст структурировать – начертания, цвета, абзацы, списки ! Ссылки на источники текста и изображения ! Простая навигация курса Максимум коммуникаций с преподавателем ! 2

ДК для взрослых и детей Слушатели курсов ПКУченики и студенты « плавающие » сроки сдачи заданийболее жёсткие сроки сдачи заданий практические формы контролятеоретические ( рубежные тесты ) и практические формы контроля большое количество словесного теоретического материала и ссылки на дополнительную литературу меньшее количество словесного теоретического материала, аудио - и видеолекции ( записи ), ссылки на дополнительную литературу словесное и графическое описание моделей, таблиц, графиков, схем флеш - ролики с динамичными схемами и тренажёрами офф - лайн консультациион - лайн вебинары и консультации 1-2 вида коммуникацииболее 5 видов коммуникаций

Подготовка к дистанционному курсу

Организация курса ДО - это работа команды Главное – правильная координация работы между участниками процесса. Идеальный вариант - всё сможет совместить в себе автор курса, ( т. к. автор сможет наиболее качественно представить свой курс для обучаемого ). Автор курса даёт подробное описание теоретического и практического материала курса методисту - дизайнеру. Методист - дизайнер представляет материал в наиболее выигрышном виде для понимания обучаемого, получает согласие автора курса и пишет техническое задание для программиста. Программист размещает содержание курса на сайте или в оболочке, руководствуясь пожеланиями автора и методиста - дизайнера, т. е. выполняет только техническую работу.

Проведение курса ДО дистанционный преподаватель ( непосредственное проведение занятий с дистанционными учениками ) координатор ( приём заявок, оформление документации, формирование групп, решение оргвопросов, выполнение заданий в срок, график пересдач заданий и т. д.) системный администратор ( работа локальной сети и подача Интернета, установка необходимых программ, антивирусная защита, безопасность информации и т. д.).

Основные модули курса ДО Вводный модуль ( краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению ) Административный модуль ( регистрация, распределение по группам, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности ) Представительский модуль ( автор курса, преподаватель курса, студенты, координатор курса, системный администратор ) Учебный модуль ( модули курса ) Модуль интерактивного взаимодействия ( форумы, чат, эл. почта, блоги, вики - вики, видео -, телеконференции ); Модуль контроля ( контрольные, практические работы, веб - квесты, тесты )

Вводный раздел ( инструкция ) Общая информация о курсе Цели и задачи обучения на курсе Перечень компетенций ( по модулям ) Порядок изучения курса Место и роль курса в образовании Что ожидает обучаемого в ходе курса Режим обучения на курсе Примерные сроки выполнения заданий Адреса отправки контрольных заданий Формы контроля знаний Шаблон рефлексии Критерии успешного завершения работы над курсом Условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса Информация об авторе, преподавателе

Учебный модуль курса ДО Цели, ожидаемые результаты Проблемная ситуация Проекты Индивидуальные задания Групповые задания Обсуждения, дискуссии Контрольные задания, тесты Ролевые, деловые игры Ситуационный анализ ИКТ Ресурсы Интернет Содержание Портфолио ученика

Инструкция для слушателей Источники, глоссарий Контроль Форум знакомств слушателей Документация учебного процесса Доска объявлений дистанционный преподаватель Курс ДО (лекции) Текущий : тест контрольная работа резюме статья ситуационный анализ сравнительный анализ веб - квест консультации on-line Итоговый : круглый стол проектная работа дистанционный урок Средства коммуникаций форум блоги www вики - вики чат видеоконференция телеконференция ICQ слушатели рефлексия Структура типового дистанционного курса по формированию компетенций преподавателя ДО 12

Инструкция для слушателей Источники, глоссарий Контроль Форум знакомств слушателей Документация учебного процесса Доска объявлений дистанционный преподаватель Курс ДО (лекции) Текущий : тест контрольная работа резюме статья ситуационный анализ сравнительный анализ веб - квест консультации on-line Итоговый : круглый стол проектная работа дистанционный урок Средства коммуникаций форум блоги www вики - вики чат видеоконференция телеконференция ICQ слушатели рефлексия Блок 1 Блок 3 Блок 2 Блок 5 Блок 4 Структура типового дистанционного курса по формированию компетенций преподавателя ДО

5 блоков структуры курса : I. Блок содержания курса включает лекции, инструкции для слушателей, источники информации, глоссарии по теме курса. II. Блок контроля содержит различные виды заданий для текущего ( контрольная работа, веб - квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line) и итогового контроля ( круглый стол, проектная работа, дистанционный урок ). III. Организационный блок включает форум знакомств, документацию учебного процесса, текущие объявления по курсу. IV. Блок средств коммуникаций содержит средства для индивидуального и группового обучения ( форум, электронная почта, ICQ, вики - вики, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.). V. Блок подведения итогов включает рефлексию после изучения каждого модуля и в конце курса, а также анкетирование. Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса ( подготовку ), блоки 3 и 4 – педагогическую деятельность во время проведения курса, а блок 5 – фиксирование результатов. Структура типового дистанционного курса по формированию компетенций преподавателя ДО 14

