«М ЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ П РАВИТЕЛЬСТВА РК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЗАНЯТОСТИ » Правительственный час в Мажилисе Парламента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Advertisements

1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 28 января 2011 год Сообщение на ШППМ (подготовлено Малон Л.В.) Сообщение на.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
1 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Особенности антикризисных.
Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
Программа комплексного социально-экономического развития Звериноголовского района на 2014 год и среднесрочную перспективу Докладчик: Ио Главы Звериноголовского.
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА.
1 Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О Республиканской целевой программе привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Транксрипт:

«М ЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ П РАВИТЕЛЬСТВА РК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЗАНЯТОСТИ » Правительственный час в Мажилисе Парламента Республики Казахстан Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Астана, 2013

В 2012 ГОДУ ЭКОНОМИКА К АЗАХСТАНА СОХРАНИЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА 2 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

И НФЛЯЦИЯ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 3

С ОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Среднедушевые реальные денежные доходы населения за 2012 год выросли на 6,8% и составили в номинальном значении 618,3 тыс. тенге. Реальная заработная плата увеличилась на 6,9%, среднемесячная номинальная зарплата превысила 101,0 тыс. тенге. При росте численности экономически активного населения уровень безработицы сложился в декабре 2012 года на уровне 5,3% (в 2011 году – 5,4%). Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 4

О СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 5 Кризис в Еврозоне Падение темпов роста ВВП умеренная рецессия (ВВП -0.6% в IV кв года) ; европейская Комиссия понизила прогноз роста экономики Еврозоны; экономика блока сократится на 0.3% в 2013 году (ранее прогнозировался рост на 0.1%). Тяжелая ситуация с госдолгом высокий уровень государственного долга (90% ВВП во III кв.); европейская Комиссия прогнозирует рост долга до 95.1% к концу 2013 года. Высокий уровень безработицы (11.7% в декабре) в Греции уровень безработицы в 2013 году составит 27%; в Испании доля безработных составит 26.9%. Фискальные трудности в США Замедленные темпы роста экономики: негативный рост ВВП в IV квартале (-0.1% в IV кв.); МВФ понизил прогноз роста ВВП США в 2013 году до 2%. Стабилизировавшийся, но все еще высокий уровень безработицы (7.9%). Неизбежные фискальные сокращения в марте 2013 года (фискальный обрыв). Ослабление роста в Китае Самый низкий показатель роста ВВП за 13 лет (7.8%). Снижающийся спрос со стороны развитых стран (70% экспорта). Растущая роль внутреннего спроса. Финансовая либерализация и усиление курса йены (рост на 23% с 2005). Ослабляющаяся конкурентоспособность экспорта. Переориентация экспорта в сторону стран Юго-Восточной Азии (рост в 20%).

О СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Спустя четыре года после начала глобального финансового кризиса мировая экономика остается неустойчивой, а рост экономики развитых стран по-прежнему незначителен. В 2013 году по прогнозу МВФ мировой рост ожидается на уровне 3.5%. Основные риски для восстановления мировой экономики продолжают представлять: кризис в Еврозоне; фискальная неопределенность в США; ослабление роста экономики Китая. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 6

Д ИНАМИКА МИРОВЫХ ЦЕНЫ НА СЫРЬЕВЫЕ ТОВАРЫ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 7

И ТОГИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗА ЯНВАРЬ 2013 ГОДА В январе 2013 года сохранилась тенденция замедления роста экономики. Обрабатывающая промышленность снизилась на 0,8% ввиду сокращения производства в черной металлургии на 30,3%. Основная причина сокращение внешнего спроса Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 8

О СНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ К АЗАХСТАНА НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД В годах реальный рост экономики прогнозируется в размере 6-7,6% в год, что обеспечит рост ВВП на душу населения свыше 20 тысяч долларов США к 2018 году. Прогнозируется опережающий рост обрабатывающей промышленности: за пять лет обрабатывающая отрасль вырастет на 41%, горнодобывающая – на 25%. Основным источником роста в среднесрочной перспективе будет оставаться рост в обрабатывающей и добывающей промышленности, а также устойчивый рост внутреннего потребления в экономике. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 9

