СВОЯ ИГРА Выполнили участники лингвистической школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Advertisements

Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по.
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Подготовка к диктанту Повторение по теме «Причастие»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Киселева О. А. МБОУ СОШ 2 г. Альметьевск 2012 год.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
ПАМЯТКА о Ъ СОГЛ. Ъ Е, Ё, Ю, Я. ПАМЯТКА о Ь СОГЛ. Ь Е, Ё, Ю, Я, И.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ, ЧИСЛАМ,
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
Правила Конец игре выходвыход выходвыход назад выходвыход выходвыход Дайте определение имени прилагательному Имя прилагательное – это самостоятельная.
Исторические изменения в морфемной структуре слова Преподаватель- кандидат филологических наук доцент Крапотина Т.Г.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах? Какие ещё части речи могут иметь такой состав?
Местоимения-прилагательные и местоимения –числительные в языке и речи.
Части речи. Имя существительное.. Расскажи о частях речи. Части речи. Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Обозначает ….. Отвечает.
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Слово « местоимение » означает – « вместо имени ».
Транксрипт:

СВОЯ ИГРА Выполнили участники лингвистической школы.

Выбери вопрос! Модуль Модуль Модуль

Модуль 1 10 Образуйте названия жителей от следующих названий городов: Образуйте названия жителей от следующих названий городов: Москва, Москва, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новосибирск, Вологда, Вологда, Пермь, Пермь, Орел, Орел, Ростов, Ростов, Иркутск, Иркутск, Томск, Томск, Казань, Казань, Сочи, Сочи, Владивосток. Владивосток. Ответ: Москва – москвич Москва – москвич Санкт-Петербург – петербуржец Санкт-Петербург – петербуржец Новосибирск – новосибирец Новосибирск – новосибирец Вологда – вологжанин Вологда – вологжанин Пермь – пермяк Пермь – пермяк Орел – орловчанин Орел – орловчанин Ростов – ростовчанин Ростов – ростовчанин Иркутск – иркутянин Иркутск – иркутянин Томск – томич Томск – томич Казань – казанец Казань – казанец Сочи – сочинец Сочи – сочинец Владивосток - владивостокец Владивосток - владивостокец

Модуль 1 20 К следующим заимствованным словам подберите соответствия с русской приставкой и русским корнем: пролог, пролог, эпилог, эпилог, супермен, супермен, демилитаризация, демилитаризация, экспорт, экспорт, импорт, импорт, реанимация, реанимация, консервация. консервация. Ответ: про-лог – преди-словие про-лог – преди-словие эпи-лог – после-словие эпи-лог – после-словие супер-мен – сверх- человек супер-мен – сверх- человек де-милитаризация – раз-оружение де-милитаризация – раз-оружение экс-порт – вы-воз экс-порт – вы-воз им-порт – в-воз им-порт – в-воз ре-анимация – о- живление ре-анимация – о- живление кон-сервация – со- хранение кон-сервация – со- хранение

Модуль 1 30 Какое слово имеет иной корень по сравнению с остальными: А) настольный А) настольный Б) столовый Б) столовый В) застольный В) застольный Г) престольный Г) престольный Д) столоваться Д) столоваться Решение. Слова настольный, столовый, застольный, столоваться имеют корень стол-, а слово престольный корень престол-. Слово престол, имеющее значения 1. «Трон монарха», 2. «Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря». 2. «Высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря». Ответ: Г) престольный

Модуль 1 40 Найдите «лишнее» слово: свинина,говядина,осетрина,конина,лососина.Решение: Существительные свинина, осетрина, конина, лососина называют мясо животного, названного производящим словом, – свинья, осетр, конь, лосось. Но животного говядо в современном русском языке нет, его наличие в древнерусском языке подтверждает лишь сохранившееся прилагательное говяжий. Существительные свинина, осетрина, конина, лососина называют мясо животного, названного производящим словом, – свинья, осетр, конь, лосось. Но животного говядо в современном русском языке нет, его наличие в древнерусском языке подтверждает лишь сохранившееся прилагательное говяжий. Ответ: говядина.

Модуль 1 50 Укажите слово, в котором нет суффикса -ТЕЛЬН-. А) содержательный Б) оборонительный В) смертельный А) содержательный Б) оборонительный В) смертельный Г) уравнительный Д) подсознательный Е) замечательный Г) уравнительный Д) подсознательный Е) замечательный Решение: Все слова, кроме слова «смертельный» образованы от глаголов при помощи суффикса - тельн-. В слове «смертельный», образованном от существительного «смерть», суффикс - ельн-, а «т» входит в корень. Решение: Все слова, кроме слова «смертельный» образованы от глаголов при помощи суффикса - тельн-. В слове «смертельный», образованном от существительного «смерть», суффикс - ельн-, а «т» входит в корень. Ответ: В) смертельный Ответ: В) смертельный

Модуль 2 10 Найдите лишнее слово: испанец,немец,китаец,бельгиец,австралиец.Решение. Существительные испанец, китаец, бельгиец, австралиец образованы с помощью суффикса -ец- от названий соответствующих стран. А слово немец не мотивировано названием «Германия». Первичное значение – «всякий иноземец, говорящий на чужом, непонятном языке». Ответ: немец Существительные испанец, китаец, бельгиец, австралиец образованы с помощью суффикса -ец- от названий соответствующих стран. А слово немец не мотивировано названием «Германия». Первичное значение – «всякий иноземец, говорящий на чужом, непонятном языке». Ответ: немец

