Усиление взаимосвязи профессионального образования с потребностями рынка труда А.Р. Ковалевский 22 мая 2013 года, г. Астана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Advertisements

Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Перспективы реализации программ целевой контрактной подготовки кадров для предприятий водного транспорта Иллюстрационный материал к докладу ректора ФГОУ.
Система СИСТЕМА ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Описание и анализ состояния объекта МЕХАНИЗМЫ, НОРМАТИВЫ и РЕСУРСЫ.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
L/O/G/O 1 Стратегия развития многофункционального центра прикладных квалификаций на базе ОГАОУ СПО ИоТИП Непрерывное образование О.А. Бажина, директор.
Проект Министерства образования и науки Калужской области Управленческая модель «Центры подготовки кадров - эффективная модель частно-государственного.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Транксрипт:

Усиление взаимосвязи профессионального образования с потребностями рынка труда А.Р. Ковалевский 22 мая 2013 года, г. Астана

2 Когда обучение должно финансироваться из бюджета? А. Образование – это окупаемые инвестиции (бюджетная эффективность) Выпускник образовательной организации в будущем платит высокие налоги, которые превышают затраты бюджета на его обучение B. Социальная функция образования Обучение по социально-значимым специальностям, за которые студенты не хотят платить Социальный лифт Предотвращение молодежной преступности … C. Престиж государства финансирование подготовки специальностей в сфере науки, культуры и искусства, спорта Должно ли государство финансировать подготовку кадров для коммерческого сектора? бюджетные места для престижных ВУЗов – но это не панацея Во всех случаях – контракты с выпускниками

3 Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда Проблемы: A. Долгосрочное прогнозирование потребностей рынка труда не дает значимых результатов; B. Образовательные стандарты не успевают следовать за развитием технологий - даже если верно спрогнозировать перечень востребованных специальностей на 3-5 лет вперед, подготовка выпускников не будут отвечать требованиям работодателя; C. Система управления образованием во многих странах вынуждает ВУЗы ни при каких условиях не отчислять «платников»; D. Абитуриенты и их родители при выборе образовательной организации не анализируют даже существующие проблемы на рынке труда; Последствия – система образования готовит выпускников, значительная часть которых не может трудоустроиться и нуждается в пособиях по безработице, переобучении и др.

4 Возможные подходы к решению проблем взаимосвязи профессионального образования и потребностей рынка труда 1. Усиление профориентации в школах, в том числе по рабочим профессиям 2. Мониторинг ожиданий студентов ВУЗов 3. Участие бизнеса в деятельности региональных советов по подготовке кадров; 4. Развитие механизмов корпоративного заказа на подготовку кадров; 5. Участие работодателей в разработке образовательных стандартов; 6. Усиление вариативной части образовательных стандартов; 7. Развитие механизмов социального партнерства; 8. Дуальная система образования; 9. Формирование и поддержка корпоративных центров подготовки кадров; 10. …

5 Проблемы существующих подходов Работодатели не готовы инвестировать в улучшение системы образования: КРУПНЫЙ бизнес - не готов, т.к. уже имеет либо собственные центры подготовки кадров или подшефные образовательные учреждения; малый бизнес - не готов по причинам недостатка ресурсов, отсутствия координационных механизмов и налоговых стимулов; Отсутствуют механизмы взаимодействия системы образования и малого и среднего бизнеса, практически взаимодействие идет только с крупным бизнесом: Отсутствие реально работающих схем ГЧП в профессиональном образовании; Для образовательных организаций нередко создаются ложные стимулы (изготовление справок о запланированном трудоустройстве, подписание декларативных меморандумов с работодателями). Смайлы:

6 Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО 1. Софинансирование предоставления образования Профессиональные стандарты - существенные материальные затраты на практические занятия (например, сварка с использованием аргона). Образовательные стандарты часто не включают эти затраты – бюджетное финансирование не обеспечивает проф. стандарт – софинансирование бизнеса Профессиональный стандарт Образовательный стандарт Финансируется в рамках госзадания Дополнительные занятия / расходы Финансируется за счет средств работодателя

7 Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО 2. Система социальных контрактов (опыт Казахстана) Заключение трехстороннего соглашения, сторонами которого являются: служба занятости, обучающийся (студент) и работодатель Служба занятостиСтудентРаботодатель Решение проблем занятости Возможность получить образование и трудоустроиться Квалифицированные кадры После трудоустройства возмещает работодателю более половины затрат на обучение Обязуется трудоустроиться к данному работодателю Выбирает образовательную организацию, оплачивает обучение, трудоустраивает выпускника к себе

8 3. Заключение государством контрактов на управление и содержание государственных учреждений СПО В рамках контрактов на управление и содержание: эксплуатационные и инвестиционные расходы несет государство, Контракт охватывает управление персоналом, финансовое управление и стратегическое планирование, содержание оборудования и др. Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО и ВПО

9 Постоянное повышение квалификации мастеров производственного обучения на предприятиях Базовые кафедры ВУЗов (интегрированные производственно- образовательные структуры) Формирование независимых от системы образования и конкретных работодателей сертификационных центров в рамках формирования национальной системы профессиональных квалификаций Возможные схемы взаимодействия бизнеса и государства в сфере СПО и ВПО

10 Бизнес не инвестирует в приобретение оборудования, поскольку дешевле закупить НИР и НИОКР с использованием имеющегося оборудования за рубежом Государству необходимо инвестировать в приобретение научного оборудования в соответствии с планируемым выпуском квалифицированных кадров Инвестиции в инфраструктуру Утечка мозгов и квалифицированных кадров: не только политические и экономические причины невозможность реализовать приобретенные знания и навыки на имеющемся оборудовании образовательных и научных организаций

11 Государство: Выстроенная система отбора, обучения и сертификации специалистов Инфраструктура - большое количество зданий, оборудованных для оказания образовательных услуг Система социальной поддержки и сопровождения молодежи Государство имеет недостаток ресурсов: Педагогические кадры стареют Осложнена разработка современных образовательных программ Бизнес обладает информацией: о фактической потребности в специалистах о компетенциях, которыми эти специалисты должны обладать Бизнес располагает уникальными ресурсами: Профессиональные кадры, владеющие современными технологиями Новейшее оборудование Объединение ресурсов - успех в меняющемся мире!

12 Рекомендации: 1. Способствовать развитию образования широкого профиля; 2. Внедрять контрактную систему при обучении по специальностям, необходимым государству; 3. Дальнейшая интеграция общего и профессионального образования; 4. Отказ от попыток прогнозирования рынка труда и переход к мониторингу ожиданий студентов; 5. Совершенствование механизмов взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса, развитие механизмов ГЧП.