Предполагается усугубление кризисных явлений в развитых странах. Возможен обвал цен на сырьевом рынке, аналогичный обвалу 2008 года. Цены на нефть снизятся до 60 долл. США за баррель, металлы на 40% от текущего уровня. Пессимистический сценарий 2 Углубление кризиса суверенных долгов в Еврозоне с резким повышением стоимости обслуживания долга. Цена на нефть в 2013 году снизится до 80 долларов за баррель и стабилизируется на этом уровне в годах. Пессимистический сценарий 1 Правительством РК на случай существенного усугубления кризисных процессов в мировой экономике утвержден Пошаговый антикризисный план для обеспечения стабильных макроэкономических условий и сохранения роста экономики. П ОШАГОВЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН П РАВИТЕЛЬСТВА Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 10

О БЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Цели бюджетной политики обеспечение макроэкономической стабильности; обеспечение устойчивого роста экономики; поддержание уровня благосостояния населения; повышение эффективности использования бюджетных средств. Сокращение дефицита относительно ВВП Формирование бюджетной политики Поддержание государственного долга на умеренном уровне Обеспечение стабильности государственных финансов Контроль за ростом долга квазигосударственного сектора Ограниченное использование средств Национального фонда Накопление нефтяных ресурсов в Национальном фонде Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 11

Н АПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Повышение эффективности налоговых льгот Стимулирование развития несырьевых секторов экономики и инноваций Ревизия налоговых льгот Реформирование налогообложения сельского хозяйства, увеличение налога на землю Повышение эффективности использования земель Подготовка предложений по пониженным ставкам НДПИ для низкорентабельных и убыточных месторождений Поддержка развития горно-металлургических компаний Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 12

Развитие отраслей экономики реализация Госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию на годы и инвестиционных проектов Карты индустриализации, реализация программы развития АПК. О БЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖКУ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство улучшение условий жизни населения через реализацию Программы «Доступное жилье – 2020» на 2012 – 2020 годы; программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на годы; дополнительно предлагается финансировать в годы строительство и приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда; реализация программы «Акбулак» на 2011 – 2020 годы. Развитие инфраструктуры строительство автомобильных дорог; газоснабжение населенных пунктов; развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах; строительство объектов энергетики и транспортной инфраструктуры, обновление парка пассажирских вагонов. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 13

П РИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики: внедрение стандартов ОЭСР; расширение перечня предоставляемых услуг «единого окна»; обеспечение гарантий для инвесторов от изменения законодательства; диверсификация источников инвестиций. Развитие законодательной и институциональной основы ГЧП: новый закон «О ГЧП»: обеспечит гарантию долгосрочности и стабильности отношений с инвесторами, расширение финансовых механизмов ГЧП и прозрачность взаимодействия частного сектора с государством; «Единое окно» по ГЧП; определение приоритетных отраслей и проектов развития ГЧП. Проведение 2-го этапа приватизации. Казахстан должен стать новым инвестиционным хабом в несырьевом секторе * В мире усиливается борьба за инвестиции на суверенном уровне. Более 100 стран приняли программы привлечения инвестиций Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 14

О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Д ОРОЖНОЙ КАРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ Приоритетное финансирование строительства социальных объектов, направленных на решение проблем трехсменных, аварийных школ и объектов здравоохранения, других социальных объектов; Трудоустройство самозанятого населения в реальных секторах экономики и повышение эффективности реализации Программы занятости 2020; Принятие системных мер и усиление работы по контролю и противодействию незаконной внешней миграции; Оптимизация расходов государственного бюджета с перераспределением средств на приоритетные направления, обеспечивающие рост экономики и занятость населения. Разрабатывается во исполнение поручения Главы государства, озвученного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 года Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 15