Модуль 2 20 В основе какого из слов произошло историческое изменение: псковский,астраханский,одесский,киевский,краснодарский Решение: Все эти относительные прилагательные образованы с помощью суффикса -ск-. А при образовании пары Одесса – одесс-ск-ий > одесский произошла частичная диффузия, так как невозможно иметь в прилагательном три буквы С. Вторая буква С является одновременно частью корня и суффикса. Решение: Все эти относительные прилагательные образованы с помощью суффикса -ск-. А при образовании пары Одесса – одесс-ск-ий > одесский произошла частичная диффузия, так как невозможно иметь в прилагательном три буквы С. Вторая буква С является одновременно частью корня и суффикса. Ответ: одесский Ответ: одесский

Модуль 2 30 В следующих словах найдите опрощение: рябина,народ,свадьба,невеста,столица. Ответ: - рябин-а < ряб-ин-а (ср. рябой); - рябин-а < ряб-ин-а (ср. рябой); - народ < на-род (ср. народить); - народ < на-род (ср. народить); - свадьб-а < свад-ьб-а

Модуль 2 40 Даны слова. Какие из них являются родственными с исторической точки зрения? капитан,капать,капитал,капуста,капилляр. Решение. Эти слова имеют разное происхождение: Решение. Эти слова имеют разное происхождение: общеславянское капать, вероятно, звукоподражательное (ср. кап-кап); общеславянское капать, вероятно, звукоподражательное (ср. кап-кап); капилляр < лат. capillaris «волосяной»; капилляр < лат. capillaris «волосяной»; капитан, капуста < лат. caput «голова»; капитан, капуста < лат. caput «голова»; капитал < лат. capitalis «главный» от caput «голова». капитал < лат. capitalis «главный» от caput «голова». Ответ: капитан, капитал и капуста

Модуль 2 50 Каков исторический корень в слове воочию? Каков исторический корень в слове воочию? Ответ: Ответ: Исторический корень слова воочию – -оч-. Это вариантный корень: ок-о – оч-и. Наречие воочию образовалось в древнерусском языке путем сращения предлога въ и формы местного (предложного) падежа двойственного числа слово око. Воочию буквально значит «в глазах».

Модуль 3 10 Определите, какие из слов относятся к одному словообразовательному типу: белить,полнить,говорить, чернить, чернить,строить. Решение: Словообразовательный тип объединяет производные слова по общности трех признаков: Решение: Словообразовательный тип объединяет производные слова по общности трех признаков: 1) части речи мотивирующих слов 2) словообразовательного форманта 3) словообразовательного значения. Все данные глаголы имеют суффикс -и-. Глаголы говорить и строить в современном русском языке являются непроизводными. Глаголы говорить и строить в современном русском языке являются непроизводными. А глаголы белить, полнить и чернить образованы от прилагательных (белый, полный, черный) с помощью суффикса -и-. А глаголы белить, полнить и чернить образованы от прилагательных (белый, полный, черный) с помощью суффикса -и-. Ответ: белить, полнить, чернить.

Модуль 3 20 Определить последовательность словообразовательной цепочки (начиная с непроизводного слова): Определить последовательность словообразовательной цепочки (начиная с непроизводного слова): осмыслить осмыслить мысль мысль переосмысление переосмысление мыслить мыслить переосмыслить переосмыслить Ответ: Ответ: 1: мысль 2: мыслить 3: осмыслить 4: переосмыслить 5: переосмысление

Модуль 3 30 Какое из этих слов греческого происхождения не содержит в себе отрицательной приставки ан- ? А) анальгин Б) аноним В) анестезия Г) аналог Д) анархия Решение:. Анальгин – разновидность обезболивающего лекарства (от др.-греч. algos «боль»). или невралгия – вид нервной болезни. Аноним – безымянный (от др.- греч. onyma «имя»). Анестезия – обезболивание, приведение в состояние бесчувствия (от др.-греч. aisthanomai «чувствовать, ощущать» aisthesis «чувство»). Анархия – безвластие (от др.- греч. arche «власть»). Ответ: Г

Модуль 3 40 Даны суффиксы: -еств(о), - ин(а), -ищ(е). Какие из них могут встречаться после суффикса превосходной степени прилагательных - ейш-? А) только -ин(а) А) только -ин(а) Б) только -ищ(е) Б) только -ищ(е) В) -еств(о) и -ин(а) В) -еств(о) и -ин(а) Г) -еств(о) и -ищ(е) Г) -еств(о) и -ищ(е) Д) никакие Д) никакие Решение: После некоторый размышлений можно вспомнить слова на –ейшество: святейшество, и слова на -ейшина: старейшина. Ответ: В Решение: После некоторый размышлений можно вспомнить слова на –ейшество: святейшество, и слова на -ейшина: старейшина. Ответ: В

Модуль 3 50 В каких случаях корни слов пишутся не с удвоенной согласной? В каких случаях корни слов пишутся не с удвоенной согласной?колонна,кристалл,тонна,опереттаОтвет: В этих словах пишется одна, а не удвоенная согласная при присоединении к ним некоторых суффиксов, например: колонка, кристальный, пятитонка, оперетка. По общему правилу, при присоединении суффикса к корню, заканчивающемуся на удвоенную согласную, она сохраняется, например: класс – классный, кристалл – кристаллический. Слова с утратой удвоения относятся к исключениям. В этих словах пишется одна, а не удвоенная согласная при присоединении к ним некоторых суффиксов, например: колонка, кристальный, пятитонка, оперетка. По общему правилу, при присоединении суффикса к корню, заканчивающемуся на удвоенную согласную, она сохраняется, например: класс – классный, кристалл – кристаллический. Слова с утратой удвоения относятся к исключениям.