Доска объявлений Размещение новостей : Состав малых групп ( их эл. адреса ) Задания малым группам Объявление о чатах, о видеоконференции О размещении материалов в общем форуме, телеконференции О получении рефератов, других материалов от слушателей Оперативная информация

Медиатека в ДО Мультимедийные материалы к занятиям Мультимедийные энциклопедии, словари Обучающие программы Ссылки на интернет - ресурсы по курсу Коллекции проектов, итоговых презентаций Собрание медиа - объектов ( аудио - видео - мультимедиа ресурсы, пр.)

Библиотека в ДО Ссылки на виртуальные библиотеки Авторефераты Публикации по теме курса в открытом доступе Справочные материалы Словари, глоссарии Ссылки на дополнительные источники

Телеконференция Представление проблемной ситуации, подлежащей обсуждению для организации дальнейшей дискуссии, ситуационного анализа или проекта ( в виде текста, видеоклипа, фото и пр.). Размещение папок ( веб - страниц ) для дискуссий по отдельным проблемам. Размещение папки для комментария преподавателя. Для неформального общения важно предусмотреть отдельный форум

Для удобства восприятия обучаемым текста веб - сайта при создании урока необходимо учитывать некоторые особенности : 1. Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т. е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. 2. Учет цветовых решений позволяет существенно облегчить познавательный процесс, создать благоприятную психологическую атмосферу. Предпочитаемая комбинация цветов - чёрные буквы на белом фоне ( тёмные буквы на светлом фоне ). Цветовая гамма оформления должна быть единой. По правилам веб - дизайна допустимо сочетание не более 3- ёх родственных цветов одной гаммы. 3. Для удобства восприятия текст должен быть структурирован - содержать выделения по тексту другим цветом, маркированные и нумерованные списки, схемы, графики, диаграммы, таблицы, картинки, рисунки, фотографии, деление на абзацы и т. д. Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК

4. На стадии проектирования и создания мультимедийного учебного материала, web- сайтов, web- учебников, презентаций, справочных систем необходимо учитывать необходимые психологические особенности познавательного процесса учащихся. Для студентов младших курсов делать страницы с теоретическим материалом более короткими, но больше по количеству, много наглядного материала. Для взрослых величина страниц может быть больше. Нужно помнить, что слишком большой объем информации ведет к сбою в работе. 5. Важна грамотная подача учебного материала - в орфографическом, пунктуационном и содержательном смыслах. 6. Умеренность анимации и ярких картинок - многообразие сенсорных признаков вызывают « перегрузку ». Перегруженность зрительными образами отрицательно сказывается на восприятии и обработке информации. Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК

7. Необходимо так строить учебный материал, чтобы обучаемому можно было выстраивать параллельные логические схемы, подключая воображение. Для этого можно использовать примеры, ссылки, вложенные файлы, обращения к глоссарию. 8. Преподаватель должен учитывать уровень развития учащихся, это существенно облегчает понимание между ними. Язык подачи материала должен быть в меру академичным, с пояснениями сложных моментов. 9. Весь учебный материал должен работать на конечный образовательный продукт урока ! 10. Признаки хорошего ресурса дистанционного урока : Краткость Логичность Последовательность Корректность текста Хороший иллюстративный материал Зрительные и психологические аспекты восприятия ДК

Техническое оснащение ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПЛАТФОРМА (ОБОЛОЧКА) Инструментальный модуль Учебный модуль Административный модуль Интерактивный модуль Библиотека, медиатека курса Модуль мониторинга качества обучения Модуль «Электронный киоск»

Ссылки на ПО Системы дистанционного обучения - демоверсии, цены. система дистанционного обучения Competentum.Magister система дистанционного обучения Прометей бесплатная система дистанционного обучения Мудл c истема дистанционного обучения и тестирования " Карат " система дистанционного обучения ОРОКС система дистанционного обучения e- Learning Server система дистанционного обучения « ДОЦЕНТ » Информационно - образовательная среда ИОС " ДО - он - лайн "

Конструкторы сайтов : конструктор сайтов нового поколения конструктор сайтов MODx конструктор сайтов на Гугле конструктор сайтов на Народе Ссылки на ПО

Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Никуличева Н. В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения // Высшее образование в России. – М, – С Никуличева Н. В. Формирование компетенций преподавателя дистанционного обучения в рамках дистанционного курса повышения квалификации // Материалы XII Международной научно - практической конференции « Качество дистанционного образования : концепции, проблемы, решения (EDQ-2010)». – М., – С

Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет