Понятие электронного учебника Требования к экспертизе электронного учебника Варианты дистрибуции электронного учебника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От электронного учебника к Новой Педагогике Татьяна Валерьевна Долгова Центр стратегии и развития Издательство «Дрофа»
Advertisements

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК Электронный учебник (ЭУ) для общеобразовательных учреждений – это электронное учебное издание, представляющее собой электронный учебно-методический.
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Изменения в законодательстве Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и.
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
Цифровые образовательные ресурсы Грошева И.Г. Учитель высшей категории МОУ « СОШ14» Г. Новокузнецка.
ПРОЕКТ ОАО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» И НП «ТЕЛЕШКОЛА» «РАЗРАБОТКА СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА СПЕЦИЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Цифровые образовательные ресурсы Введение В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. В современном обществе.
Использование ЭОР и ЦОР для обеспечения нового качества образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС 1.
Инновационный учебно- методический комплекс автора В.И. Сивоглазова «Биология. Навигатор»
Комплексная оценка электронных образовательных ресурсов.
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Международная конференция EduTech Russia 2011 «Инновационные технологии в образовании и обучении»
Баталова Евгения Анатольевна номер группы 9 Модуль1 Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Тема1.2: Понятие.
Транксрипт:

Понятие электронного учебника Требования к экспертизе электронного учебника Варианты дистрибуции электронного учебника

Определения ГОСТ Учебник учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания. (ГОСТ ) Учебное издание издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. (ГОСТ ) Электронный образовательный ресурс (ЭОР) образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. (ГОСТ Р ) Учебное электронное издание электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. (ГОСТ ) Электронное издание электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенные для распространения в неизменном виде. (ГОСТ )

Понятие электронного учебника Электронный учебник это электронное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины ( её раздела, части ) в соответствии с учебной программой, представленное в виде иллюстрированных гипертекстов и мультимедийных электронных образовательных ресурсов, и оснащённое инструментами и сервисами для работы с учебной информацией и организации учебной деятельности. Электронный учебник это электронное учебное издание, содержащее систематизированную учебную информацию научного или прикладного характера, изложенную в соответствии с учебной программой, представленную в виде иллюстрированных гипертекстов и мультимедийных электронных образовательных ресурсов, и оснащённое инструментами и сервисами для работы с учебной информацией и организации учебной деятельности. Электронный учебник это электронное учебное издание, содержащее систематизированную учебную информацию научного или прикладного характера, изложенную в соответствии с учебной программой, представленную в текстовой, текстографической, гипертекстовой и мультимедийной форме, и оснащённое инструментами и сервисами для работы с учебной информацией и организации учебной деятельности.

Состав электронного учебника Электронный учебник включает : Основное содержание Аппарат организации усвоения учебного материала и проверки знаний Инструменты навигации Дополнительное содержание Сервисы для работы с учебной информацией

мультимедийность ; интерактивность ; избыточность и вариативность содержания ; разнообразие форм представления учебной информации ; различные уровни представления учебной информации ; разнообразие контрольно - измерительных материалов, в т. ч. с автоматической проверкой ; интуитивно понятный интерфейс наличие дополнительных инструментов и сервисов От полиграфического издания к электронному учебнику : новые свойства Полиграфический учебникЭлектронный учебник структурированность унифицированность Новые свойстваНовые требования

Требования к составу и функциональной структуре ЭУ Требования к содержанию, педагогическому проектированию и формам предоставления учебной информации Требования к организации усвоения учебного материала и проверке знаний учащихся Требования к формированию универсальных учебных действий и достижению новых образовательных результатов ( личностных, метапредметных, предметных ) Требования к эргономике Требования к инструментам и сервисам Система требований к экспертизе электронных учебников

целеполаганиевосприятиепониманиеосмыслениезапоминаниеприменениеобобщение Систематизаци я Требования : содержательная структура электронного учебника представлено в виде иллюстрированного гипертекста ; является источником обязательной для усвоения учебной информации ; соответствует основной образовательной программе конкретизирует образовательные стандарты основное содержание представлены в различной аудиовизуальной и мультимедийной форме ; дополнительные материалы задания, направленные на активизацию знаний, рефлексию, дополнительную мотивацию и т. д. аппарат организации усвоения учебного материала позволяют оперативно определять степень усвоения учебного материала тестовые задания с автоматической проверкой

Требования : дидактические свойства содержания электронного учебника Научность Достоверность содержания Соответствие уровню развития современной науки Доступность Учёт психолого - возрастных особенностей учащихся Наглядность Всестороннее представление об изучаемых объектах Повышение мотивации Интерактивность Навигация по элементам дополнительного содержания Реализация ИОТ СистемностьКомплексность

Создание виртуального образовательного пространства Учёт когнитивных стилей восприятия Создание предпосылок к повышению мотивации Создание условий для реализации ИОТ Педагогическое проектирование

текстовая и гипертекстовая информация справочная информация ( например, словарные статьи ); тексты дополнительных рубрик ( биографические справки, хрестоматия и проч.) статический ( реалистический и синтезированный ) визуальный ряд рисунки ; фотографии ; коллажи ; карты ; графики ; диаграммы ; климатограммы и проч. динамический визуальный ряд видеоролики ; слайдшоу ; анимационные ролики ; интерактивные рисунки ; интерактивные схемы ; интерактивные карты ; интерактивные модели и проч. звуковой ряд аудиофрагменты Требования к содержанию электронного учебника : разнообразие информации

расширение и углубление знаний по предмету ; представление объектов действительности в реалистичном виде ( фото, видео ) основа для разнообразных видов деятельности учащихся, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов ; интерактивная наглядность ; уровневая дифференциация обучения ; разнообразие форм подачи материала, учёт когнитивных стилей восприятия ; возможность нелинейного освоения материала ; Требования к содержанию электронного учебника : методические свойства

задания, содержащиеся в инвариантной части ЭУ, имеющие как репродуктивный, так и проблемный, исследовательский, эвристический или творческий характер ; дополнительные тестовые задания с автоматической проверкой результата ; интерактивные учебные задания Требования : аппарат организации усвоения учебного материала и проверки знаний учащихся

Одно из ключевых отличий электронного учебника от его предшественников наличие дополнительных сервисов для работы в учебной информацией, в том числе в перспективе сервисов для коммуникации. Электронный учебник, как новое средство организации обучения

Интерактивное оглавление Перекрёстные ссылки Гиперссылки на дополнительные материалы Гиперссылки на внешние ресурсы Требования : н авигация по элементам электронного учебника

Выбор режима просмотра / масштабирование Поиск по текстовому содержанию Выделение маркерами фрагментов текста Заметки и закладки Требования : сервисы для работы с содержанием

Этапы дидактического циклаПримеры использования электронного учебника Постановка общей дидактической цели ( познавательной задачи ), создание у обучаемых положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися Определение начального уровня владения материалом ( задания, тесты ); Мотивация учащихся к изучению темы, создания « интриги урока » ( демонстрация иллюстраций и / или видеофрагментов ); Структурирование имеющихся знаний ( текст учебника, ММО ) Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения Предъявление инвариантной части учебного материала ( основное содержание ); Предъявление вариативной части учебного материала ( дополнительные материалы ); Предъявление новой информации в неявном виде ( иллюстрации, ММО и т. д.); Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня Использование дополнительных материалов и ссылок на внешние ресурсы как источника дополнительных знаний, а также как информационной базы для исследовательской деятельности учащихся ; Использование исследовательских заданий, проблемных вопросов и тем проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательной деятельности Организация обратной связи, контроль за усвоением учебного материала и самоконтроль Использование ЗОО и тестов для организации контроля за усвоением знаний и рефлексии учащихся, оценки, самооценки и коррекции знаний Использование электронного учебника на различных этапах дидактического цикла

