Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Укрупнение дидактических единиц УДЕ (М.П.Эрдниев) Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология укрупненных дидактических единиц в химии Учитель химии МБОУ Гимназия 1 Ефремова Е.И. г.Тула – 2014 г.
Advertisements

ИОСО и другие образовательные системы.. Коллективный способ обучения. Статистическая пара Статистическая пара Динамическая пара Динамическая пара Вариационная.
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ). (П.М. Эрдниев)
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич Педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.
Алгоритмы решения задач Выпиши их на обложки своей тетради или на листе картона. Для тебя это будет хорошим помощником в решении сложных задач. Научись.
Материал по теме: УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Интегрированный урок химии и математики в 8 классе «Решение задач по уравнениям химических реакций» Учитель химии Якунина Н.П. МОУ СОШ 27 Г.Саранск, Респ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Красноярск, 2015 Пюрвя Мучкаевич Эрдниев (Академик РАО) Укрупнение дидактических единиц – технология обучения.
Способы решения расчетных задач по химии. Абаноковой Даны 9 Б класс.
Интерактивный плакат. Мультимедийные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день появляются все новые и новые способы их использования. Не обошла.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Интеграция учебных дисциплин Виды межпредметных связей Уровни интеграции Разработчик: Кузнецова Н.А.
Тема урока: Классификация химических реакций: реакция соединения, разложения, замещения, обмена Эпиграф урока: «Химическое превращение, химическая реакция.
Метод укрупненных дидактических единиц в химии. Способы укрупнения дидактических единиц П.М Эрдниев указал следующие способы укрупнения дидактических.
Цель урока: познакомиться с методикой решения задач по химическому уравнению на основе сведений о количестве вещества.
Типы химических реакций Карпухина Ирина Степановна Учитель химии МБОУ СОШ 32 Город Новосибирск.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Скорость химических реакций Разработка урока по химии 11 класс.
Использование ЭОР при дистанционном обучении. Применение ЭОР в образовательной деятельности при дистанционном обучении формирует профессиональную компетентность.
Квалификационная категория – первая Стаж работы – 35 лет. Лобко Нина Петровна учитель химии МБОУ «Тубинская СОШ»
Транксрипт:

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Укрупнение дидактических единиц УДЕ (М.П.Эрдниев) Учитель химии МБОУ «Тучковская сош 3» Сафонова В.П.

Основная идея: Знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией

Принципы организации усвоения знаний: Совместное изучение противоположных и исходных понятий, действий, операций, взаимосвязанных тем и разделов учебной программы. Метод обратных задач – основа технологии. Обеспечение единства процессов решения и составления задач В систему упражнений необходимо включать обращённые задания, в которых искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данной задачи. Для развития мышления важен прежде всего процесс преобразования одной задачи в другую

Дидактическая единица усвоения представляет основную «клеточку» учебного процесса, относительно самостоятельную ступень учебной деятельности Она должна обладать устойчивостью к сохранению в памяти и служить как бы генетической затравкой для последующего наращивания новых знаний вокруг исходного начала

УДЕ- локальная система понятий, объединённых на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации Учащимся предлагается: Изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: составление уравнений реакций присоединения и отщепления, нахождение массы по количеству вещества и количества вещества по массе и т.п. Сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная реакции, периодические и линейные зависимости в изменении свойств химических элементов и веществ, противоречивые факты, прямые и обратные задачи Сопоставлять родственные и аналогичные понятия Сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения задач

Лейтмотив урока: Важно не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знаний видоизменённой. Изучать не всё понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом

Ключевой элемент технологии УДЕ - упражнение - триада Элементы упражнения рассматриваются на одном занятии: Исходная задача Обратная задача Обобщение

В работе над упражнением (задачей) выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: 1. Анализ условия 2. Выполнение упражнения 3. Проверка ответа (контроль) 4. Переход к родственному, но более сложному упражнению Таким образом основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных частей.

При работе над задачами целесообразно использовать приём повторяемости условия задачи ( в серии задач последующая отличается от предыдущей лишь одним каким- либо элементом) * облегчается переход от одной задачи к другой * информация, полученная при решении предыдущей задачи, помогает в поиске решения последующих задач * этот приём особенно полезен слабоуспевающим и медлительным детям

первый шаг Вычислите количество вещества сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой, взятой с избытком n =1моль n= х моль 2Al + 3S = Al 2 S 3 n= 2 моль n = 1 моль n( Al)/ n(Al 2 S 3 ) = 2 /1 второй шаг

Второй шаг. Составление и решение аналогичной задачи Заполнить вторую и третью строки таблицы и сформулировать задачу по данным каждой строки 2Al + 3S = Al 2 S 3 5моль х моль х моль Х моль 6 моль х моль Х моль х моль 4 моль

Третий шаг. Составление и решение обратной задачи. Заполнить четвёртую строку таблицы и сформулировать задачу по предложенным данным 2Al + 3S = Al 2 S 3 5 моль х моль х моль х моль 6 моль х моль х моль х моль 4 моль Четвёртый шаг. Составление задачи по элементам, общим с элементами исходной задачи. Возвращаемся к первой «готовой» задаче и меняем вопрос

aA + bB = cC n1n1 n 2 =x n 1 /n 2 = a/c n 2 = n 1 c/a m = x aA + bB = cC n1n1 n 2 - ? n 1 /n 2 = a/c m 2 = n 2 x M 2 n 2 = n 1 c/a Выч. массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой Вычислите количество сульфида алюминия, полученного при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой 2Al + 3S = Al 2 S 3 5 моль - m = х г - 6 моль m = x г m = x г m = x г 4 моль

Решение комбинированной задачи Вычислите массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия массой 27 г с серой, взятой в избытке. m1m1 m 2 = x aA + bB = cC n 1 - ? n 2 - ? n 1 / n 2 = a /c n 2 = n 1 c/a m 2 = n 2 x M 2 n 1 = m 1 / M 1 2Al + 3S = 2Al 2 S 3 54г m = x г m = x г m = x г 32 г m = x г m = x г m = x г 15 г

Взаимосвязанные задачи сливаются в группу родственных задач как крупную единицу усвоения ( триада задач ). Девять задач преобразуются в один тип, что приводит к обобщению приёмов рассуждения.

Опорные схемы Дано: m (n, V, w) продукта или реагента. Найти: m (n, V,w) другого продукта или реагента. 1. Составление уравнения реакции aA + bB cC + dD a моль b моль с моль d моль 2. Нахождение n (А или В) или n (С илиD) n = m/M или n = V/Vm 3. Нахождение искомых количеств веществ по уравнению реакции путём составления и решения пропорций n(A)/a = n(B)/b или n(A)/a = n(D)/d и т.д. n(A) = (n(B) x a) : b = (n(D) x a) : d и т.д. 4. Нахождение величин, требуемых по условию (m, V, n): m = M x n V = Vm x n W = m/m(р-ра) х 100%

n= m/M n = V/Vm n = N/NA Вещество М n m число число объём молекул атомов 0, 4 моль 6,4г 23 3* * 10 5,6 л SO 2 NH 3 O3O3 CO 2 N2ON2O

Результативность Появляется возможность сократить время изучения материала Происходит более глубокое понимание учебного материала учащимися, за счёт выявления большого количества логических связей в нём Обеспечивается более эффективное усвоение материала темы, в результате высвободившегося время на его закрепление