2013 год2014 год2015 год ИТОГО 1 193,41 197,5931,3 Программа занятости ,7100,698,7 Программа "Балапан" на годы46,245,744,7 Строительство и реконструкция объектов образования и науки59,058,654,8 Программа развития онкологической помощи в Казахстане на годы29,326,547,7 Строительство объектов здравоохранения65,687,463,0 Программа "Доступное жилье "157,2184,5172,4 Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на годы 29,932,930,6 Программа "Ақ бұлақ" на годы104,463,952,2 Привлечение инвестиций, развитие специальных экономических зон12,820,715,7 Программа "Дорожная карта бизнеса 2020"37,335,034,3 Программа "Развитие регионов"29,521,0 Программа развития моногородов на годы34,137,848,3 Развитие электро- и теплоэнергетической инфраструктуры в регионах82,355,752,3 Развитие транспортной инфраструктуры366,2388,3182,0 Газоснабжение населенных пунктов16,013,6 Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в РК на годы 6,56,0 0 Увеличение уставного капитала АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики (проекты «Самрук-Казына») 22,419,3 0 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан В республиканском бюджете на годы на мероприятия, способствующие занятости, предусмотрено в 2013 году 1,2 трлн. тг., в 2014 году 1,2 трлн. тг., в 2015 году – 931,3 млрд. тг. 16

В РАМКАХ П РОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ 2020 В ГОДАХ ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ БОЛЕЕ 300 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК 2013 год2014 год2015 год кол. человек млн. тенге кол. человек млн. тенге кол. человек млн. тенге ВСЕГО , , ,7 Обучение и содействие в трудоустройстве (направление 1) , , ,0 Содействие развитию предпринимательства в селе (направление 2) , , ,5 Повышение мобильности трудовых ресурсов (направление 3) , , ,8 Развитие сельских населенных пунктов (направление 4) , , ,8 Центры занятости населения , , ,6 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 17

Т РУДОУСТРОЙСТВО САМОЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ 2020 Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 18 Меры для сдерживания роста уровня безработицы и обеспечения занятости граждан Реализация проектов по созданию дополнительных рабочих мест: текущий и капитальный ремонт социально-культурных объектов; текущий и капитальный ремонт дорог местного значения; реконструкция, текущий и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства; благоустройство. Создание оплачиваемых рабочих мест для самозанятых граждан из числа занятых на личном подсобном хозяйстве. Предоставление возможности получения микрокредитов малообеспеченным гражданам, у которых отсутствует в достаточном объеме залоговое обеспечение.

П РИНЯТИЕ СИСТЕМНЫХ МЕР И УСИЛЕНИЕ РАБОТЫ ПО КОНТРОЛЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ Системные меры и усиление работы по контролю миграции Анализ текущей ситуации и выявление проблем в области внешней миграции в Республике Казахстан; Внесение изменений в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» в части изменения порядка осуществления проверок в сфере миграционного контроля; Принятие нормы по упорядочению оснований для пребывания трудовых мигрантов в страну через принятие законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции»; Разработка и внесение в Правительство Республики Казахстан Комплексного плана по решению проблем миграции; Разработка и внедрение в эксплуатацию Информационной системы миграционной полиции МВД. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 19

Обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке ограничение оттока капитала и повышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке (в случае необходимости); ограничение спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке. Устойчивость банковского сектора поддержание ликвидности БВУ посредством пересмотра требований к капиталу и ликвидности с учетом текущего профиля рисков банковского сектора; регулирование качества ссудного портфеля БВУ; повышение устойчивости внутренних источников фондирования банков. Поддержание финансовой устойчивости квазигосударственного сектора рассмотрение целесообразности организации предварительного выкупа еврооблигаций, выпущенных субъектами квазигосударственного сектора; пересмотр дивидендной политики в отношении национальных компаний и управляющих холдингов, предусматривающей снижение выплаты дивидендов акционеру; ограничение расходов национальных компаний и управляющих холдингов на содержание аппарата, бонусы, капитальные расходы; создание системы мониторинга внутреннего долга и механизма соблюдения основных показателей финансовой устойчивости организаций квазигосударственного сектора. О БЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 20