Электронный учебник как инструмент формирования информационной и коммуникационной культуры Наличие разнообразных заданий на поиск информации ( специфических и неспецифических ) умение осознавать потребность в информации Подборки учебных материалов, ссылок на внешние ресурсы, списки дополнительной литературы умение определять способы восполнения информационных пробелов разнообразные задания ЭУ, сервиса поиска по ключевому слову Умение конструировать стратегии обнаружения информации Сервис заметок и закладок Навык представления информации в сжатом виде, структурирования информации

Основные направления использования электронного учебника Основные направления использования ЭУ Примеры использования Основной источник учебной информации Работа с основным гипертекстовым содержанием на уроке, в том числе с использованием интерактивных досок, LCD- панелей, проекторов и т. п.; работа в стационарных и мобильных компьютерных классах Источник дополнительной учебной информации Средство наглядной демонстрации процессов, объектов и явлений. использование дополнительных материалов как основы для разнообразных заданий ( в т. ч. творческого и проектного характера ), формирования предметных и метапредметных навыков и универсальных учебных действий. Работа с отстающими или продвинутыми учениками, построение индивидуальной образовательной траектории. Информационная база для конструирования уроков. Инструмент индивидуализации обучения. Средство мотивации учащихся. Навигатор по основным компонентам электронного УМК и внешним ЭОР Инструмент для организации познавательной и практической деятельности учащихся. Методический навигатор для конструирования уроков. База тестовых заданий с автоматической проверкой Инструмент оперативного контроля за уровнем знаний учащихся ( электронный дневник, в перспективе – электронный журнал ). Дидактическая база для конструирования уроков. Инструмент для работы с информацией Обучение учащихся работе с информацией ( сервис поиска, заметки, закладки ), формирование метапредметных навыков и универсальных учебных действий. В перспективе – формирование образовательного пространства класса / школы ( сетевое взаимодействие )

Электронный учебник Интерактивные учебные пособия Электронный УМК

Интерактивные учебные пособия Интерактивные электронные учебные пособия комплекс учебно - методических материалов, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, размещённый в сети Интернет и предназначенный для организации обучения. блок целеполагания ключевой вопрос темы, перечень ключевых аспектов содержания и предметных навыков и умений ; руководство для учащегося по освоению учебного содержания раздел активизации знаний и умений учащихся ; алгоритм действий учащихся по освоению учебного материала ( описание рекомендуемой траектории ) раздел подведения итогов ( элементы самоконтроля и ключевые выводы по теме ); банк заданий различной направленности Репродуктивные практико - ориентированные исследовательские, эвристические и т. д. банк тестовых заданий с автоматической проверкой результатов вариант домашнего задания по теме

Экспертиза Система требований Экспертиза ЭУ

Электронный Учебник Как самостоятельный продукт ( приобретается в собственность ) 1. Размещён как файл для скачивания на сервере производителя или партнёров ( Интернет - магазины и т. д.) 2. Размещён на электронном носителе (CD диск и т. д.) 3. В составе УМК ( например, как вклейка в учебник ) Предустановлен на технических устройствах ( мобильные устройства, нетбуки, ноутбуки и т. д.), распространяемых издателем или компаниями - партнёрами Как сервис ( приобретается ограниченный по условиям доступ к контенту, например, ограничение по времени доступа, по объёму, сроку и т. д.) 1. Доступ через свободно распространяемый программный модуль ( способы распространения аналогичны указанным для самостоятельного продукта ) 2. Как web- приложение Варианты дистрибуции электронного учебника

Как самостоятельного продукта Наиболее надежным является использование ключей аппаратной защиты Как сервиса Аутентификация поставщика с помощью сертификата. Контент передается по защищенному соединению. Авторизация пользователя производится на сервере с использованием защищенного соединения. Особенности защиты ЭУ