Несмотря на выполнение пруденциальных норм, доля безнадежных активов в ряде БВУ остается на высоком уровне, по которым сформирован адекватный объем провизий. Завершение процесса реструктуризации долгов трех банков позволило снизить объем внешних обязательств, обеспечив достаточный объем капитала для БВУ По состоянию на 1 января 2013 года размер высоколиквидных активов составил 2 434,6 млрд. тенге или 17,5% от совокупных активов БВУ, уменьшившись по сравнению с началом года на 251,6 млрд. тенге или на 9,4%. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 21 С ОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

С ОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА На 30 сентября 2012 года валовой внешний долг Республики Казахстан составил 134,9 млрд. долл. США, из которых 65,8 млрд. долл. приходится на межфирменную задолженность, 14,0 млрд. долл. – на внешний долг банков, и 5,1 млрд. долл. составляет внешний долг государственного сектора. В целом за 3 квартал 2012 года ВВД Казахстана увеличился на 2,4 млрд. долл. При этом следует отметить, что данное увеличение было вызвано ростом внешнего долга других секторов, включая межфирменную задолженность, тогда как внешняя задолженность остальных секторов экономики за период изменилась незначительно Внешний долг государственного сектора в расширенном определении составил 30,6 млрд. долларов США. Внешние обязательства компаний АО «ФНБ «Самрук- Казына» составляют 21,5 млрд. долларов США. В среднесрочной перспективе прогнозное погашение внешнего долга Фонда в 2013 году составит – 3,46 млрд. долл., 2014 году – 1,82 млрд. долл., 2015 году – 3,91 млрд. долл. Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 22

Социальное обеспечение Социальные обязательства государства по выплатам населению будут финансироваться в полном объеме. Выделение из республиканского бюджета на выплату адресной социальной помощи и государственных пособий на детей до 18 лет дополнительного финансирования. Недопущение роста безработицы Основным инструментом поддержания занятости в период замедления роста экономики станет Программа занятости Реализация мероприятий по модернизации социальной сферы В случае более существенного роста численности безработного населения, предполагается принятие дополнительных мер по организации социальных рабочих мест, молодежной практики, оплачиваемых общественных работ, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет трансфертов из республиканского бюджета. О БЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 23

С ИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА СИСТЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕЛЕКТОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ ОБОСНОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПО ВЫЯВЛЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ МФ, НБ, АФН, МЭМР, АС, НК МФ, ТК МФ, МТСЗН, АО «НК «КТЖ», АО «KEGOC» 14 регионов и 2 города республиканского значения Автоматический сбор информации ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ ( в том числе в виде электронных карт) АНАЛИЗ ДАННЫХ Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 24

ПоказательЕд. изм., периодФактич. значение Зона рискаПороговые значения Рост ВВП%, ежемесячно Низкий> 7 Умеренный5-7 Высокий< 5 Состояние ЗВРотношение ЗВР к ИТУ (4-х посл. кв), ежеквартально Низкий> 5 Умеренный3-5 Высокий< 3 Отношение дефицита/профицита РБ к ВВП %, ежеквартально Низкий+ Умеренный0 Высокий- Цена на нефть долл. США/баррель, ежемесячно Низкий > 110 Умеренный Высокий < 80 Доходы республиканского бюджета %, к аналогичному периоду предыдущего года, ежемесячно Низкий+ 0 Умеренный Высокий - Годовая инфляция %, к аналогичному месяцу предыдущего года Низкий < 8 Умеренный 8-20 > 20 Высокий Р АЗРАБОТАНЫ « ПОРОГОВЫЕ » ЗНАЧЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН ЭКОНОМИКИ И ИХ УСТРАНЕНИЯ Реализация антикризисного плана будет начата в период вступления экономики в рисковую зону, который будет определен исходя из значений индикаторов Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан 25

Благодарю за внимание !